Наука и общество. В научных исследованиях теория и практика сливались в одно нерасторжимое целое

Учение об идеях

Наука и познание

В научных исследованиях теория и практика сливались в одно нерасторжимое целое. Третьей постоянной компонентой этого научного исследования было четко отрефлектированное философское осмысление как эксперимента и гипотезы, так и общего познавательного смысла научной работы. Ломоносов наполнял эту философскую рефлексию онтологическим (общефилософским), этическим и даже эстетическим содержанием. Не менее четко он «отслеживал» технологические и социальные приложения научно-экспериментальной работы. Наука рассматривалась Ломоносовым как одна из универсальных ценностей и основных областей человеческой деятельности. Едва ли не высшим проявлением ее достоинства является свобода – свобода от догматизма, внешнего стеснения, интеллектуальная свобода как в социальном, так и в индивидуальном смысле, свобода научного поиска. В более узком, гносеологическом отношении Ломоносов стремился привести в гармонию идеи эмпиризма и рационализма. Он не усматривал противоречия между опытом и экспериментом, с одной стороны, и теорией, методом и гипотезой – с другой. «…Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Ломоносов признавал большую эвристическую и познавательную ценность гипотез. Утверждал продуктивную силу абстрактного мышления. Границы науки, в понимании Ломоносова, столь обширны, что они смыкаются с «художествами» (промышленностью). На другой своей стороне наука соединяется с философией, с учением о началах и основаниях мира, с идеей существования всеобщих закономерностей бытия и неограниченных возможностей мышления. Наличие у людей способности обретать и нести в себе знание всеобщего и универсального признается как естественное, хотя и не врожденное человеческое качество. Наука сопрягается с искусством, ей не чужда красота и эстетическое отношение к миру. В познавательной установке Ломоносова сочетаются собственно теоретико-познавательные и общефилософские идеи.

Согласно Ломоносову, «…идеями называются представления вещей или действий в уме нашем…».В целом идеи бывают простые и сложные, они разделяются на 16 категориальных классов: «1) род и вид; 2) целое и части; 3) свойства материальные; 4) свойства жизненные; 5) имя; 6) действия и страдания; 7) место; 8) время; 9) происхождение; 10) причина; 11) предыдущее и последующее; 12) признаки; 13) обстоятельства; 14) подобия; 15) противные и несходные вещи; 16) уравнения…».

Стремление Ломоносова связать науку со всеми сферами человеческой деятельности не означало ни растворения ее в чем-то ином, ни подмену ею вненаучных областей бытия человека, ни утверждения гегемонии или абсолютного приоритета науки. Общепризнан деизм Ломоносова. Его деизм отражал понимание плюрализма мироздания, наличия в нем качественно непохожих областей человеческой деятельности, чем был простой уловкой или данью времени. Разделяя общепринятые тогда деистические представления, он всячески искал гармонии между наукой и моралью. Ломоносов всячески подчеркивал достоинство, специфику и исключительную плодотворность научного исследования. Он многократно высказывал свое критическое отношение к «мистическим» ученым, ко всякого рода некомпетентным попыткам вмешиваться в дела науки. Наука – это «неистощимое и всем общеподлежащее сокровище». Отсюда – неистощимая деятельность Ломоносова по организации науки и возвышению ее социального статуса, его внимание к вопросам этики науки и коммуникаций в сообществе ученых. Вопрос о социальном бытии науки имел для Ломоносова особое значение. Установление прочной институциональной базы науки и просвещения, создание демократической атмосферы для ее устойчивого развития – эти и многие другие проблемы занимали Ломоносова не менее, чем его экспериментальная и исследовательская работа. Свобода и демократизм науки предполагают не только допуск к ней молодых талантов и преодоления замкнутости и кумовства, но и государственно-правовой защиты научного сообщества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: