Принципы теоретической философии

Философия и проблема цельного знания

Общие черты мышления

Идеалист по задаткам, по убеждениям, по жизненному пути. Вера в реальность и творческую силу должного, идеального, в реальную силу высших идеалов. Специфика: кумулятивность, стремление «оправдать» практически любую философскую систему, включить ее лучшие, с его точки зрения, элементы в «метафизику всеединства» (черта, которую можно определить как своеобычную духовную доброту, милосердие духа); это и метафизичность мышления в изначальном смысле этого понятия, т.е. в смысле обращенности ума и сердца человека непосредственно к первым основаниям, высшим целям мироздания и человеческим идеалам. В.С. Соловьев обладал исключительным даром философского синтеза, продуктивно-диалектического мышления. Философское мышление Вл. Соловьева отмечено ясной и твердой убежденностью в неограниченных возможностях умозрения, полагающего и рефлексирующего сознания, но рефлексирующего в рамках продуцируемых им идей. Это было не просто спекулятивно-диалектическое и метафизическое познание, но вместе с тем системно-структурное и рационально-диалектическое познание, стремящееся к максимально детальному осмыслению перехода от одного к другому. Диалектика разума, а не чувства, образности, логическая доказательность. Основной и решающей силой доказательства истинности философских построений, возводимых Вл. Соловьевым, является для него стройность, внутренняя непротиворечивость и красота развиваемой им системы «всеединства. Он не углублялся в проблемы человеческой практики и материальной деятельности людей. Направленность философского творчества Вл. Соловьева — Абсолютно-сущее, Бог как сверхприродное идеальное начало, порождающее материальную действительность.

«...Философское познание есть заведомо действие личного разума или отдельного лица во всей ясности его индивидуального сознания. Субъект философии есть по преимуществу единичное я как познающее. Цель философской системы – отражение абсолютно сущего, или всеединства: «1) Есть всеединое первоначало всего существующего. 2) Это всеединое первоначало в своей проявляемой действительности, которую мы познаем в области нашего опыта, представляет несомненно духовный характер. 3) Эта духовная действительность принадлежит первоначалу независимо от нашего сознания и первее его...». Гносеологическая установка: За должное и истинное признавались три находящихся в единстве источника: опыт внутренний, опыт внешний, рассуждение как форма чисто логического познания. «Истина не может быть сведена ни к факту нашего ощущения, ни к акту нашего мышления, она есть независимо от того, ощущаем ли мы ее, мыслим ее или нет. Познание вообще есть относительное бытие субъекта и предмета или взаимоотношение обоих... Безусловная истина определяется не как отношение или бытие, а как то, что есть в отношении, или как сущее». Колебался между идеей абсолютно онтологического статуса истины (т.е. пониманием истины как исключительно объективной реальности или просто как Реальности) и идеей истины как результата взаимодействия между бытийственным (существующим) субъектом и предметом познания, имеющим онтологический, т.е. действительный, а применительно к трансцендентному и сверхсущий характер. Истина для него никогда не была строго объективной и внечеловеческой, внеличностной т.к. личностно-духовным было Абсолютно-сущее, именно Иисус Христос. Прием синтеза Вл. Соловьева — органотелеологизм (целеполагание по законам органического развития. Главные моменты развития составляют триаду: начало, промежуток и цель. Раскрытие конкретных качеств человека и общества осуществляется по закону диалектической триады. Природа человека, одновременно познающего и входящего в состав философии как один из величайших ее предметов, предстает в трех основных формах своего бытия: в форме чувства, мышления и деятельной воли. Одновременно они образуют «начала» или «факторы» общечеловеческой жизни с соответствующими им идеалами и предметами познания. Чувство имеет своим предметом объективную красоту, мышление – объективную истину, воля – объективное благо. Три сферы человеческого бытия: творчество, знание и сфера практической деятельности. Им, в свою очередь, присущи три «степени» выражения – материальная, формальная и абсолютная. Творчество выражается соответственно как техническое художество, изящное художество, мистика; знание – как положительная наука, отвлеченная философия, теология; практическая деятельность на «уровне» материального воплощения предстает как экономическое общество (земство), на уровне формальном – как политическое общество (государство) и на уровне абсолютном как духовное общество (церковь). Соединение форм познания и деятельности субъекта, теории и практики. Философия представлена как историко-философский процесс, имеющий ряд узловых моментов, в которых философия, схватывая мир, определяла самое себя как развивающееся знание. Философия тщательным образом соотносится с окружающими ее сферами знания. Она осмысляется в ее связи с различными формами деятельности и бытия, иначе говоря, фиксируется в различных – знаниевых, деятельностных, бытийственно-социальных, исторических, онтологических и метафизических – метаструктурах. Философия определяется и сама по себе как специфический род знания и деятельности, получая при этом как собственное определение, так и определение своему предмету, содержанию, форме и назначению. Единство философии, познания, художественного творчества, благотворительности, борьбы с отрицательным в природе, обществе и в человеке, а в итоге и победоносный смысл философии придают самому философствованию статус деятельности, способной изменять действительность. «...Свободная теософия вообще есть знание, имеющее предметом истинно-сущее в его объективном проявлении, целью – внутреннее соединение человека с истинно-сущим, материалом – данные человеческого опыта во всех его видах, а именно, во-первых, опыта мистического, затем внутреннего или психического и, наконец, внешнего или физического; основною формой своею имеющее умственное созерцание или интуицию идей, связанную в общую систему посредством чисто логического или отвлеченного мышления, и, наконец, деятельным источником или производящею причиной – вдохновение, то есть действие высших идеальных существ на человеческий дух». Философия остается знанием, лишь внешним образом связанным с творчеством и практической благоволящей сферой бытия, поскольку подлинность коррелирует у Соловьева с идеальным, – философия связана с объективно-идеальным внутренне и изначально. Спонтанно, творчески и свободно разворачивающаяся деятельность человека предполагает и материальные воздействия объективной действительности на сознание субъекта, в том числе и на философствующий человеческий дух. Только в этом случае становится вполне понятной сама возможность превращения философии в изменяющее мир знание, т.е. единство духовного и материально преобразующего в ней посредством воздействия материи на сознание, разума – на природу.

Философское мышление должно быть «добросовестным исканием достоверной истины до конца». Совпадение нравственных и теоретических начал разума, его решительность в усилии дойти до самых последних оснований как анализа, так и предмета теоретического анализа. Воля обладать истиной ради нее самой ведет разум к конституированию исходного аналитического суждения как самоочевидно истинного: А = А. Важна самодостоверность наличного сознания. Специфическая атмосфера, в которой действует разум — знание. Необходимость достоверности знания. Проблема выхода за рамки чисто аналитического суждения (А = А) к суждению синтетическому. Феноменологический статус бытия чистого сознания. Мы можем признать заданность мышления и правомерность разума предполагать нечто. Требование выйти за его пределы, т.е. в потенции сознания имеются определенные заданности как его собственные задания, стремления или требования, поэтому и истина в своей феноменальности не дана, но только задана. В любом акте сознания или мышления –данная конкретная мысль как таковая, но в ней, кроме ее конкретной психической данности, есть форма всеобщности, выводящая акт сознания за его непосредственную наличность. Любой акт мысли означает нечто большее, чем факт, поскольку его форма имеет всеобщее значение. Всеобщая значимость формы всякой мысли Соловьев — «постулатом к сверхданному». Сверхданное не субъективно, но формально-объективно и выходит за пределы психической наличности и за реальное содержание самой мысли. Эта способность — трансцендентальной способностью сознания. Основания этой трансцендентальности: память или воспоминания как вневременная способность связывать однотипные мысли и тем самым преодолевать кажущуюся атомарность всякого отдельного акта мысли. Трансцендентальность присуща не только мышлению, но и всякому слову в силу его сродства с мышлением; слово не только психично, но и универсально, логично, символично. Замысел мышления составляет предпосылку сознания как мышления. Условия мышления: 1) память, дающая мышлению первый пребывающий, или времеупорный материал; 2) слово, придающее этому материалу первоначальную форму всеобщности, или свободу от эмпирических условий субъективного, психического процесса; 3) замысел, создающий мысль как необходимый путь к задуманной цели». Под разумом истины понимается философский замысел познания. Как чисто логическая реальность, субъект философии в своей неудовлетворенности формальностью мысли являет собой «становящийся разум истины». При этом истинная философия начинается тогда, когда философ как эмпирический субъект поднимается сверхличным вдохновением в область самой истины. В этом вдохновении философ перерастает уровень неопределенных возможностей и находит себя в качестве живого зародыша философского делания. В качестве философствования как особого рода делания – обретения разума истины – Соловьев усматривает триединую достоверность: «достоверны субъективные состояния сознания, общая логическая форма мышления, философский замысел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: