Ход урока

Орг. Момент Говорю Под запись Говорю Под запись Говорю «Здравствуйте, коллеги, садитесь. Сегодня у вас урок буду проводить я – Жаворонков Пётр Александрович. Давайте запишем тему урока и небольшой план: Тема урока: Закономерности и принципы обучения План: 1. Закономерности процесса обучения. 2. Принципы и правила процесса обучения. Изучение закономерностей обучения - это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем. Закономерности обучения – существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между типичными фактами, явлениями и событиями процесса обучения. Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения. К внешним относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры; К внутренним - связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения). Внешние закономерности определяют зависимость содержания, форм и методов обучения от уровня социально-экономического развития общества. Однако характер обучения зависит не только от требований экономики и производства, но и отсоциокультурной ситуации. К внешним закономерностям относятся: А) социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; Б) обучение всегда осуществляется в общении, в результате осуществления целенаправленной деятельности; В) зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром; Г) воспитывающий и развивающий характер обучения. Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителя, его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств. Объективной является зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Сущность этой закономерности состоит в том, что результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучаемый. Всякий акт деятельности преподавания оказывает на учащихся то или иное воспитывающее влияние. Это влияние может быть положительным, отрицательным и нейтральным. Для непосредственной организации обучения большое значение имеет знание учителем (преподавателем) внутренних закономерных связей между его функциональными компонентами. Так, содержание конкретного учебного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы и средства обучения обусловлены задачами и содержанием конкретной учебной ситуации. Формы организации процесса обучения определяются предметным содержанием и т.д. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся: А) зависимость развития процесса обучения от способа разрешения противоречия между познавательными задачами и наличным ypовнем знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития; Б) задачная структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию; В) подчиненность результативности обучения способам управления им и активности самого ученика. Навыки могут быть сформированы только при условии организации воспроизведения операций и действий, лежащих в основе навыка. Прочность усвоения содержания учебного материала тем больше, чем систематичнее организовано прямое и отсроченное повторение этого содержания и его введение в систему уже усвоенного ранее содержания. Обученность учащихся сложным способам деятельности зависит от того, насколько учитель обеспечил успешное предшествующее овладение простыми видами деятельности, входящими в состав сложного способа, и готовности учащихся определять ситуации, в которых эти действия могут быть применены. Всякая совокупность объективно взаимосвязанной информации усваивается только в зависимости от того, изложит ли ее учитель, опираясь на наличный опыт учащихся. Любые единицы информации и способы деятельности становятся знаниями и умениями в зависимости от организованной их предъявителем степени опоры на уровень знаний и умений, уже достигнутый на момент предъявления нового содержания. Уровень и качество усвоения зависят от учета учителем степени значимости для учащихся усваиваемого содержания. Названные закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения. Их мы рассмотрим на следующем занятии.
Говорю Под запись Говорю Под запись Говорю Под запись Говорю Под запись Говорю Под запись Говорю Под запись Говорю Под запись Говорю Под запись Говорю Под запись Говорю Под запись Говорю Под запись Говорю Под запись Говорю В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации. Принципы обучения – основные положения, нормативные требования, основанные на закономерностях, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса, регулирующие взаимодействие учителя с учащимися. Из принципов обучения вытекают правила обучения (педагогические правила). Педагогическое правило – основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Другими словами, дидактические правила – это конкретные указания учителю о том, как нужно поступать в типичной педагогической ситуации. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Разберем каждый из них по отдельности. Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности требует, чтобы содержание образования, реализуемое как в учебное, так и во внеучебное время, было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближаясь к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития. Имея прямое отношение к содержанию образования, принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ и учебников. При построении учебного процесса он требует использования дополнительного материала, содержащего сведения о глобальных проблемах и современных достижениях. Правила принципа научности: 1. Принцип научности требует, чтобы предлагаемый учебный материал отвечал современным достижениям науки. Упрощение сложных научных положений не должно приводить к искажению их научной сущности. 2. В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с новейшими достижениями в соответствующих науках, с происходящими дискуссиями и только что возникшими гипотезами. 3. Необходимо не только правдивое толкование отдельных явлений, особенно в области общественных наук, но и знакомство учащихся с различными точками зрения на них. 4. В процессе обучения необходимо разоблачение различного рода лженаучных и ошибочных теорий, взглядов и представлений. Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует основательной теоретической и практической подготовки учащихся. В обучении важна связь обучения с жизнью, теории с практикой. Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Фундаментальные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют не столько к памяти, сколько к мышлению человека. Фундаментальность обучения требует систематичности содержания по основным отраслям знаний, оптимального соотношения их теоретичности и практичности, а практическая направленность - моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека. Содержание образования, согласно данному принципу, должно отражать преобразования в экономике, политике, культуре, т.е. в том реальном социальном контексте, в котором протекает жизнедеятельность обучаемых. Из этого следует необходимость систематического ознакомления учащихся с основными событиями страны, региона, края, места проживания. Принцип систематичности и последовательности обучения требует логичности, последовательности и преемственности как в построении содержания образования, так и процесса обучения. Последовательность и систематичность обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей. Об этом образно писал Я. А. Коменский: "Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно... Так подвигается вперед и тот, кто строит дом. Он начинает не с крыши и не со стен, а с фундамента. А заложив фундамент, не покрывает его крышей, а воздвигает стены. Словом, как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе...". Принцип рационального сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения. Обе формы имеют как преимущества, так и недостатки. Полная индивидуализация лишает ученика разнообразия общения, возможности научиться вести совместную работу и жить в коллективе. Недостаток коллективных форм в том, что нередко в них господствует усредненный подход и теряется личность. Поэтому следует стремиться к их гармоничному сочетанию. Принцип природосообразности требует строить образование в соответствии с природой, задатками ребенка. Идея природосообразности в понимании Я. А. Коменского — это естественный метод, или принцип соответствия природе. Природа едина, все в ней протекает постепенно, без скачков, естественным путем. Точно так же воспитание ребенка как частицы природы должно проводиться естественном путем. Фактически это означает учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей учащихся. Данный принцип требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности соответствовали возрастным этапам и способностям детей. Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъектность в учебном процессе. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. В первом случае она направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого материала, следование побуждающим указаниям учителя (преподавателя), выполнение учебных заданий по образцам и алгоритмам. Обучение, имеющее в своей основе репродуктивное учение, оставляет невостребованным личностный потенциал обучаемых, их творческое отношение к учебной деятельности, личную инициативу, самостоятельность мышления. В настоящее время экспериментально доказано, что творчество обучаемых находится в прямой зависимости от творчества педагогов. Данный принцип требует развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения. Правила принципа сознательности и активности в обучении: 1. Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения. 2. Учащиеся должны усваивать в процессе обучения не только информацию о предметах и явлениях, а понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию закономерностей, которые смогут потом использовать на практике. 3. Исследования психологов показывают, что важнейшим условием активности учащихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения. 4. Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу,д ля реализации принципа сознательности и активности необходимо формировать интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения. Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Однако обучение не должно быть излишне легким. В нем должна быть соблюдена мера психической напряженности и неопределенности, необходимая для поддержания у учащихся интеллектуального и энергетического тонуса, активности и интенсификации поисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей. Р еализация доступности обучения во многом зависит от уровня методической подготовленности педагога. Следует задуматься над утверждением известного американского педагога и психолога Дж.Брунера о том, что нет трудного материала, а есть трудные методики преподавания и что любой материал можно преподнести в доступной форме (например, элементы высшей математики в начальной школе). Принцип наглядности в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Я.А. Коменский называл его "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности". Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15 %, зрительного - 25 %, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %. Принцип наглядности регулирует восхождение познания от чувственно-наглядного к абстрактно-логическому, от наглядности чувственно-конкретной (объекты, рисунки, макеты) к наглядности абстрактной и символической (схемы, таблицы, диаграммы) По мере возрастания абстрактности в обучении необходимо использовать разные виды наглядности: естественную (предметы объективной реальности и действия с ними), экспериментальную (опыты, эксперименты), объемную (макеты, фигуры и т.п.), изобразительную (картины, фотографии, рисунки), звукоизобразительную (кинофильмы, телепрограммы), звуковую (магнитофонные записи), символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы), словесную (образные словесные описания событий, фактов, действий). В использовании наглядности важно чувство меры, так как увлечение ею может задерживать развитие абстрактного мышления обучаемых. Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, демонстрации кино- и видеофильмов, использования телевидения и других средств наглядности. Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения: 1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. 2. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. 3. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. 4. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях. Принцип продуктивности и надежности обучения предполагает, что обучение должно иметь образовательный, развивающий, воспитательный эффект, а также заботиться о прочности и основательности достижений учащихся. Прочность обучения связана с созданием условий для надежного сохранения в памяти необходимых для будущей деятельности обучаемых знаний, овладения способами выполнения действий. Однако поскольку человеческая память не в состоянии удержать всю информацию, то педагог должен исходить из того, что учащимся следует запомнить прочно, а с чем достаточно только ознакомиться. Известно, что образование - это то, что остается, когда все изученное забудется (М.Планк). Главный признак основательности - это сознательное и прочное усвоение наиболее фундаментальных идей, положений, понятий, категорий, понимание сущности изучаемых предметов, связей и отношений внутри них и между ними.Продуктивность и надежность обучения выражаются также в соблюдении всех рассмотренных выше принципов и требований. Принцип продуктивности и надежности обучения обязывает учителя (преподавателя) осуществлять выбор форм и методов обучения в соответствии с его целями, совершенствовать их в интересах гарантированного достижения целей. Правила данного принципа: 1. Необходимо давать такие установки на запоминание: что, как и для чего надо запоминать. 2. Необходимо уметь «предотвращать забывание». Огромную роль при этом играют опорные сигналы (схемы) 3. Более прочному запоминанию способствует и запись учащимися важнейшей информации, получаемой в процессе обучения. 4. Прочности в овладении информацией в значительной мере способствует систематическое повторение («повторение - мать учения»). 5. Прочности в овладении информацией во многом способствуют различные формы самостоятельной работы учащихся. Очень важно ориентироваться не на «зубрежку», а наосознанное запоминание в первую очередь основных положений, идей, логики доказательства. Повторение должно быть также вариативным, учитывать разнообразные ситуации, требующие актуализации и использования изученного, применения его на практике. Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения предусматривает деловое сотрудничество и сотворчество педагогов и учащихся, создание атмосферы доверия, взаимопомощи. Этот принцип был введен сравнительно недавно и регулирует прежде всего коммуникативную сторону обучения, характер отношений в учебном коллективе. Рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с другом. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга: сознательность - основа активности; последовательность обеспечивает доступность, а доступность - сознательность и прочность. Взаимосвязь принципов процесса обучения Ю. К. Бабанский определял как проявление принципа оптимальности. Подведем итог:Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы обучения определяют общую стратегию решения целей обучения. Также из принципов обучения вытекают правила обучения, отражающие более частные положения того или иного принципа, т.е. каждый дидактический принцип имеет свои конкретные правила реализации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: