Постановление Правительства РФ № 1024 от 09.09.1999.
В Думе лежит интересный проект о принудительной национализации имущества неэффективных собственников, если есть угроза массового увольнения, безработицы и т.д. Комитет по собственности дал положительное заключение, кстати сказать.
В качестве одного из примеров можно привести №159-ФЗ – о нем было много шума. Это по поводу поддержки малого и среднего бизнеса. По этому закону, если собственник арендует помещение у государства… общая площадь помещения не превышает установленного нормативам… то это лицо имеет преимущественное право выкупа. Вроде бы и делают вид, что помогают, но никого ни к чему не обязывают. Нет бы написать, что имущество подлежит приватизации - в итоге закон на местном уровне стал потихоньку саботироваться. Имущество все равно остается за государством – закон ведь дает преимущество, а не дает право приватизации.
На практике госорганы пытались расторгнуть договоры аренды до вступления в силу ФЗ – то есть пытались сделать все, лишь бы имущество не дать.
|
|
Гражданское государство не содержит ограничений в отношении государства. С точки зрения ГЗ, собственность государства никаких особенностей не имеет. Такой подход не приемлем с точки зрения конституционных основ участия государства в ГО.
Даже административисты прибегают к цивилистическим конструкциям – расщепленная собственность и т.д. – считается, что таким образом можно объяснить характер имущественных отношений.
Насколько имущественные отношения могут оставаться предметом регулирования гражданского права?
Далеко не все отношения, связанные с участием в ГО, регулируются принципами…
Гражданское право не достаточно универсально для регулирования данных отношений.
Закон «О концессионных соглашениях». Во всем мире концессия публичная - это ситуация, когда государство выполняет свои государственные функции.
Написано, что концессионное соглашение – это смешанный договор. Сейчас концессионное соглашение воспринимается как договор гражданско-правового характера.
Гражданское законодательство в нашей стране обеспечивает, тем не менее, большую степень защиты участникам ГО. Это большая проблема административного права – пока так будет оставаться, приоритетом будет пользоваться гражданское законодательство.
Здесь нет финансов – по Белову не стоит смешивать АП с финансовым правом. Все остальные виды имущества, находящиеся в государственной собственности, подчиняются правилам, касающимся государственного управления.
- Земля и другие природные ресурсы;
- Иные объекты недвижимого имущества;
|
|
- Объекты инфраструктуры;
- Акции и другие ценные бумаги;
- Объекты культурного наследия, информация и объекты интеллектуальной собственности;
- Драгоценные металлы и другие валютные ценности;
-Иные объекты движимого имущества.
Белов констатирует недоразвитость административно-имущественного права. Раньше говорили о публичных вещах, сейчас этого нет.
Административно полномочия по управления государственным имуществом:
· Наделение госимуществом ГУПов и ГУ;
· Участие в управлении хозяйственными обществами;
· Передача имущества в аренду и доверительное управление;
· Приватизация государственного имущества, осуществляемая в соответствии с положениями №178-ФЗ.
Ст.125 ГК РФ – от имени государства действуют государственные органы.
Госорганы действуют во исполнение публичных полномочий.
Учреждение не может принимать решение об отчуждении государственного имущества, оно просто исполняет свои полномочия.
Когда государство передает имущество в аренду, то, с одной стороны, речь идет об арендных отношениях, с другой – о публично-правовых.
Еще проблемы:
Специфика государства как собственника или особая форма собственности государства?
Управление собственности государства – четвертое правомочие собственника?
Статус государственных корпораций и компаний с точки зрения управления имуществом.
Белов: наверное, нет смысла говорить об особой форме собственности. … Однако при этом, когда мы смотрим на правила участия государства в имущественных отношениях, мы видим, что сама специфика государства как носителя публичного интереса, имеет определенные цели. Его любая правоспособность ограничена этими целями. Особенности государства определяют его специфику, пределы участия в имущественных отношениях.
Белов хочет новую форму собственности, которая будет существовать параллельно гражданско-правовым. Пример: дорога – на нее может ступить любой и каждый.
Если вещь попадает в ГО, то она подпадает под действие ГП, даже если она находится в собственности государства.
Белов: говорить о том, что РФ владеет, пользуется и распоряжается ядерным оружием как-то странно.
Нужно оценить, что такое управление собственностью. Управление сводится либо к распоряжению, либо к пользованию имуществом, но чаще всего предполагает распределение или распоряжение. Распределение имущества государство между созданными им организациями – это все управление. С точки зрения цивилистики – это реализация правомочий собственника, но с т.з. Белова это не совсем правильно.
В административном праве принят термин управление. Когда речь идет о наделении полномочиями, то целесообразно говорить об управлении, а не наделении правомочиями собственника. Это несколько иное измерение.
В определенных ситуациях, сохраняя имущество в государственной собственности, перепрофилируя его, подготавливаясь к отношениям приватизации, государство не осуществляет правомочия собственника.
Последняя проблема – существование госкорпораций и госкомпаний. … Проблема собственности госкорпораций воспринимается по разному с т.з. формальной, с т.з. того, как собственность воспринимается в ГК РФ.
Собственность госкорпораций представляет из себя некую иную форму собственности. Имущественное положение госкорпораций носит специфический характер как по отношению к государству, так и по отношению к субъектам ГП. … Под частно-правовой режим госкорпорации не подпадают.