Специфика онтологизма

Страницы биографии и творчества

МИРОВОЗЗРЕНИЕ М.В. ЛОМОНОСОВА

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Денисовка Архангельской губернии в семье свободного простолюдина, помора. В 1730 г. поступил в Славяно-греко-латинскую Академию. В 1736 г. был направлен в Петербургскую Академию наук, а вскоре в Германию для продолжения обучения (до 1741). В целом философское осмысление действительности проходило у Ломоносова в русле лейбницианства и вольфианства. Сочинения: «Письмо о правилах российского стихотворчества» (1739), «Ода на взятие Хотина», «Элементы математической химии» (1741), «Заметки по физике и корпускулярной философии» (1741-43), «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств» (1743-1744), «О причинах теплоты и холода» (1747), «Краткое руководство к рассмотрению…» (1744-1747), «Письмо к Л. Эйлеру» (1748), «Слово о пользе химии» (1751), «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763), «Древняя российская история» (1754-1758), «Российская грамматика» (1754-1755), «О сохранении и размножении российского народа» (1761). Ломоносов был адъюнктом Российской академии наук с 1742 г., академиком (первым русским) с 1745 г. В 1748 г. основал первую в России химическую лабораторию, в 1755 г. – Московский университет. Умер Ломоносов в 1765 г. Ломоносов – мыслитель, для которого философия, естественные науки, история, литература и поэзия сочленялись и проникали друг в друга легко и естественно, не теряя при этом своей специфики и отрефлектированности относительно своего предмета и области применения. Поэтому если и нет достаточных оснований говорить о философской системе, созданной Ломоносовым, то есть полное основание считать, что русский мыслитель был носителем яркого и четко структурированного мировоззрения.

Ломоносов исходит из твердых натурфилософских убеждений в том, что «одно и то же не может одновременно быть и не быть… Ничто не происходит без достаточного основания… Одно и то же равно самому себе… Целое равно всем своим частям, вместе взятым». Мир для Ломоносова детерминирован, субстанциален и космичен (смятенными могут быть лишь наши вопрошания о нем, либо само престояние личности ему). Мир имеет свои основы и начала, восходящие к Богу-творцу. Мир динамичен не только в механическом, но и в историческом (общечеловеческом) смысле. Наконец, мир материален. По мнению Ломоносова, бытие бесконечно в пространстве, времени, оно многообразно структурно и морфологически. И, хотя мир сотворен Богом, само творение понимается как первотолчок, оставляющий миру возможность бесконечно твориться и развиваться изнутри и на всех своих уровнях – от геологического до исторического.Творчество лежит не только у начала мира, но и в самой его сущности. Наконец, мир, как полагал русский мыслитель, познаваем. Он открыт человеку, так же как и человек ему в своих мыслях, чувствах и воле. В принципе между человеком и природой существуют гармоничные и невраждебные отношения, хотя, следует повторить, что в эти отношения вкраплены элементы метафизических страстей. Подобно едва ли не всем другим философам, Ломоносов ощущал как малость, ничтожество человека перед бытием мира, так и величие личности, чей разум и дух позволяют вместить в себя всю бесконечность мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: