double arrow

Выделяют четыре типа тестов. 1. Тесты, помогающие проверить умения учащихся решать но- вые проблемы на основании изученного материала

1. Тесты, помогающие проверить умения учащихся решать но- вые проблемы на основании изученного материала.

2. Тесты, позволяющие выполнять мыслительные операции, основанные на ранее полученных знаниях.

3. Тесты, проверяющие знания тех сведений, которые необхо- димо запомнить и воспроизвести.

4. Тесты, позволяющие давать учащемуся критическую оцен- ку изученного, на основе которой проверяющий определяет вла- дение учащегося знаниями.

Для обработки результатов теста разработано несколько мето- дик, но самой распространенной является та, при которой каждо- му ответу присваивается определенный бал. К обработке резуль-


татов тестов применяются два подхода: ориентированный на нор- му и ориентированный на критерий.

При первом подходе результаты теста сравниваются со сред- ним результатом по какой-либо группе.

Суть второго подхода состоит в том, что индивидуальные ре- зультаты сопоставляются с заранее приготовленным критерием. Большое внимание уделяется разработке таких критериев, так как она требует анализа учебного материала и определяет, что и в ка- ком объеме должны знать учащиеся после прохождения опреде- ленного курса.

При составлении тестов необходимо придерживаться следую- щих требований:

1) тест должен быть объективен, т. е. его результаты зависят только от знаний ученика;

2) тест должен быть валиден, т. е. проверять только те зна- ния, умения и навыки, которые хочет проверить разработчик тестов;

3) тест должен быть надежен, т. е. он должен в разных усло- виях показывать одинаковые результаты.

Учителя могут сами разрабатывать тесты для проведения про- межуточного контроля знаний, но при проведении тестов, заме- няющих контрольные работы или экзамен учитель получает гото- вые задания заранее.

Если учитель сам составляет тест, то он должен придерживать- ся следующих правил:

1) задания тестов не должны требовать больших затрат време- ни на их выполнение;

2) задания тестов должны быть изложены в краткой и логич- ной форме;

3) значение заданий тестов должно быть однозначным, чтобы ученик мог правильно истолковать содержание;

4) тесты должны позволять получать количественную оценку результатов их выполнения.


Рейтинг — это индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений школьника, заносимый в классификацион- ный список (рейтинг-лист) и служащий для определения резуль- татов его усвояемости знаний. Проведение рейтингового контроля способствует определению рейтинга учащегося по какому-либо предмету. По результатам обучения и контроля рейтинг помогает понять, на каком уровне знаний находится ученик.

Как правило, рейтинговый контроль устраивают после про- хождения всего курса предмета, так как за один урок или за од- ну пройденную тему трудно установить рейтинг ученика. Часто рейтинговый метод контроля знаний применяют вместе с блоч- но-модульным обучением.

Рейтинг учащихся измеряется количеством баллов. Поэтому для того, чтобы получить большое количество баллов, ученики хо- дят на дополнительные занятия, а также могут переписывать уже сделанную контрольную работу, даже если они уже получили вы- сокую оценку.

Основные черты рейтинговой системы:

1. Все виды учебной деятельности оцениваются в баллах. Са- мый высокий балл за каждую учебную работу устанавливается заранее. Обычно самый высокий балл ученики могут получить на итоговом экзамене.

2. Виды учебной деятельности и их количество в учебном году устанавливается заранее.

3. Баллы распределяются таким образом, чтобы ученик понял, что получить их максимальное количество он может, только вы- полняя все виды учебной деятельности.

4. Иногда также устанавливаются такие виды учебной деятель- ности, за которые ученики могут получить дополнительные баллы.

5. Как правило, рейтинг класса проводится по прошествии не- которого количества времени.


6. Учителя регулярно ведут учет полученных баллов, а резуль- таты доводят до учащихся.

7. Результаты рейтинга вносятся в специальную таблицу, ко- торую вывешивают на обозрение. В эту же таблицу вносится са- мый высокий балл на данную календарную дату и средний балл по классу. Так ученики, учителя и родители могут узнать о рейтинге данного ученика.

8. Рейтинг ученика узнают, сравнив его результаты с результа- тами остальных учеников, и таким образом делают выводы о его успеваемости.

У Рейтинговой системы есть свои достоинства и свои недостат- ки. Среди достоинств можно выделить следующие:

1) при рейтинговой системе контроля знаний ученик более ответственно подходит к учебе, у него развивается самодисцип- лина и самооценка;

2) рейтинговая система позволяет ученику сравнить свои дос- тижения с прежними, т.о. он не столько сравнивает себя с дру- гими учениками, сколько с самим собой в прошлом;

3) рейтинговый метод стимулирует равномерную учебную ра- боту школьников;

4) отсутствие текущих оценок позволяет ученикам не бояться двойки, что улучшает психологический климат в классе и по- вышает активность учеников.

Недостатки рейтингового контроля таковы:

1) педагоги сами устанавливают и распределяют баллы, по- этому их количество может варьироваться;

2) рейтинговая система не совсем объективна, так как учи- тель может поставить большее количество баллов ученику, ко- торому больше симпатизирует;

3) многие ученики плохо ориентируются в рейтинговой систе- ме, поэтому не могут сами оценить свои достижения.


Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навы- ков с теми эталонами, которые представлены в учебной програм- ме. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.

Практически во всех школах нашей страны принята 5-балльная система отметок. Но существуют и другие, например 012-балль- ные. Их чаще всего используют за рубежом. Надо сказать, что в современной отечественной школе действуют также 4-балльные и 3-бальные системы отметок, так как часто единицы и двойки не ставят.

У оценки есть свои функции:

1) с помощью оценки учитель высказывает свое мнение о знаниях ученика;

2) оценка информирует ученика о его успехах и неудачах;

3) оценки ориентируют ученика об уровне его знаний. Есть несколько способов выставления оценки:

1) нормативный, когда знания ученика оцениваются, исходя из требований стандарта образования и программных требо- ваний;

2) личностный, при котором ответ ученика сравнивается с его действиями и ответами в прошлом;

3) сопоставительный, когда учитель сравнивает действия од- ного ученика с действиями другого.

Современная дидактика выдвигает такие требования к оцен- кам, при которых лучше всего использовать личностный способ оценивания, так как он позволяет проследить за индивидуаль- ными результатами каждого ученика.

При выставлении оценок учитель должен придерживаться сле- дующих правил.

1. Контроль знаний должен охватывать все важные элементы знаний, умений и навыков учеников.


2. При выставлении оценок учитель должен исходить из лич- ностного и нормативного способа оценивания.

3. При выставлении оценок учитель должен объяснить, поче- му он именно так оценивает знания ученика.

4. При выставлении оценок учитель должен использовать раз- нообразные методы контроля.

5. Необходимо давать возможность ученикам несколько раз ис- править оценку.

6. Кроме учительского контроля при выставлении оценок дол- жен присутствовать ученический самоконтроль и самооценка.

Современная система оценок имеет свои отрицательные черты.

1. Для многих учеников оценка становится конечной целью их учебной деятельности, которая в конечном итоге заслоняет истинные мотивы учебно-познавательной деятельности. Поэто- му ученики учатся только ради получения хорошей оценки, а не ради получения новых знаний.

2. На уроке контролю знаний и их оцениванию подвергается только часть учеников, поэтому учителю бывает трудно устано- вить, как на самом деле ученики усвоили пройденный материал.

3. В школе главным становится оценка учителя, а самоконтро- лю и самооценке уделяется меньше внимания, или же вообще не уделяется.

4. Часто оценка ученика становится оценкой работы учителя. Если ученик получил высокий бал за свой ответ, значит учитель был настолько хорош, что смог хорошо объяснить материал, и на- оборот. Такой подход мешает многим учителя объективно оцени- вать ответ учеников.

Большую роль играет вербальная оценка учителя, особенно, если это касается формирования у ученика самооценки. Учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испор- тить межличностные отношения в классе. Поэтому лучше срав- нивать уровень знаний ученика с его прошлыми заслугами.


Оценка — это процесс сравнения знаний, умений и навыков с эталонами, предусмотренными учебной программой. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.

Основные недостатки отметочного обучения:

1) учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе;

2) часто при выставлении оценок учителя допускают ошиб- ки, которые могут стать причиной конфликтов. Самая распро- страненная из них — перенос личного отношения к ученику на оценку его знаний.

В некоторых школах в порядке эксперимента стало вводить- ся безотметочное обучение. Основные характерные черты этой си- стемы:

1) в ходе обучения оцениваются не только общепринятые знания, умения и навыки, но и творческие способности уча- щихся, их активность и самостоятельность на уроках;

2) не должны оцениваться личные качества ребенка: его осо- бенности памяти, мышления, внимания, восприятия;

3) оценка «отлично» заменяется системой высших достиже- ний ученика в классе. Данная система создает в классе атмо- сферу соревновательности, что подталкивает детей к совер- шенствованию своих особенностей. Однако такую систему оценок нужно вводить осторожно, потому что некоторые дети, могут почувствовать себя ущемленными;

4) важно исключать возможность сравнивать детей между со- бой. У каждого ребенка должен быть свой «индивидуальный лист» достижений. В нем средствами оценивания могут быть какие- либо условные графики, таблицы, которые позволили бы фик- сировать уровни учебных достижений ребенка по разным па- раметрам. При этом формы оценивания должны быть такими, которые трудно сравнить (перевести) с обычными отметками;


5) оценка учителя должна соотноситься с самооценкой уча- щегося. Если эти оценки не совпадают, то учитель и ученик должны обсудить моменты расхождения и договориться о сов- местной, удовлетворяющей обе стороны оценке.

Одним из важнейших средств оценивания знаний учащихся яв- ляется «лист индивидуальных достижений». Он должен быть у каж- дого ученика отдельно и фиксировать достижения по каждому предмету. При этом недопустимо афишировать достижения уча- щихся, выставляя в классе так называемый «экран успеваемо- сти».

На пути перехода к данной системе обучения встречаются свои трудности:

1) необходимо согласование оценочной политики школы с родителями учащихся и их требованиями в отношении про- ведения процедуры контроля внутри школы;

2) необходимо согласие всех работников учебного заведения. Хотя безотметочное обучение встречает различные препятствия

на пути своего развития, все же многие известные педагоги вы- ступают в его защиту. Ш. А. Амонашвили утверждает следующее:

1) безотметочное обучение позволяет повысить рейтинг зна- ний в глазах учащихся, так как формирует полноценную учеб- ную деятельность учеников на основе познавательного инте- реса;

2) отсутствие сравнения достижений учащихся в системе без- отметочного обучения позволяет детям свободнее и раскован- нее чувствовать себя. Они не боятся делать ошибки, ибо они (ошибки) не будут выставлены напоказ.

Ш. А. Амонашвили предложил заменить обычные отметки гиб- кой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки.


Форма организации учебной деятельности учащихся на уроке важна для более эффективного проведения урока. Выделяют три формы организации:

1) индивидуальная работа;

2) фронтальная работа;

3) групповая форма работы.

Индивидуальная работа учащихся на уроке подразумевает от- дельную самостоятельную работу учащегося, подобранную в соот- ветствии с уровнем его подготовки. Это может быть следующее:

1) работа по карточкам;

2) работа с картой;

3) работа у доски;

4) заполнение таблиц;

5) написание рефератов, докладов;

6) работа с учебниками и т. д.

Данная форма организации деятельности учащихся может быть применена на любом этапе урока, например, ее целесооб- разно использовать:

1) для закрепления полученных знаний;

2) для обобщения и повторения пройденного материала;

3) при самостоятельном изучении нового материала и т. д. Однако у индивидуальной работы есть серьезный недостаток:

способствуя воспитанию самостоятельности учащихся, она не- сколько ограничивает их общение между собой, стремление пе- редавать свои знания одноклассникам.

Фронтальная работа учащихся на уроке подразумевает общую, одновременную работу со всем классом. Это может быть следую- щее:

1) беседа;

2) обсуждение;

3) сравнение;

4) диктант и т. д.


Данная форма работы позволяет:

1) установить доверительные отношения с классом, так как ученик участвует в работе класса учащихся посредством свое- го рассказа, объяснения или беседы;

2) активизировать деятельность и познавательные интересы учащихся.

Фронтальная форма организации обучения требует от педаго- га большого умения организовать работу всего класса, терпеливо выслушивать всех учащихся, тактично корректировать их ответы и т. д.

У данной формы учебной работы есть и ряд недостатков. Она не учитывает индивидуальные особенности учащихся, в результа- те чего ученики с более низким уровнем подготовки хуже усваи- вают материал, а сильные ученики не имеют возможности совер- шенствовать свои способности.

Групповая форма работы в классе предусматривает следующее:

1) деление класса на группы, которые получают либо одина- ковое, либо дифференцированное задание и выполняют его совместно;

2) количественный состав групп зависит прежде всего от ве- личины класса (примерно от трех до шести человек);

3) при этом члены группы должны выбираться учителем та- ким образом, чтобы в каждой находились ученики разного уровня подготовки. Это увеличивает возможную помощь сла- бым учащимся.

В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Групповая форма имеет и свои недостатки:

1) учитель должен иметь высокий уровень педагогического мастерства, чтобы организовать групповое обучение;

2) существуют трудности в комплектовании групп, так как в классе не всегда есть достаточное количество сильных уче- ников, которые могут быть лидерами группы.

Необходимо отметить, что по отдельности каждую из трех форм организации учебной деятельности учащихся применять не реко- мендуется. Только сочетание этих форм — групповой, фронтальной и индивидуальной — приносит ожидаемые положительные резуль- таты. Это сочетание определяется учителем в зависимости от ре- шаемых учебно-воспитательных задач на уроке, от учебного пред- мета, специфики содержания, его объема и т. п.


Во внеклассной воспитательной работе применяются разные формы организации учащихся. В зависимости от степени пригод- ности тех или иных форм для решения воспитательных задач их можно подразделить следующим образом:

1) общие формы, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от цели и содержа- ния;

2) специальные формы, отражающие специфику только од- ного какого-либо направления воспитательной работы и его задач.

Есть форма работы, где учащиеся относительно малоактивны,

их главная деятельность:

1) слушание;

2) восприятие;

3) размышление;

4) осмысление.

К формам работ с малоактивными учащимися можно отнести:

1) лекции;

2) доклады;

3) встречи;

4) экскурсии;

5) посещение театров, концертов, выставок.

Другие формы работы требуют активного участия и деятель- ности самих школьников на разных этапах подготовки мероприя- тий и их проведения. К таким формам относятся:

1) кружки;

2) олимпиады;

3) конкурсы;

4) викторины;

5) тематические вечера;

6) вечера отдыха;


7) выставки и музеи;

8) диспуты или дискуссии;

9) журналы.

Кружковая работа организуется учителем по своему опреде- ленному предмету. Она создает возможности для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных клас- сов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной об- становки, создаваемой на основе общности интересов и духовных потребностей.

Тематические вечера и утренники имеют прежде всего познава- тельную направленность, посвящаются какой-либо одной специаль- ной теме.

Вечера отдыха — это праздничные вечера, которые включают обычно художественную самодеятельность, аттракционы.

Конкурсы проводятся и в области спорта, и в области художест- венной самодеятельности, и по отдельным учебным предметам, вносят дух соревнования в жизнь школы и имеют следующие раз- новидности:

1) смотры;

2) турниры;

3) фестивали;

4) викторины;

5) состязания.

Предметные олимпиады также осуществляются на конкурсной основе по какому-либо предмету и являются средством развития интереса к знаниям. Они проводятся в масштабе всей школы, райо- на или города.

Туристическая работа — это организация и участие в секциях туризма, археологических кружках, включающих в себя туристи- ческие походы различного целевого направления и длительности, экспедиции.

Краеведческая работа предусматривает создание кружков, за- нимающихся работой с музеями, постоянным пополнением экс- позиций, организацией тематических выставок.

Диспут или дискуссия. Условием успешности их проведения является выбор действительно интересующей темы или пробле- мы для обсуждения. Ценность диспута — в свободном обмене мнениями, высказывании собственных мыслей и суждений.


Большую помощь во всех видах внеклассной работы оказы- вает школьная библиотека, которая устраивает тематические вы- ставки книг, помогает в подборе необходимой литературы.

К внешкольным учреждениям, помогающим организовать вне- классную работу, относятся:

1) детские клубы;

2) секции;

3) центры дополнительного образования;

4) дворцы детского творчества;

5) станции юных натуралистов;

6) туристические станции;

7) спортивные школы, музыкальные школы.

В данных учреждениях учащимся прививают вкус и интерес к исследовательской работе, ведению наблюдений, творческой дея- тельности, спортивным достижениям.


Методы воспитания — это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью фор- мирования у них определенных убеждений и навыков. Суще- ствует классификация методов воспитания, которая, однако, со- ставлена весьма условно. Причина этого заключается в том, что каждый из методов отдельно, зачастую, не применяется, а ис- пользуется, так называемое, комплексное воздействие на уча- щихся с помощью нескольких методов одновременно. Выделим основные методы воспитания.

Методы, способствующие формированию убеждений. Они при- меняются в том случае, если ученику необходимо сообщить но- вую информацию, объяснить что-либо или по-особому воздей- ствовать на его сознание. Ведущую роль в этой группе методов играют методы словесного убеждения. Применение этих мето- дов на практике приводит к появлению специальных форм во- спитания.

Фронтальная беседа на воспитательную тему (этическая беседа). Такие беседы обычно проводятся классным руководителем. Цели и темы этической беседы определяются в соответствии с возраст- ными особенностями учащихся и уровнем их воспитанности. Од- ним из видов этической беседы служит воспитательная работа по убеждению ученика в неправильности совершенного поступка. Сущность проступка выявляется на основе аналогии и сопоставле- ния с другими подобными проступками, оценка которых не вы- зывает у учащихся сомнения.

Индивидуальная беседа с отдельными учащимися. Это наиболее сложная форма воспитания. Основное условие проведения по- добной беседы — отсутствие психологического барьера между уче- ником и учителем. Только в этом случае индивидуальная беседа положительно повлияет на воспитательный процесс.


Проведение диспутов и дискуссий с наиболее острыми проблем- ными вопросами. Эта форма воспитания предполагает активное участие самого учащегося: подготовка докладов по отдельным во- просам, участие в обсуждении, высказывание своей точки зрения.

Методы, способствующие выработке навыков и привычек пра- вильного поведения. Эти методы имеют свои формы воспитания:

1) проведение воспитательных упражнений. Упражнение (в воспитании) — это создание учителем такой ситуации, в ко- торой ученик проявляет свои навыки правильного поведения. Например, когда ученики приветствуют учителя, то они всег- да встают, это привычная, обязательная норма приветствия. Тем самым, ученики учатся уважать педагога;

2) поручение. Таким способом на практике можно проверить те нравственные и этические принципы, которые должен был усвоить ученик в ходе словесного убеждения;

3) переключение — форма воспитания, направленная на оту- чение учащихся от вредных привычек и их переключение на какой-либо другой вид деятельности.

Методы стимулирования деятельности учащихся. Перечислим основные формы работы с учащимися в рамках данных методов:

1) поощрение. Имеют воспитательную ценность только при рациональном их применении. Самые распространенные фор- мы поощрения — это похвала, награда книгой, «дипломом», похвальной грамотой, медалью и т. п.;

2) наказание. Для того, чтобы оно было эффективным, нака- зание должно быть осознано как справедливое и залуженное.


На уровне обычной воспитательной деятельности учитель са- модостаточен, так как руководствуется не научным, а традицион- ным, профессиональным опытом. Самодостаточность в данном случае означает отсутствие потребности в сомнениях, критичности и переосмыслении воспитательного материала. Она подводит пе- дагога к деятельности, которая представляет собой «закрытое вос- питание» — готовые образцы воспитывающих мероприятий и упо- рядоченных действий с ними.

Особенности «закрытого воспитания»:

1) не требует от учителя какой-либо научной организации (достаточно взять сценарий мероприятия и распределить от- ветственных за его выполнение;

2) не учитывается ценность понимания учеником смысла ин- формации, которая становится содержанием сознания;

3) для ученика снижается ценность работы учителя, который автоматически становится передатчиком воспитывающей ин- формации, направленной на обучение качествам, правилам по- ведения или на тренировку их выполнения.

Основные признаки применения традиционных методов вос- питания:

1) увещевание;

2) пристыжение;

3) убеждение;

4) угрозы;

5) наказания.

Основные признаки закрытого воспитания:

1) линейность;

2) законченность;

3) объективность;

4) замкнутость;

5) предельная полнота описания;

6) абсолютная точность;


7) устойчивость;

8) всеобщность основ передаваемых знаний о культуре;

9) предсказуемость результатов применения знаний. Важными проблемами и задачами современной педагогики

становятся:

1) понимание учителем смысла «открытого воспитания». Его открытость понимается только как доступность, допуск к все более возрастающему объему информации. Феномен откры- тости намного шире, что связано с появлением новых социаль- ных понятий, в частности «общества открытого типа». Такое общество еще не создано, однако его модели выступают в ка- честве наиболее приближенных к гуманистическому идеалу условий для выживания и успешного существования челове- чества XXI в.;

2) создание соответствующей гуманистическому идеалу дейст- вующей модели воспитания.

Основные направления «открытого воспитания»:

1) процесс «открытого воспитания» — процесс целенаправ- ленный, имеющий целью в современных условиях формиро- вание всесторонне и гармонично развитого человека;

2) цель в воспитании должна реализовываться так, чтобы она превращалась бы в цель, близкую и понятную воспитаннику;

3) необходимы усложнение и углубление воспитательных за- дач по мере роста и развития человека;

4) процесс воспитания должен быть многофакторным (с ак- тивным участием в воспитании отдельных воспитателей, всей школы в целом и всего общества, всех его воспитательных ин- ститутов);

5) процесс воспитания должен быть комплексным, так как личность человека формируется в целом и развитие у него определенных черт и качеств идет не поочередно, а сразу, в комплексе;

6) формирование новых взглядов, характеризующих этап при- нятия, освоения и превращения усвоенных норм в личное до- стояние.


Наивысший уровень нравственного становления человека — направленность личности, в которой отражены наиболее типич- ные черты и качества, способы действий и формы поведения.

В основе поведения всегда должны лежать:

1) знания о том, что является правильным, а что неправиль- ным, т. е. у человека должны быть сформированы определен- ные представления и понятия о моральных нормах;

2) определенная эмоционально окрашенная оценка этих норм, т. е. необходимость следовать им, должно быть вырабо- тано нравственное сознание как регулятор всех действий и по- ступков человека.

Нравственный идеал — личное представление о человеке, в ко- тором воплощены лучшие нравственные черты и качества — яв- ляется важнейшим компонентом нравственного сознания.

Знание о нравственности в значительной части приобретается стихийно — из окружающей действительности при восприятии реальных взаимоотношений окружающих.

Нравственная оценка лежит в основе формирования отноше- ния к выбору того или иного способа действия.

Понимание и усвоение нравственных норм — это начало ра- боты по формированию у ученика тех или иных качеств. Становле- нию нравственности ребенка активно способствуют:

1) воспитание патриотизма;

2) воспитание гуманизма;

3) воспитание бережного отношения к природе.

Воспитание патриотизма. Патриотизм — любовь к своему оте- честву — ведущее нравственное качество, которое следует рассма- тривать как проявление идейности и политической сознательно- сти человека. Это общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране.

Существует несколько направлений патриотического воспи- тания:

1) воспитание любви к своему краю, месту, где человек ро- дился и вырос, позволяющее учащимся усвоить знания о сущ-


ности общественного строя страны, понимать причины проис- ходящих в стране событий, знать ее политические и государ- ственные учреждение, законы;

2) разъяснение и использование государственных символов:

герба, флага, гимна;

3) воспитание любви и бережливости по отношению к при- роде;

4) изучение истории литературы и географии родного края;

5) развитие интереса к национальной культуре, к историче- ски сложившимся национальным обычаям, традициям. Воспитание гуманизма. Гуманность — это:

1) нравственное качество, обращенное к другим, т. е. оно ха- рактеризует особое мировоззрение человека, реализуемое в его непосредственных взаимоотношениях с другими людьми;

2) мировосприятие, а точнее — восприятие другого человека, включающее уважение к нему как к другому равноправному члену общества, дружелюбие и доброжелательность, внима- ние к его нуждам и готовность прийти на помощь;

3) терпимость и великодушие, предполагающие умение по- нять слабости или затруднения другого человека, прощать слу- чайные проступки.

Воспитание бережного отношения к природе. Отношение чело- века к природе — это также область общественных отношений. Природа — наша среда обитания, источник знаний, область тру- да, место отдыха. Воспитание у человека правильного отношения к природе — это забота о сохранности природы, бережное ис- пользование ее ресурсов, приучение учащихся с младшего возраста заботиться о природных богатствах.


Под организацией труда понимается его упорядочивание, прида- ние ему планомерности. Организация детского труда должна учи- тывать возрастные и индивидуальные особенности детей и законо- мерности их развития, в том числе эстетическое и физическое.

От педагога требуется быть примером, изучать сильные и сла- бые стороны своих учеников, организовывать деятельность и т. п.

Психологический аспект деятельности педагога при воспита- нии средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников про- явление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспи- тательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.

В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более зна- чительных результатов чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных за- дач педагога сформировать и направить эту активность.

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастаю- щего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.

Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем ради чего он органи- зован. Детский труд организовывается прежде всего с воспита- тельными целями.

Труд в обществе, как правило, носит коллективный характер, поэтому от каждого участника требуется умение взаимодейство- вать. Следовательно, школьники должны включаться в общест- венное производство. Подготовить ребенка к труду — это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться.


Психологическая готовность к труду означает уровень развития лич- ности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как:

1) игра;

2) учение;

3) бытовой и производительный труд;

4) техническое творчество.

Так как этот вид деятельности не тождественен ни учебной дея- тельности, ни трудовой деятельности взрослых, то ее условно вы- деляют как учебно-трудовую.

Существуют основные сферы трудового воспитания:

1) политехническое образование — овладение научными осно- вами и принципами всех производств;

2) производительный труд — включение учащихся в такую дея- тельность, результатом который будет определенная продук- ция;

3) общественно полезный труд — труд, имеющий обществен- ную значимость;

4) самообслуживание — заключается в поддержании чистоты в классе, школе, школьной территории и т. п.;

5) домашний труд носит характер бытового труда (поддержа- ние чистоты и порядка у себя дома). Его цель — показать уче- нику необходимость помогать членам своей семьи, соседям, а также приучить к обслуживанию самого себя;

6) профессиональный труд — получение специального профес- сионального образования и работы по этой специальности.


Под умственным воспитанием подразумевается целенаправ- ленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся.

Под умственным развитием можно понимать процесс развития умственных сил и мышления, происходящий в результате всей сум- мы возможных жизненных влияний и воздействий.

В определение умственного воспитания и развития входят по- нятия «мышление» и «умственные силы».

Мышление представляет собой опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действи- тельности в их существенных связях и отношениях, является про- дуктом деятельности мозга.

Различают виды мышления:

1) логическое;

2) абстрактное;

3) обобщенное;

4) теоретическое;

5) техническое;

6) репродуктивное;

7) творческое.

Логическое мышление характеризуется:

1) овладением приемами логической обработки знаний, т. е. установлением обобщенных связей между новыми знаниями и ранее изученным материалом, приведением их в определен- ную упорядоченную систему;

2) умением давать определение понятий;

3) овладением приемами рассуждения, доказательства, опро- вержения, выведением заключений, выдвижением предполо- жений (гипотез, прогнозов).

Абстрактное мышление — умение человека отвлекаться от не- существенных, второстепенных, признаков, выделять общие и су- щественные и на этой основе формировать абстрактные понятия.


Обобщенное мышление характеризуется умением находить об- щие принципы или способы действия, распространяемые на опре- деленную группу явлений.

Теоретическое мышление характеризуется:

1) способностью к усвоению знаний высокого уровня обоб- щенности;

2) пониманием научных основ и принципов развития тех или иных областей знания.

Техническое мышление предполагает понимание научных ос- нов и общих принципов производственных процессов, психоло- гическую готовность человека к работе с техникой.

Репродуктивное мышление связано с актуализацией усвоенных знаний для решения задач известного типа или выполнения дей- ствий в знакомых условиях.

Творческое мышление — самостоятельное решение человека новых, ранее не известных ему задач, которое совершается как с опорой на уже известные ему знания, так и с привлечением но- вых данных, способов и средств, необходимых для их решения.

Под умственными силами понимается определенная степень развитости ума, делающая человека способным к накоплению знаний, совершению основных мыслительных операций, овладе- нию определенными интеллектуальными умениями.

Задачи умственного воспитания:

1) накопление фонда знаний как условие мыслительной дея- тельности;

2) овладение основными мыслительными операциями;

3) формирование интеллектуальных умений, характеризую- щих интеллектуальную деятельность;

4) формирование диалектико-материалистического мировоз- зрения.

Большую роль в достижении высокого уровня овладения фон- дом знаний играют:

1) личная целеустремленность человека;

2) выдвигаемые им перед собой цели, мотивы, побуждающие его к познавательной деятельности;

3) общеучебные умения;

4) выработка длительной интеллектуальной деятельности. Умственное развитие и умение мыслить предполагает овладе-

ние основными мыслительными операциями:

1) анализом;

2) синтезом;

3) сравнением;

4) классификацией.


ЛЕКЦИЯ81. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

Воспитание — это осмысленное и целенаправленное взращи- вание человека в соответствии со спецификой целей, групп и ор- ганизаций, в которых оно осуществляется. Основа воспитания — социальное действие, которое М. Вебер определял как напра- вленное решение проблем, сознательно ориентированное на от- ветное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которы- ми человек вступает во взаимодействие. Отличительная черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный (прерыв- ный) — т. е. ограничен местом и временем.

Понятие «воспитания» многозначно, его рассматривают как об- щественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д.

Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитатель- ных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще бо- лее узком значении — это решение конкретных воспитательных задач.

Наиболее общие явные функции воспитания:

1) планомерное создание условий для относительно целена- правленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

2) подготовка необходимого для развития общества «челове- ческого капитала», в достаточной мере адекватного обществен- ной культуре;

3) обеспечение стабильности общественной жизни через тран- сляцию культуры;

4) регулирование действий членов общества в рамках социаль- ных отношений с учетом интересов половозрастных и социаль- но-профессиональных групп.


По содержанию исследователи делят воспитание на:

1) умственное;

2) трудовое;

3) физическое;

4) нравственное;

5) эстетическое;

6) правовое;

7) половое;

8) экономическое;

9) экологическое.

По институциональному признаку можно выделить:

1) семейное воспитание;

2) религиозное воспитание;

3) социальное воспитание;

4) дизсоциальное воспитание.

Воспитание — это многофакторный процесс, т. е. на него ока- зывает влияние не только образовательные учреждения, но и се- мья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода — объединение всех воспитательных сил.

В образовательном процессе действия воспитателя (учителя, педагога) целенаправленны.

Результаты и эффективность воспитания в условиях современ- ного общества готовностью и подготовленностью членов обще- ства к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имею- щие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания — готовность и способность человека к самоизмене- нию (самостроительству, самовоспитанию).

В образовательном процессе проверка результатов воспита- ния проводится различными путями:

1) анализ ответов на прямо поставленные вопросы;

2) оценочные суждения (на примере какой-либо ситуации из жизни или из книги);

3) сочинения на свободную тему («Мой идеал», «Что такое нравственность?» и т. п.);

4) диспуты и дискуссии на тему, выбранную воспитателем;

5) личная беседа учителя с учеником.


ЛЕКЦИЯ82. Физическое воспитание

Физическое воспитание — одна из древнейших форм целена- правленного воспитательного процесса.

В процессе обучения в школе по курсу физического воспита- ния предусматривается решение следующих задач:

1) воспитание у учащихся высоких моральных, волевых и фи- зических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

2) сохранение и укрепление здоровья школьников, содействие правильному формированию и всестороннему развитию орга- низма, поддержание высокой работоспособности на протяже- нии всего периода обучения;

3) всесторонняя физическая подготовка учащихся;

4) воспитание у школьников убежденности в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. Ведущая форма физического воспитания в школе — это урок.

В зависимости от цели урока и комплекса отрабатываемых упраж- нений уроки могут проводиться по-разному.

Однако, существует наиболее распространенная схема прове- дения урока физической культуры в школе:

1) урок начинается с комплекса вводных упражнений, позво- ляющих психологически подготовить учеников к уроку;

2) затем идут строевые упражнения, ходьба, бег. Они обеспе- чивают общую разминку основных групп мышц;

3) подготовительные упражнения, направленные на разработ- ку той части мышц, которая будет вовлечена в разучивание нового комплекса упражнений;

4) разучивание и отработка специального комплекса упраж- нений, которые входят в частичную задачу урока;

5) заканчивается урок группой спокойных упражнений, пред- назначенных для приведения организма в равновесие. Физическое воспитание имеет большое значение для всего про-

цесса обучения. Исследования психологов показали, что причи- ной неуспеваемости 85% учащихся является нездоровье или фи-


зические недостатки. От общего здоровья и физических сил во многом зависят память, усидчивость и внимательность. Следова- тельно, укрепление физического здоровья способствует повыше- нию интенсивности умственного труда.

Физическое воспитание облегчает человеку выполнение тру- довых операций, так как приучает его к большей точности и направ- ленности движений, соразмерности их силы с целью и т. п.

Физическое воспитание связано с эстетическим. Вдохновение художников нередко вызвано красотой здорового тела, грациоз- ностью и ловкостью движений. Это необходимо знать ученикам.

Физическое воспитание должно быть направлено на то, чтобы человек сам активно заботился о своем здоровье. Задача учителя состоит в том, чтобы привить любовь к спорту, к занятиям физи- ческой культурой, к ежедневной гимнастике и доказать необхо- димость этого на протяжении всей дальнейшей жизни.

Важны занятия физической культурой не только в определен- ные часы и дни недели, отведенные школьной программой. Массо- вые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоро- вья, совершенствование физической и спортивной подготовлен- ности учащихся. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спор- тивных лагерях, во время лагерных сборов и т. п. Однако не стоит делать посещение секций обязательным, это наоборот «отпугнет» учащихся.


Общественное воспитание — это воспитание способности че- ловека жить в обществе.

Общественное воспитание существовало уже в античности. Для Спарты было характерно высокая степень уничижения человече- ских слабостей и человеческих жизней, что, конечно, на первый взгляд кажется ужасным, но это всего лишь необходимая потреб- ность общества, в котором жили древние спартанцы, калеки им были не нужны, им были нужны физически здоровые сограждане. Хотя, по современным меркам, система все же чрезвычайно жесто- ка. Спарта — это выдающийся феномен общественного воспита- ния, причем феномен как в плохом (в меньшей мере), так и в хоро- шем (в большей мере) смысле слова.

В Афинах же обучение хотя и носило общественный характер в целом, но было аристократическим, поэтому оно достигало лишь определенных целей. Однако общественное воспитание было, а то, что было четкое разделение на «аристократов» и рабов — это историческая примета. В Афинах развивалась система образова- ния с отторжением от труда, он был недостоин свободного Афи- нянина.

Однако, это было ошибочно, уже на тот момент практика по- казывает, что материал усваивается лучше при непосредственном соприкосновении с объектом изучения или на примерах для не- посредственной практики. Это уже нам привыкшим мыслить аб- страктно, имеющих весьма приличный багаж знаний (по меркам того времени) легко воспринимать предмет обучения на слух, хо- тя скажем, маленькие дети даже в наше время сразу не в состоя- нии мысленно воспринимать информацию, то есть без примеров. В последствии некого времени это презрение к труду переняли древние римляне, хотя не сразу.

Вначале у римлян понятие «гражданин» было связано не толь- ко с его прямым значением, но и с понятием «хороший земледе- лец» и «хороший семьянин», то есть была любовь к труду, которая


впоследствии была сведена к нулю. И эту лень утоляла поистине многомиллионная армия рабов.

Античная эпоха сыграла существенную роль в развитии на-

родного образования и общественного воспитания, но не более чем оформила народное образование и стала логическим заклю- чением эпохи древности, которая хоть и делится на части, но не в истории образования.

Сегодня роль общественного воспитания определяется преж- де всего тем, что человек должен быть не только образован, но и адаптирован к окружающему миру и людям.

Подготовка любого специалиста должна стать основательной, он должен быть не однобоко специализирован согласно западной идеологии, а всесторонне развитой и чрезвычайно высоко эруди- рованной личностью. Именно личностью, личностью в составе общества, а не отдельно от него. При этом с высокой степенью интеграции в общество, для принесения наибольшей выгоды об- ществу. Ведь человек не принадлежит себе, он принадлежит об- ществу, его воспитавшему, и пользу в первую очередь он должен нести не себе, а этому самому обществу. И, что важно, при этом не забывая о себе. Именно этому необходимо научить ребенка в школе. Задача учителя: не настаивать на своей точке зрения на общество, а предложить вариативную программу понимания системы общества. В этом и есть основа смысла воспитания со- граждан в обществе.


Эстетическое воспитание — это воспитание средствами пре- красного в искусстве, природе и всей окружающей действитель- ности.

Основные задачи эстетического воспитания:

1) развитие эстетического восприятия, способности восприни- мать прекрасное в окружающей природе, в искусстве. Такое раз- витие проявляется у учащихся в пробуждении эстетических чувств, в способности реагировать на прекрасное. Сталкива- ясь с прекрасным, человек может им любоваться и восхищать- ся, негодовать и горевать, испытывать чувство любви и нена- висти, чувство приязни и отвращения, чувство радости и т. п. Задача учителя — сформировать у учащихся способность быть чуткими к природе и искусству. Для того, чтобы понимать на- до знать, для появления у учащихся способности восприни- мать, прекрасное необходимо эстетическое образование. Это относится прежде всего к таким видам искусства, как живо- пись, скульптура, музыка, литература;

2) воспитание эстетического вкуса, способности оценивать пре- красное. Эстетический вкус сложно сформировать, у каждого человека существует свой эстетический идеал. В эстетике пре- красным называют то, что способно вызвать благоприятные чувства и эмоции, доставить эстетическое наслаждение. Эсте- тический вкус каждого отдельного человека может не совпа- дать с эстетическим вкусом и идеалом другого. Как вести себя учителю, когда ученик доказывает, что музыка в стиле «тяже- лый рок» доставляет учащемуся эстетическое наслаждение? Можно ли безоговорочно отвергнуть такую точку зрения? Нет. В этом и состоит роль учителя: не столько сформировать опре- деленные, устоявшиеся, традиционные представления о пре- красном, сколько научить соотносить эстетические вкусы раз- ных людей в разные исторические периоды и эстетические вкусы современности со своими личными;


3) воспитание эстетического отношения к действительности, что включает активные действия человека по охране и защите прекрасного. Эта задача является не только проблемой эстети- ческого воспитания, но и нравственного. Учащиеся должны знать основные положения эстетического поведения. Учитель должен не только наглядно представить предметы искусства, но и предложить учащимся самим попробовать создать подоб- ные «шедевры». Это поможет учащимся научиться ценить ис- кусство и тех, кто помогает его развитию.

Эстетическое воспитание в обучении осуществляется как в про- цессе преподавания ряда общеобразовательных дисциплин (лите- ратура, география, история, история, биология), так и с помощью эстетических дисциплин (музыка, изобразительное искусство).

Уроки музыки даются с 1 по 7 классы включительно. Основная задача этих уроков — приобщение учеников к музыке, развитие музыкального вкуса, формирование активного творческого отно- шения к ней. Важно, чтобы ученики занимались на уроках не только пением, но и получали интересную и полезную информа- цию о наиболее известных композиторах-классиках, а также со- временных композиторах.

Курс изобразительного искусства введен с 1 по 6 класс. Здесь ученики не только получают знания «о прекрасном», но и сами активно участвуют в создании своих маленьких картин.


Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на полную реализацию человека как личности.

Самовоспитание связано с ясно осознанными целями, идеа- лами, определенным уровнем самосознания, критического мышления, способностью и готовностью к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание находится в неразрывной связи с воспитанием, подкрепляя и развивая процесс формирования личности.

Компоненты самовоспитания:

1) самоанализ личностного развития — размышление над от- дельными качествами своей личности, способствует обдуман- ным действиям и поступкам, помогает установить причинно- следственные связи;

2) самоотчет — повышает ответственность за свои поступки, способствует обмену опытом работы по самовоспитанию;

3) самоконтроль — помогает выявить качества характера и оценить свои возможности;

4) самооценка — помогает правильно и объективно оценить себя, дать характеристику и оценку отдельным качествам лич- ности.

Виды самовоспитания:

1) интеллектуальное;

2) эстетическое;

3) физическое;

4) психологическое.

Интеллектуальное самовоспитание. Цель интеллектуального самовоспитания учителя — научиться изложить свои знания так, чтобы увлечь, заставить почувствовать жизнь в своем предмете. Основной интеллектуальной деятельностью учителя школы является общение с учениками.

Решающими факторами для интеллектуального воспитания являются:

1) хорошо развитая устная речь;

2) письменная речь;


3) глубокие профессиональные знания самого разнообразно- го характера, включающие высокий уровень общего образова- ния.

Этическое самовоспитание. Цель эстетического воспитания — уделять больше внимания навыкам общения. Комплекс навыков, необходимый для этого, трудно определяем и зависит от типа ха- рактера, воспитания, мышления.

Решающие факторы этического самовоспитания:

1) умение установить и поддержать контакт с собеседником;

2) умение привлечь и удерживать внимание собеседника;

3) воспитание уважения к другим людям, к их чувствам и эмо- циям.

Физическое самовоспитание. Цель физического самовоспита- ния — увеличение физической нагрузки, улучшение физического состояния организма. Физическая нагрузка в деятельности учите- ля очень мала, он часто подвержен стрессам, болезням и недомо- ганиям.

Решающие факторы физического воспитания:

1) присутствие особого психологического компонента, позво- ляющего снять стресс, сбросить усталость;

2) поднятие общего тонуса;

3) умение обращаться с собственным телом;

4) поддержание нормальной спортивной формы. Рекомендуемые физические нагрузки:

1) бег;

2) плавание;

3) туризм;

4) оздоровительные спортивные системы.

Психологическое самовоспитание. Цель психологического вос- питания — подготовить учителя к специфике своей профессио- нальной деятельности.

Дети очень чувствительны к психологическому состоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого можно только при наличии устойчивой, уравновешенной нервной системы.

Решающие факторы психологического самовоспитания:

1) умение длительно концентрироваться;

2) умение снимать психологическое напряжение;

3) стремление понимать состояние учеников;

4) правильное общение с родителями и коллегами.


Коллективизм определяется как принцип общественной жиз- ни и деятельности людей, противоположный индивидуализму.

Понятие коллектива может быть сведено к следующим приз- накам:

1) объединение людей на основе каких-либо общих задач;

2) известное постоянство контакта;

3) известная организация.

Такие признаки коллектива определяются философией.

Сам термин «коллектив» переводится с латинского языка как

«сборный».

Русский толковый словарь дает пояснение этому термину сле- дующим образом: «это группа людей, объединенных общими де- лами».

Одним из принципов педагогики является принцип воспита- ния личности в коллективе

Для сплоченного, сформировавшегося коллектива характерно:

1) единство и цель;

2) общая ответственность;

3) здоровое общественное мнение;

4) положительные традиции;

5) атмосфера доверия;

6) высокая требовательность;

7) умение критиковать;

8) умение правильно воспринимать критику.

Общие признаки коллектива как объединения людей. Обязатель- ным для такого объединения является общность цели, которая реа- лизуется (достигается) в процессе совместной деятельности. Цель, которая стоит перед коллективом, должна быть социально значи- мой и ценной для общества, т. е. не противостоять ему. Для дости- жения этой цели деятельность коллектива должна быть соответ- ствующим образом организована. В процессе этой деятельности между членами коллектива складываются определенные отноше- ния, связанные с выполнением деятельности.


Самым точным критерием полноценного коллектива являют- ся свободная позиция каждого его участника, взаимное уважение интересов и потребностей.

Такие отношения складываются в том случае, когда общение, участие в достижении общих целей в коллективе порождает не только требовательность, но и уважение, и заботу друг о друге.

Принципы коллектива:

1) наличие общеколлективных целей;

2) постоянное движение навстречу новым перспективам;

3) связь с другими коллективами, с жизнью общества;

4) прямое влияние на все основные стороны жизни учащихся;

5) единство управления и самоуправления;

6) ведущая роль старших;

7) использование игры;

8) создание и накопление традиций;

9) бодрый тон;

10) эстетическая выразительность.

Коллектив — это сплав разных личностей, но эти личности имеют общие цели, опыт совместной деятельности, у них имеют- ся нормы и правила, регулирующие деятельность коллектива.

В практике воспитания различаются первичный и общий кол- лективы. Основные формы первичных коллективов в школе:

1) класс;

2) внеклассные кружки;

3) спортивные коллективы;

4) коллективы художественной самодеятельности и т. п. Особенность первичных коллективов — личный контакт в нем

всех его членов, постоянное деловое и товарищеское общение между ними.

Классный коллектив — важнейшая форма первичного коллек- тива. Он может расти, развиваться при активной и тесной связи с другими коллективами, во-первых, и с общешкольным коллек- тивом, во-вторых. Если коллектив замыкается в рамках класса, его интересы не выходят за рамки своего класса, то этот коллек- тив не может рассматриваться как полноценный.

Иногда классные коллективы противопоставляют себя другим классам и общешкольному коллективу. Складывается «группо- вой эгоизм».


ЛЕКЦИЯ87. Коллектив как объект и субъект воспитания

Коллектив (от латинского «colligo» — «объединяю») — объеди- нение людей на основе существования между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении мож- но выделить следующие типы отношений:

1) деловые — основываются на совместной деятельности по решению социальных задач;

2) личные — основываются на личных привязанностях, сим- патиях и антипатиях.

Главными признаками коллектива являются:

1) наличие прочных и действенных деловых отношений;

2) наличие зависимостей между членами коллектива.

Воспитательный коллектив — объединение учащихся, функцио- нирующее при помощи здоровых социальных отношений, высо- кой организации самоуправления и межличностных отношений, стремления к общему успеху и т. д.

Выделяют три стадии в развитии коллектива:

1) первая стадия характеризуется наличием сплачивающего средства — требования педагога к учащимся;

2) вторая стадия характеризуется развитием этого требова- ния, созданием группы учащихся, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину;

3) третья стадия характеризуется достижением определенно- го результата, при этом работа воспитателя становится более точной и организованной.

Функции воспитательного коллектива:

1) стимулирующая — коллектив выступает как возбудитель активности всех членов в повышении целенаправленности своей жизни;

2) организаторская — коллектив становится субъектом вос- питания и управления своей деятельностью;

3) нравственная — коллектив способствует формированию пра- вильных взаимоотношений, культуры поведения учащихся.


В школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование об- щешкольного ученического коллектива имеет весьма важное пе- дагогическое значение.

В общешкольный коллектив входят:

1) первичные коллективы (классы);

2) временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности);

3) формальные коллективы (органы ученического самоуправ- ления, ученический комитет);

4) неформальные коллективы (неформальный лидер). Важнейшие средства воспитания ученического коллектива:

1) учебная работа;

2) внеклассная работа;

3) трудовая деятельность;

4) общественная деятельность;

5) культурно-массовая деятельность учащихся.

Для создания и воспитания ученического коллектива необхо- димо соблюдать следующие принципы:

1) воспитание ученического актива — позволит создать систе- му, при которой педагогические требования поддерживаются всеми учащимися;

2) правильное предъявление педагогических требований — позволит организовать успешную воспитательную работу со школьниками, закладывает основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива;

3) организация перспективной учебной, трудовой, художе- ственно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятель- ности — оказывает большое влияние на развитие и личност- ное формирование всех членов коллектива;

4) формирование здорового общественного мнения — при на- личии здоровых отношений между учащимися любое воздей- ствие на коллектив является воспитательным для каждого уче- ника и для всего коллектива в целом;

5) создание и поддержание положительных коллективных традиций — позволяет повысить содержательность коллек- тивной жизни, расширяет границы деятельности учащихся, укрепляет сплоченность коллектива.


ЛЕКЦИЯ88. Дистанционное обучение

Дистанционное обучение — это обучение, в ходе которого от- сутствует непосредственный личный контакт между преподавате- лем и обучаемым.

Дистанционное обучение позволяет учиться жителям регио- нов, где нет иных возможностей для получения качественного высшего образования. Данную форму обучения можно использо- вать для повышения квалификации, переподготовки специа- листов, для обучения инвалидов: незрячих, глухих и страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале ХХ в. С середины 70-х гг. ХХ в. во многих странах стали появляться учебные заведения нового типа: «дистанционный»,

«виртуальный» университет, «электронный» колледж и т. д.

Основные типы структур университетского дистанционного образования включают в себя:

1) подразделения дистанционного образования в традицион- ных университетах;

2) консорциум университетов — специальная организация, объединяющая и координирующая деятельность нескольких университетов;

3) национальные открытые университеты — предполагают свободу зачисления в число обучаемых, составление индиви- дуального учебного плана, свободу места, времени и темпов обучения;

4) виртуальные университеты — электронные открытые уни- верситеты, в которых используются различные формы обуче- ния: виртуальные лекции, виртуальные средства для проекти- рования, моделирования спроектированного устройства и т. д. Организационные модели дистанционного обучения:

1) обучение по типу экстерната — предназначено для уча- щихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать традиционные учебные заведения;


2) обучение на базе одного университета — представляет со- бой целую систему заочного или дистанционного обучения на основе новых информационных технологий;

3)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: