Перспективы развития науки и ее гуманистическое измерение

НАУКА, ЕЕ КОГНИТИВНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС

Понятие науки. Наука как деятельность по продуцированию нового знания и социальный институт. Социокультурные предпосылки генезиса науки. Особенности развития науки на Востоке и Западе. Основные этапы исторической динамики науки.

Научное познание и его специфика. Структура научного познания. Содержательные особенности эмпирического и теоретического уровней научного познания. Понятие эмпирического факта и научной теории. Научное знание как развивающаяся система. Проблема механизмов возникновения и динамики научного

знания. Аксиологический статус науки в системе культуры. Границы науки и ее возможности. Знание за пределами науки. Вненаучное знание в контексте культуры, его сущность и статус. Критерии разграничения научного и вненаучного знания.

Изменение образа науки в процессе ее исторической эволюции. Гуманистическое измерение современной науки. Этика науки и проблема социальной ответственности ученых. Перспективы развития науки в XXI в. и ее приоритеты.

Функционирование науки, ее статус в культуре во многом сопряжен с реализацией технико-технологической и мировоз­зренческой проекций. Западноевропейская цивилизация, базиру­ющаяся на науке (как одной из ценностей), имела свои достиже­ния: она обеспечила рост производства, улучшение качества жиз­ни, в ней утвердилась идея прогресса, личной инициативы, свободы, демократии. Наука в полемике с религией отстояла свое право на участие в формировании мировоззрения, становлении критически-рефлексивного способа мышления. Кризис техногенной цивилизации стимулировал обсуждение перспектив развития науки. Эти перспективы могут быть связа­ны с дальнейшей реализацией названных выше проекций. Без на­уки невозможно развитие высоких технологий, разрешение гло­бальных проблем современности, разработка моделей будущего развития цивилизации и т. д. Наука обязана сохранить свою роль в формировании мировоззрения, в противном случае может воз­никнуть ситуация взрыва мистики, доминирования «околонауч­ного» сознания, которые станут основанием «нового» типа миро- видения. В процессе реализации основных проекций современная нау­ка демонстрирует изменение своего образа. В современной науке (биологии, космологии, синергетике, гуманитарных науках) раз­рабатываются идеи и принципы, меняющие традиционные пред­ставления об объектах. Они начинают рассматриваться как исто­рически развивающиеся, имеющие «человеческое измерение», обладающие «синергетическими эффектами».

42.СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ: ПОЗНАНИЕ - приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе; творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире; общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека.

Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания; тот, кто осуществляет познавательную деятельность. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания – это то, что противостоит субъекту, то, на что направлена практическая познавательная деятельность субъекта познания.

Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. Проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов.

В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъекта, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. В идеалистических системах под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций ощущений, или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность.

Социальные формы познания.

Наука и научное познание. Научное познание представляет собой специфическую сферу деятельности человека, где целью и результатом является система объективных и достоверных знаний об окружающем мире и путях его практического освоения, о самом человеке. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Религиозное познание представляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное. Сущность религии: вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых условиях установить контакт, получить спасение, защиту, а также наказание за грехи и другие негативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное, объект религиозного познания - это Бог как творец мира, который проявляет себя как Субъект, Личность, его великие созидательные деяния. Цель религиозного познания - спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания.

Обыденное познание. В нем отражаются ближайшие, непосредственные условия и содержание жизнедеятельности людей - природная среда, быт, экономические процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Элементарные верные сведения о мире человек получает в ходе своей повседневной жизни и от других людей через передачу культурного опыта.

Художественное познание. Оно представляет собой мышление художественными образами, воплощенное в различных формах искусства и народном творчестве. Познание мира в искусстве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное. Важнейшими видами искусства являются театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино и др.

Философское познание. Ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского познания характерен специфический язык, глубоко личностное отношение мыслителя к исследуемому объекту, многие другие черты. Философия стремится понять все сущее как единое и многообразное.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются толь­ко на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, изме­рение), другие — только на теоретическом (идеализация, фор­мализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: