double arrow

ФЕНОМЕН ВЛАСТИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЛАСТИ


Принцип власти коренится в межличностных отношениях, и интуитивно каждый человек стремится подчинить себе окружающих. Поскольку власть - это возможность реализовать свою волю то обладание властью сопровождается борьбой. В новое время рационалистический анализ истоков власти, её функции, создание теории власти ощущается исключительно в целях подчинения природы обществу, а общества власти, хотя были попытки опоры на мораль. Дополнить содержание власти этическими идеалами пытались русские мыслители. Пушкин считал, что власть должна уважать человека. Соловьёв указывает, что власти должна быть присуща жестокость. В Западной Европе - концепции насилия. Гегель учил, что власть должна быть ответственной перед народом. Маркс - власть должна быть беспощадной к несогласным с ней. В современном обществе преобладают оценки, смягчающие идеи принуждения и диктата. Для понимания сущности власти необходимо выделить основные составляющие данного феномена:

Источник власти (авторитет, сила, закон).

Субъект власти. Субъект власти воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть личность, opган, организация, социальная общность, государство и др. Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; подчинение, как подведение частной воли под всеобщую волю власти; наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.




Объект власти - тот, на кого направлены усилия со стороны субъекта власти. Объектом может быть личность, а так же общество, класс, группа.

Функции власти: интегрирующая (направлена на объединение, сплочение народа в целом); регулятивная (направляет энергию масс на создание механизмов, регулирующих жизнедеятельность общества); мотивирующая (формулируется приоритетными мотивами политической деятельности); репрессивная (предназначена для поддержания порядка и законности); стабилизирующая функция способствует устойчивому развитию общества.

Философский анализ феномена власти предполагает также выделение видов власти по сферам её функционирования, при этом выделяются следующие виды власти: экономическая; военная; семейная; политическая и др.

55.ВЛАСЬ И ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, ЕЕ СУЩНОСТЬ, ТИПЫ И ФУНКЦИИ

. Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.Политическая власть — это способность и возможность кого-либо осуществлять свою волю в политике, решающим образом воздействовать на поведение людей, групп, общества в целом при помощи разнообразных ресурсов: принуждения, убеждения, поощрения, сдерживания, права, традиций и т. д.Политическая система общества– это совокупность политических субъектов, их взаимодействий на базе политических норм, сознания и политической деятельности. Сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей посредством политической власти и политических интересов. Следовательно, политическая система общества – это совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих социальных интересов через функционирование институтов власти.политическая система выполняет следующие функции:
1. Управление обществом. Оно заключается в определении целей развития, в выработке и реализации политического курса, в контроле за деятельностью всех элементов системы, в ее идеологическом и информационном обеспечении.
2. Интеграцияразличных элементов политической системы в единое целое. Этим обеспечивается консолидация общества, урегулирование конфликтов.
3. Регулированиеполитического поведения и политических отношений, нормотворчество, выработка эталонов общественно приемлемого поведения.
4. Политическая коммуникация, обеспечивающая связь между элементами политической системы, а также между системой и средой. Информация дает возможность властным структурам принимать оптимальные решения, обеспечивать поддержку системы управления со стороны населения, формировать общественное мнение.





56.ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВАГосударство и власть существовали не всегда. Так в первобытном обществе мы видим господство обычаев, уважения, авторитета старейшины рода или женщины, но не видим особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения, аппаратом насилия, каковыми являются вооружённые отряды войск, полиция, суды, тюрьмы и прочие средства подчинения чужой воли насилию, - то, что и составляет сущность государства. Лишь тогда, когда появилась первая форма деления общества на классы, когда появилось рабство, тогда, чтобы упрочить существование класса рабовладельцев, явилось государство – аппарат, который давал в руки рабовладельцев власть, возможность управления рабами коллективно.

Государство – это орган коллективного управления, насилия одного класса над другим. Тогда же появляются узаконенные этим органом порядки в обществе, направленные на упрочение положения рабовладельцев. Так появился в обществе аппарат – государство, через который правящий класс реализует свою власть.

Основные исторические типы и формы государства Истории известны следующие типы государств: 1. рабовладельческий (в двух основных вариантах: а) азиатском, б) античном); 2. феодальный; 3. буржуазный, 4. социалистический. Признается такта наличие государств переходного типа. Вместе с тем следует подчеркнуть, что данная ринология, хотя и является общепринятой в марксистской литературе, в наши дни не может быть признана исчерпывающе объективной и полной, и частности, буржуазные государства в настоящее время могут быть с достаточны"! на то основанием дифференцированы по ряду признаков на государства капиталистического классического типа и социал-демократической нап­равленности. В ряде развитых стран Запада уровень социализации ка­питала и степень обобществления достигли такой степени, за которой анализ их социально-экономических структур в традициях и терминах классической марксовой политэкономии капитализма уже явно не сраба­тывает. В свою очередь, большие трудности в определении критериев социалистичности сегодня усугубляются искажениями и деформациями социалистического

57. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИЯКультура выполняет универсальную функцию - совершенствует человеческое бытие, реализуя созидательный потенциал и свободу творчества всех народов и каждой отдельной личности. Само понятие культуры несет в себе удивительное многообразие смыслов. Говорят об общественной, духовной, исследовательской, политической, морально-этической культуре, а также о культуре чувств, мышления, поведения и т. д. Культура - явление многогранное и противоречивое. Бесспорно одно: она всегда связана с передовыми идеями и идеалами, высокими смыслами и целями людей, характером и содержанием, по сути, всей человеческой жизнедеятельности и особыми способами творческой самореализации личности. Смыслы, цели и средства в жизни людей фактически наполняют их культуру особым интересом к творческой, созидательной деятельности. При великом множестве значений слова «культура» на обыденном и философском уровнях оно обозначает единый принцип конкретно-исторического отражения специфически человеческого единства с природой и обществом. Это есть обобщающее духовно-интеллектуальное, творческо-созидательное состояние людей, свидетельствующее о прогрессе качественного совершенствования отношений между ними. История культуры берет свое начало в глубокой древности. Так, уже в Древней Элладе основным содержанием широко распространенного понятия «пайдейя» (воспитание, образование) являлись гражданская доблесть и стремление людей к свободе как культурной ценности. В соответствии с этой нравственной установкой все достижения граждан свидетельствуют не об их победах над природой, а об искусстве привлекать природу на свою сторону в борьбе за свободу. Именно культура стала качеством, отличающим человека от всех остальных живых существ.Различие между культурологией (буквально - наукой о культуре) и философией культуры - часть более общей темы, касающейся науки и философии. Здесь не место анализировать этот сложный вопрос. Отметим лишь, что он встает по отношению не только к культуре, но и другим объектам знания - природе (естественные пауки и натурфилософия), обществу (социология и социальная философия), истории (историческая паука и философия истории), человеку (научная и философская антропология) и т. д. Во всех этих случаях познание почему-то разделяется на философское и научное. Попытаемся понять причину такого разделения применительно к культуре.
Следует различать прежде всего знание о культуре, даваемое ее научным изучением, и осознание своей личной принадлежности к определенной культуре, то, что можно назвать культурным самосознанием личности. Знать культуру и быть в культуре - совсем не одно и то же. Можно знать ислам и не быть мусульманином. Знание делает человека ученым, а ученость - отнюдь не главный признак культурности. Оно как бы нейтрально по отношению к той черте, которая разделяет мою и чужую культуру, в равной мере обращено к любой культуре. Если знание о культуре (и культурах) делает возможным существование культурологии (науки о культуре), то самосознание человека в культуре получает свое рациональное и осмысленное выражение в философии культуры.







Сейчас читают про: