Мат право

Вещно-правовые аспекты в МЧП.

Право собственности в МЧП

На примере конкретных объектов.

Финские подводные археологи обнаружили в бывших территориальных водах Швеции (а сегодня - Финляндии) голландский фрегат, кот перевозил имущество, принадлежащее императрице Екатерине – ИЗО известных и нынче неохраняемых авторов. Стоит сие щастье около 1 млрд €.

В учебниках раздел права собственности в МЧП обычно ограничивают банальностями вещного права + иностранные инвестиции. Но ден средства под режим вещей вообще сложно отнести, ибо нет инд определенности.

Частно-правовые отношения с иностранным элементом. Этот элемент может выражается в ино лице, или территории. Специфика способов регулирования таких отношений:

- Материально-правовой. Унификация мат норм частного права в межд-прав формах. Например, межд договоры с проблемами обязательственного права (Конвенция ООН 1980 о договорах межд КП, 88 года О лизинге).

- Коллизионно-правовой (отсылочный). Определяется компетентный правопорядок для решения конкретного дела. Правила выбора права.

o На нац уровне, каждым государством самостоятельно.

o Международно-правовая. Унифицированные коллизионные нормы в межд договорах. О праве, применимом к алиментным обязательствам и пр…

+ смешанные акты (материально-коллизионные): Бернская конвенция и пр.

В нац законодательстве в п 3 ст 1386 установлено правило о том, что использование коллизионного способа ставится в зависимость от того, полно ли урегулировано отношение мат правом на межд уровне. Везде унифицированных норм о собственности нет => материально-коллизионный способ.

Упоминаются нормы вещного права в следующих актах:

- 1907 год. Конвенция О законах и обычаях сухопутной войны: собственность религ организаций приравнивается к частной и должна оставаться не прикосновенной. «Cultural property» - это «культурные ценности», а не «собственность» («values»). Это такой же конфуз в иностранном праве, как в нашем – «интеллектуальная собственность». В нац праве под собственностью понимают правоотношение, а не его объект.

- 1954 год. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае воображённого конфликта. Меры по охране культурны ценностей, ведения их реестра. Первый протокол к этой конвенции определяет положения о возврате культурных ценностей, незаконно вывезенных с территорий («реституция»). Государства сами таким вывозом заниматься с оккупированных территорий не могут, но возвращено должно быть даже то, что поступило во владение добросовестных приобретателей. Такой приобретатель может рассчитывать только на компенсацию соотв имущества со стороны оккупировавшего государства. Таки кто является субъектом отношений по реституций?! Отношения возникают между государствами, а не владельцами. Только государство может требовать реституции. Позже, в 1998 ФЗ О возвращении объектов компенсаторной конституции: СССР отбирал вещи того же рода и качества, что и утраченные, но межд акты такого не предусматривают. Но на каком основании РФ стало собственником того имущества?! КС в 1999 исследовал реквизиты этого владения: реквизит «открытости» станет наличным только в том случае, когда заинтересованным лицам станет известно о нахождении имущества в РФ, так как есть обязанность по ведению реестров культурных ценностей. Рудоквас: не слишком ли высокие требования по выпячиванию владения предъявляет КС? Александрова: все ок, ибо не включая объект в реестр, мы его фактически скрываем.

- Конвенция 1972 года ЮНЕСКО Об охране культурного наследия. Нормы во многом носят декларативный характер, никаких вопросов относительно вещно-правового режима в Конвенции не разрешается. Конвенция говорит о необходимости вести учет этих объектов, СПИСКЕ культурного наследия, но о вещных правах, наднациональном титуле, не говорится.

ФЗ О музейном фонде и ФЗ Об объектах культурного наследия устанавливает объекты культурного наследия как ограниченные или изъятые из оборота. Объекты фед значения до недавнего времени не могли быть приватизированы. Нынче эти объекты поступили в оборот => изъятие объектов всегда является субъективным.

Конвенция УНИДРУА 1995г. О похищенных и незаконно вывезенных культурных ценностях. Россия не ратифицировала. Устанавливает срок в 50 лет с момента похищения. В конвенции 1954 года срока нет. Зато также есть возможность компенсации, но уже уплачивается государством-заявителем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: