Этапы творчества

ФИЛОСОФИЯ В.С. СОЛОВЬЕВА

Владимир Сергеевич Соловьев родился в 1853 г. в семье историка Сергея Михайловича Соловьева. В 1869 г. Вл. Соловьев закончил гимназию и был зачислен в Московский университет на физико-математический факультет. Со 2-го курса переходит на историко-филологический факультет, увлекается философией. В 1874 г. он некоторое время был вольнослушателем Московской духовной академии. В 1874 г. — защита магистерской диссертации на тему «Кризис западной философии против позитивистов)». В том же году Соловьев был назначен доцентом кафедры философии Московского университета и начал свою преподавательскую деятельность. В 1875 г. он уезжает в заграничную командировку, работает в Британском музее, изучая в основном древнюю философию. По возвращении из-за границы он возобновляет чтение лекций в университете, в марте 1877 г. переводится в Петербургский университет. В 1880 г. он защищает докторскую диссертацию на тему «Критика отвлеченных начал». Это сочинение вместе с его магистерской диссертацией и работой «Три силы» (1877 г.) составляет теоретический базис философских воззрений первого этапа духовной эволюции Вл. Соловьева. В этих работах были заложены основы его учения о всеединстве как начале к цели мирового развития, его концепция истории и человека. В них же – в ходе критики западноевропейского эмпиризма и рационализма – определилась и теоретико-познавательная позиция философа. После выступления в марте 1881 г. в защиту участников покушения на царя и публичного обращения к Александру III об их помиловании Вл. Соловьеву было запрещено чтение публичных лекций. Вскоре Соловьев покидает университет, начинает вести – вплоть до своей смерти – несколько странный, почти страннический, трудный образ жизни. Идеологические принципы Соловьева не были достаточно отрефлексированными и четко выраженными. Несомненно, Соловьева отличала исключительная внутренняя интеллектуальная свобода, выливавшаяся в свободную оценку им всего и вся. Возможно, это и составляло некий глубинный стержень его либерализма, настолько широкого и аморфного, что в нем идеи «всемирной теократии» (соединения трех властей: государственной – царя, церковной – папы и духовной – свободного пророка) уживались с отрицанием какого-либо нравственного значения собственности, с защитой достоинств и прав трудящегося человека. В 80-е гг. Вл. Соловьев разрабатывает по преимуществу теологические проблемы: «Духовные основы жизни» (1882–1884 гг.), «История и будущность теократии» (1886 г.), «Россия и вселенская церковь» (1889 г.). В 1881–1883 гг. он выступает с лекциями о Ф. М. Достоевском. В 90-е гг. возрождается интерес к философии: «Красота в природе» (1889 г.), «Смысл любви» (1892–1894 гг.), «Понятие о Боге» (В защиту философии Спинозы)» (1887 г.) и «Теоретическая философия» (1897–1899 гг.). Особое значение Соловьев придавал своему фундаментальному труду «Оправдание добра» (1897–1899 гг.), посвященному проблемам нравственности. В последние годы жизни Вл. Соловьев переживал глубокий духовный кризис. Философ начал разочаровываться в своем проекте вселенской церкви. Эсхатологические настроения и пессимизм Соловьева ярко выражены в «Трех разговорах» (1900 г.). Умер 31 июля 1900 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: