Социальная философия

Этика и проблема человеческих качеств

В этических воззрениях Ломоносова переплетаются идеи естественного права, христианской этики и народных, общечеловеческих обычаев правильного поведения, патриотизм. Личную нравственную позицию ученого отличали подвижничество, чувство долга и даже жертвенность во имя благоденствия народа. К этическим воззрениям Ломоносова примыкает его оригинальная концепция человеческих качеств. Эта своего рода этико-нормативная, лингво-аналитическая и вместе с тем антропологическая теория была предложена им в труде «Краткое руководство к риторике…». В нем он дает развернутую характеристику основным «жизненным свойствам» человека. Духовные дарования – понятия, соображение, рассуждение, произволения; страсти – радость и печаль, удовольствие и раскаяние; добродетели – мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, тщивость (усердие), благодарность, великодушие, терпение, праводушие; пороки – безумие, нечестие, роскошь, нечистота, лютость, скупость, неблагодарность; внешнее состояние – благородие и неблагородие, счастие и несчастие, богатство и убожество, слава и бесславие; телесные свойства и дарования – возраст, пол, сила; чувства – зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание. Скука — особое нейтральное и как бы безличное состояние индивида. Она — общий фон и для определения других состояний человеческого существования. Так он пишет: «…боязнь есть скука от приближающегося зла… Гневом называется скука, нанесенная досадою или обидою и соединенная с ненавистью того, кто обидел… Стыд есть немалая скука от худа, которое кто на себя имеет и которое другим известно…»

Фокусом его социального интереса была Россия и ее место в общечеловеческой семье народов. Социальная философия отмечена оптимизмом, активным патриотизмом, конструктивностью и стремлением к выработке наступательных стратегий государственного строительства с целью «умножения российского могущества». «Благополучие, слава и цветущее состояние государств от трех источников происходит. Первое – от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных, второе – от победоносных действий против неприятеля, с заключением прибыточного и славного мира, третие – от взаимного сообщения внутренних избытков с отдаленными народами чрез купечество». Идея сбережения народа, деятельное участие ко всем его сословиям, независимо от их знатности и богатства. Важнейшие сферы жизни общества, от состояния которых зависит физическое и духовное здоровье народа, являются прежде всего сам демографический процесс и далее – экономика, обычаи, нравы и просвещение. Народ как совокупность людей ценен сам по себе, он – самоцель и самоценность. И он же – исходный базис, начало любого социального действия. Необходимость сильной государственной власти, являющейся лучшим гарантом благоразумных социальных преобразований. Будучи сторонником централизованной имперской власти, Ломоносов не ратовал за ее универсализацию и всесилие. Эта власть не должна быть всепроникающей, ее функция и пределы – попечительство и охранение народа от внешних врагов, внутренних бедствий и беспорядков, охлократии (бунтов), преступников, стихийных бедствий и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: