Теория мирового процесса

Учение о сущем

Переворачивание субординации между бытием и сущим. Всякое суждение есть только логическая копия отношения сущего как обладающего бытием к бытию как предикату, или проявлению сущего. Всякое бытие может быть лишь постольку, поскольку есть обладатель или носитель бытия, в противном случае это ничего не выражающая абстракция. Фундаментальным и первичным оказывается сущее, выступающее в качестве субъекта всякого реального суждения, тогда как бытие есть всегда предикат. Сведение бытия к предикативности, выражению и воплощению сущего. Сущее или сверхсущее есть абсолютное начало всякого бытия. Сущее как таковое (бог) порождает триаду: дух – ум – душа; сущность (содержание или идея) предстает как благо, истина и красота, а бытие (способ или модус бытия, природа) раскрывается как воля, представление и чувство. Причины перемещения смыслового центра с бытия на сущее: реакция против формального духа гегелевской философии., вера во Христа как живое всечеловеческое существо, стремление укрепить личностное начало философии всеединства, возвысить учение о человеке. Тенденция построения философии сущего, основу которой составляют идеи личности Бога, богочеловечества и человека как существа, соединяющего «небо и землю», связана с попыткой выйти за рамки традиционного (имперсонального) объективного идеализма. Однако сущность рассматривалась и как неотъемлемый и более важный, чем бытие, атрибут субъекта, как нечто общее для бытия и сущего. Перестав быть «онтологистом» (т.е. отказав бытию в первичности), он не отказался от защиты сущности («эссенции»), и поэтому его метафизику можно назвать экзистенциологией, учением о сущем. Материя – это такая первая материя, которая, «с одной стороны, должна пониматься как принадлежащая первому началу, им обладаемая и, следовательно, ему подчиненная, а с другой стороны, как необходимое условие его существования, она первее его, оно от нее зависит. Первая материя есть только необходимая принадлежность свободного сущего и без него не может мыслиться, с другой стороны, она есть его первый субстрат, его основа (базис), без которой оно не могло проявиться или быть как такое».

Теория мирового процесса включает в себя элементы теогонии (истолкование происхождения Бога), софиологии (учение о мировой душе) и космогонии (концепция возникновения космоса). Идея организма. «Мы называем организмом все то, что состоит из множества элементов, не безразличных к целому и друг к другу». «Единство производящее и единство произведенное, или единство как начало (в себе) и единство в явлении. В божественном организме Христа действующее единящее начало, начало, выражающее собою единство безусловно-сущего, очевидно, есть Слово или Логос. Единство второго вида, единство произведенное, в христианской теософии носит название Софии. Если в абсолютном вообще мы различаем его как такового, т.е. как безусловно-сущего, от его содержания, сущности или идеи, то прямое выражение первого мы найдем в Логосе, а второй – в Софии, которая, таким образом, есть выраженная, осуществленная идея... София – есть тело Божие, материя Божества, проникнутая началом божественного единства». Концепция мирового развития, первоначальным актом которого было свободное отпадение Софии как души мира, ее идеального образа, любви, мудрости и смысла от Абсолюта. Одной из целей отпавшей мировой души (Софии) является ее развитие в направлении внутреннего синтеза и обретения организующей силы. Учение Вл. Соловьева о Софии (софиология) – особый раздел его метафизики. Философский смысл софиологии состоит в более глубоком обосновании пантеизма, божественного присутствия в действительности, связанного с деятельностью в ней «души мира» или премудрости (идеи) Божьей. Мировой космоэволюционный процесс проходит, по учению Вл. Соловьева, множество стадий, главные из которых: «Первая, когда космическая материя господствующим действием силы тяготения стягивается в великие космические тела, – эпоха звездная или астральная; вторая, когда эти тела становятся базисом для развития более сложных сил... и вместе с тем конкретно расчленяются на сложную и гармоническую систему тел, какова наша солнечная система; и, наконец, третья эпоха, когда в пределах такой системы некоторый уже обособившийся индивидуальный член ее (какова наша земля) становится материальным базисом... жизни органической». Через живой организм происходит дальнейшее сближение мировой души с божественным началом. Это стремление посредством цепи развития бессознательно находит совершенную форму для божественной идеи — человеческий организм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: