Состав имущества, в отношении которого действует административно-правовой режим

Постановление Правительства РФ № 1024 от 09.09.1999.

В Думе лежит интересный проект о принудительной национализации имущества неэффективных собственников, если есть угроза массового увольнения, безработицы и т.д. Комитет по собственности дал положительное заключение, кстати сказать.

В качестве одного из примеров можно привести №159-ФЗ – о нем было много шума. Это по поводу поддержки малого и среднего бизнеса. По этому закону, если собственник арендует помещение у государства… общая площадь помещения не превышает установленного нормативам… то это лицо имеет преимущественное право выкупа. Вроде бы и делают вид, что помогают, но никого ни к чему не обязывают. Нет бы написать, что имущество подлежит приватизации - в итоге закон на местном уровне стал потихоньку саботироваться. Имущество все равно остается за государством – закон ведь дает преимущество, а не дает право приватизации.

На практике госорганы пытались расторгнуть договоры аренды до вступления в силу ФЗ – то есть пытались сделать все, лишь бы имущество не дать.

Гражданское государство не содержит ограничений в отношении государства. С точки зрения ГЗ, собственность государства никаких особенностей не имеет. Такой подход не приемлем с точки зрения конституционных основ участия государства в ГО.

Даже административисты прибегают к цивилистическим конструкциям – расщепленная собственность и т.д. – считается, что таким образом можно объяснить характер имущественных отношений.

Насколько имущественные отношения могут оставаться предметом регулирования гражданского права?

Далеко не все отношения, связанные с участием в ГО, регулируются принципами…

Гражданское право не достаточно универсально для регулирования данных отношений.

Закон «О концессионных соглашениях». Во всем мире концессия публичная - это ситуация, когда государство выполняет свои государственные функции.

Написано, что концессионное соглашение – это смешанный договор. Сейчас концессионное соглашение воспринимается как договор гражданско-правового характера.

Гражданское законодательство в нашей стране обеспечивает, тем не менее, большую степень защиты участникам ГО. Это большая проблема административного права – пока так будет оставаться, приоритетом будет пользоваться гражданское законодательство.

Здесь нет финансов – по Белову не стоит смешивать АП с финансовым правом. Все остальные виды имущества, находящиеся в государственной собственности, подчиняются правилам, касающимся государственного управления.

- Земля и другие природные ресурсы;

- Иные объекты недвижимого имущества;

- Объекты инфраструктуры;

- Акции и другие ценные бумаги;

- Объекты культурного наследия, информация и объекты интеллектуальной собственности;

- Драгоценные металлы и другие валютные ценности;

-Иные объекты движимого имущества.

Белов констатирует недоразвитость административно-имущественного права. Раньше говорили о публичных вещах, сейчас этого нет.

Административно полномочия по управления государственным имуществом:

· Наделение госимуществом ГУПов и ГУ;

· Участие в управлении хозяйственными обществами;

· Передача имущества в аренду и доверительное управление;

· Приватизация государственного имущества, осуществляемая в соответствии с положениями №178-ФЗ.

Ст.125 ГК РФ – от имени государства действуют государственные органы.

Госорганы действуют во исполнение публичных полномочий.

Учреждение не может принимать решение об отчуждении государственного имущества, оно просто исполняет свои полномочия.

Когда государство передает имущество в аренду, то, с одной стороны, речь идет об арендных отношениях, с другой – о публично-правовых.

Еще проблемы:

Специфика государства как собственника или особая форма собственности государства?

Управление собственности государства – четвертое правомочие собственника?

Статус государственных корпораций и компаний с точки зрения управления имуществом.

Белов: наверное, нет смысла говорить об особой форме собственности. … Однако при этом, когда мы смотрим на правила участия государства в имущественных отношениях, мы видим, что сама специфика государства как носителя публичного интереса, имеет определенные цели. Его любая правоспособность ограничена этими целями. Особенности государства определяют его специфику, пределы участия в имущественных отношениях.

Белов хочет новую форму собственности, которая будет существовать параллельно гражданско-правовым. Пример: дорога – на нее может ступить любой и каждый.

Если вещь попадает в ГО, то она подпадает под действие ГП, даже если она находится в собственности государства.

Белов: говорить о том, что РФ владеет, пользуется и распоряжается ядерным оружием как-то странно.

Нужно оценить, что такое управление собственностью. Управление сводится либо к распоряжению, либо к пользованию имуществом, но чаще всего предполагает распределение или распоряжение. Распределение имущества государство между созданными им организациями – это все управление. С точки зрения цивилистики – это реализация правомочий собственника, но с т.з. Белова это не совсем правильно.

В административном праве принят термин управление. Когда речь идет о наделении полномочиями, то целесообразно говорить об управлении, а не наделении правомочиями собственника. Это несколько иное измерение.

В определенных ситуациях, сохраняя имущество в государственной собственности, перепрофилируя его, подготавливаясь к отношениям приватизации, государство не осуществляет правомочия собственника.

Последняя проблема – существование госкорпораций и госкомпаний. … Проблема собственности госкорпораций воспринимается по разному с т.з. формальной, с т.з. того, как собственность воспринимается в ГК РФ.

Собственность госкорпораций представляет из себя некую иную форму собственности. Имущественное положение госкорпораций носит специфический характер как по отношению к государству, так и по отношению к субъектам ГП. … Под частно-правовой режим госкорпорации не подпадают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: