Социальная защита. Социальный критицизм, доходящий нередко до анархизма, полного отрицания всякой власти и всяких государственных и официальных учреждений (отражение настроений

Социальный критицизм, доходящий нередко до анархизма, полного отрицания всякой власти и всяких государственных и официальных учреждений (отражение настроений крестьянства). «Народопоклонство» проявилось как желание улучшить быт и жизнь крестьянства. Сторонник уравнительного землепользования, передачи земли крестьянам как их владельцам по труду, по жизни на ней, отрицает частную собственность и выражает тем самым их стихийно коммунистические настроения. Социальный критицизм Толстого был силен народностью выражаемых в ней потребностей. Вместе с тем отрицание капитализма, естественноисторического характера его развития в стране, уравнительность роднили толстовские идеи с народническими. Критицизм Толстого не ограничивался отрицанием самодержавно-капиталистических общественно-экономических отношений, но простирался на область надстройки, культуры, религии и церкви. Вред фактического положения и функционирования науки Толстой усматривал в «производстве» либо ложного знания (метафизические и общественные науки), либо в навязывании обществу несуществующих или неважных для жизни людей интересов и потребностей. Этико-утилитарная концепция искусства: отрицание права искусства на рефлексию, якобы ведущую только к формализму, декадансу и возникновению ложного «искусства для искусства», умаление роли относительной самостоятельности эстетической деятельности, сужение жанрового многообразия художественного творчества и его функций и др. Возражал Толстой против гедонистического понимания красоты. Прямое подчинение эстетического этическому – характерная черта толстовского понимания искусства. Если искусство – это одно из средств общения между людьми, средства передачи чувств и переживаний, то содержание последних должно быть связано прежде всего с добром. Особой областью толстовской социальной критики была церковь, господствующие формы религиозной идеологии. В поисках «чистой», рациональной и «народной» веры Толстой одновременно подверг суровому и во многом справедливому осуждению реальную роль церкви как социального института, используемого государством для духовного порабощения, насаждения невежества и всех тех социальных зол, против которых так решительно выступал писатель. Критика религиозной идеологии по двум линиям: по линии рационалистического пересмотра христианского учения, отрицания многих его догм, существенных принципов и в направлении решительного разоблачения порочной социальной практики церкви. Толстой не признавал учения о троице, божественном происхождении Христа, отвергал многие таинства, евангельские чудеса и пророчества, практически всю религиозную символику, обряды и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: