Философия языка

В «Письме о правилах российского стихотворства», и особенно в «Кратком руководстве к риторике…», и в «Российской грамматике» содержится теория стилей, грамматики, стихосложения, концепция языка, его сути, генезиса, бытия и динамики, т.е. то, что сам он называл «общим философским понятием о человеческом слове». По Ломоносову, язык – натурален, естественен. Его природой является сам народ, творящий слово, язык и речь. Субстратное понимание языка означает здесь признание такой стихии языка, которая связана с творящей его стихией – органической народной жизнью, являющейся реальной и единственной основой слова. Языку присуща не только определенная структура и ритмика, но и музыка. Вслушиваться, внимать природе языка необходимо для того, чтобы схватить его суть, согласно которой и следует творить в области слова, словесности. Отсюда следует, что хотя «природный» язык – изначально самобытная, творимая народом стихия, но межъязыковые коммуникации возможны и даже необходимы, поскольку язык, слово, как и все существующее, поддается регуляции и реформированию. Главное здесь – исходить из суверенитета языка как народного творения и действовать в соответствии с его природой. Подобно любому, даже вторичному бытию, язык многосторонен: в нем есть разум (логика, правила), сила (экспрессивность, его выразительные средства), красота, богатство и т.д. Эволюция языка определяется прежде всего ростом просвещенности народа, уровнем развития его сознания. Другой тип эволюции языка связан с возникновением письменности и, далее, науки о языке и «письменном изображении мыслей». К природному творчеству языка в народной жизни здесь подключаются собственно духовные факторы: религия, наука, просвещение. Этому способствуют и расширяющиеся торгово-экономические и культурные связи между народами, что ускоряет межъязыковые контакты и взаимовлияния. Особенно благотворным в развитии русского языка явилось влияние «греческого христианского закона», когда были «церковные книги переведены с греческого языка на славянский для славословия Божия». Однако Ломоносов предостерегал от чрезмерных языковых заимствований, которые могут повредить «природному языку».Таким образом, первый реформатор российского языка рассматривал его как объективный, развивающийся феномен общественной жизни. Несмотря на спонтанность языковой стихии в ней существуют определенные закономерности, которые на определенном этапе развития мышления и знания приводят к возникновению сначала письменности, а затем и к рефлексии над языком и книжной мудрости, являющейся «письменным изображением мысли». Понятия «язык», письмена», «грамматика» отражают и процесс общего развития народа, и обратное влияние на язык и его субъекта – народ – науки, литературы, искусства, т.е. собственно культурных, во многом идущих «сверху» факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: