double arrow

Глоссарий основных понятий и терминов

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Смысл технологии обучения определяется педагогической практикой в совокупности с наукой – глубоко развитой и основанной на экспериментальных исследованиях педагогической теорией. Дальнейшее развитие технологии обучения должно прежде всего базироваться на результатах многовариантных экспериментов.

Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условий системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту обучающихся во многом зависит качество обучения.

Определение целей обучения должно быть прогностичным и диагностичным. Содержание подготовки должно быть ориентировано на профессиональную деятельность выпускника ПОУ с учетом прогноза развития отрасли и профиля будущего специалиста. Проектирование и внедрение технологий обучения должно носить комплексный системный характер без фетишизации отдельно взятых элементов педагогической системы.

Выбор методов и форм обучения, являясь одним из важнейших и наиболее трудных элементов технологии процесса обучения, может реализовываться в таком сочетании и соотношении их на занятии, что позволит получать наилучшие для данных условий учебно-воспитательные результаты за отведенное (или минимально необходимое) время.

Абстракция (отвлечение) — процесс познавательной деятельности, состоящей в мысленном выделении одних свойств предметов и отвлече­нии от других. Абстракцией называется также отвлеченное понятие — результат абстрагирования.

Автоматизированная обучающая система (АОС) — взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, про­граммного и организационного обеспечения на базе ЭВМ, предназна­ченный для индивидуализации обучения.

Автор физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Авторская школа — экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной определенным автором или авторским коллективом.

Авторское право юридическое право на произведение науки, литературы или искусства, являющееся результатом творческой деятель­ности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Активизация познавательной деятельности такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.

Алгоритм — совокупность правил, определяющая эффективную процедуру решения любой задачи из некоторого заданного класса задач.

Алгоритм решения изобретательских задач — комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач, т.е. программа последовательных операций по обработке изобретатель­ской задачи путем выявления противоречия, из-за которого она возник­ла, и его устранения.

Алгоритмизированное обучение обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.

Альтернативные учебные заведения вузы (школы), действующие параллельно или дополнительно государственным учебным заведениями дающие альтернативное государственному (по содержанию или формам и методам работы с обучающимися) образование.

Анализ (в педагогике ) — изучение каждого элемента или стороны явлений как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон.

Антитетичный – противоположный.

Априорный – независимый от опыта, предшествующий опыту, предположительный.

Базовое образование единый государственный минимум-оптимум общего образования, основа для дальнейшего общего образования более высокого уровня и специального профессионального образования. Оно призвано обеспечить решение двух задач: а) дать обучающимся базовые знания об окружающем мире, о самом себе, своих способностях и возможностях; б) сформировать способность и потребность обоснованно строить свои жизненные планы.

Бакалавр в большинстве зарубежных стран первая ученая степень в системе многоступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая по завершению четырехлетнего обучения первого уровня после успешной сдачи экзаменов и, как правило, защиты выпускной работы.

Беседа (в образовании) вопросно-ответный метод обучения, приме­няется преподавателем с целью активизации умственной (познаватель­ной) деятельности студентов в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. По характеру организу­емой познавательной деятельности различают два вида беседы: репродук­тивную и эвристическую. Репродуктивная предполагает воспроизводящую деятельность студентов, эвристическая направлена на организацию поис­ковой деятельности студентов, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. Главная ее функция в том, что преподаватель с помощью специально подобранных вопросов, путем рассуждений подводит студентов к определенным выводам. Студенты при этом воспроизводят ранее полученные знания, сравнивают, сопоставляют и т.п.

Версия (в педагогике) — одно из нескольких изложений (предложений) или объяснений какого-либо факта или явления.

Витагенная педагогика – педагогика, базирующаяся на использовании жизненного опыта учащихся.

Виртуальный (метод) — возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях.

Влияние (в воспитании) деятельность воспитателя в едином про­цессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога. Традиционно выделяют четыре основных способа влияния: убеждение, внушение, подражание, все они тесно переплетаются в каждом акте человеческого взаимодействия.

Внеурочные учебные занятия — различные виды самостоятельной учеб­ной деятельности студентов: выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, написание сочинений; факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия, техническое творчество и другие виды самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору.

Воздействие педагогическое — влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемого, на организацию его деятельности в интересах фор­мирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.

Воображение — фантазия, процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта.

Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория "воспитание" — одна из основных в педагогике.

Воспитывающее образование обучение, направленное на формиро­вание мировоззрения, нравственных, эстетических, этических представ­лений и убеждений.

Восприятие процесс отражения в сознании человека предметов или явлений материального мира при их непосредственном воздействии на органы чувств; при этом происходит упорядочение и объединение отдель­ных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Воспроизведение актуализация (оживление) образов, закрепленных в памяти без опоры на вторичное восприятие объектов.

Гигиена учебных занятий — система оптимальных, научно обоснован­ных требований к организации учебного процесса — нормирование умственных и физических нагрузок, рациональная организация занятий, чередование видов учебной работы в течение дня, недели, учебного года.

Гипотеза форма развития научных знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. При этом под гипотезой понимают не любую догадку или фантазию, а лишь опира­ющееся на конкретные данные предположение.

Глобальная педагогика – педагогика общечеловеческого нравственного воспитания детей и юношества, формирующая гражданина планеты.

Голографический – многомерный.

Голографический подход в педагогике – объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества.

Гуманизация образования — система мер, направленных на приоритет­ное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование лич­ности, занимающей центральное место в структуре общественных отно­шений; тем самым проблема гуманизации выступает как задача обще­цивилизованного, общечеловеческого значения, как условие решения глобальных проблем современного человеческого социума. Гуманизация образования в таком понимании предполагает формирование нового гуманистического мировоззрения, мышления, сознания личности, а также создание новых отношений между личностью, социальными группами и обществом.

Гуманизация образования — это путь к очеловечиванию всей системы общественных отношений, совершенствованию культурного, духовного облика личности, это формирование социальных способностей человека в широком смысле, т.е. его способности быть общественным существом — жить в обществе по нравственным нормам, вступать в широкий круг общественных связей, сохранять и приумножать свои способности к творческой деятельности, совершенствованию своей личности. Категория «гуманизация образования» включает в себя понятие «гуманизация» как одно из многих его направлений. Гуманизация же — это широкая культурная подготовка, необходимость которой осознается сегодня во всем мире. Гуманизация образования означает переход от технократи­ческой модели образования к образованию культурно нагруженному, культурно детерминированному.

Дедукция переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете класса; один из методов познания.

Дедуктивный метод широко используется в процессе обучения. Опираясь на него, преподаватель вначале излагает исходные положения науки, ее законы, эмпирические обобщения, а затем применяет их к конкретным фактам, в результате чего они получают обоснованное объяснение или научную оценку.

Демонстрация (в обучении) — предъявление наглядных пособий, опытов и пр., наглядный метод обучения, использование которого обеспечивает направленность внимания студентов на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений, процессов. Применяется для доказательности словесного объяснения и является средством акти­визации учебной деятельности, развития наблюдательности у студентов

Детерминант фактор, способный оказывать определяющее влияние на что-либо.

Деятельностный подход в обучении — состоит в том, что в результате учения обучаемый приобретает знания, необходимые для овладения профессиональными умениями (практическими и исследовательскими), которые заданы целями обучения.

Деятельность это способ активного отношения субъекта (человека) к миру, направленного на его целесообразное изменение и преобразова­ние. Деятельность включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом (опредмечивание) и изменение самого субъекта за счет "впитывания" в себя более широкой части предметного мира (распредмечивание).

Деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. се результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его занятиях, мотивах, способностях и т.д.

Диагностика — процедура выявления уровня готовности к какому-либо виду деятельности, в том числе к учебной деятельности опре­деленного содержания и уровня сложности. В более узком употреблении термин обозначает процедуру и совокупность способов проверки успешности освоения учебного материала.

Дидактика отрасль педагогической науки, раскрывающая теоре­тические основы образования в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предме­тов, на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономерности и специфику образования и непрерывного обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной и высшей школе и других системах обучения.

Важнейшая цель дидактики — раскрытие закономерностей обучения, связей между потребностями общества и конкретными целями, задачами обучения и содержанием образования, их методами, формами, а также достигаемыми результатами. Обобщая многочисленные виды законо­мерных связей, дидактика формирует принципы обучения, соблюдая которые преподаватель может обеспечить оптимальное построение учебного процесса.

Дидактическая система — определяется тремя основными составляю­щими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятель­ностью.

Дидактические принципы — система наиболее общих требований к процессу обучения, обеспечивающая его результативность.

Дидактический материал — особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.

Дискуссия как метод обучения коллективное обсуждение какой-либо проблемы, темы и т.п., повышающее интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллектив­ный поиск истины.

Дифференциация обучения — форма организации учебной деятельности студентов, при которой учитываются их склонности, интересы и проя­вившиеся способности.

Доступность обучения — один из принципов обучения: соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организации форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям студентов, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения.

Задача познавательная учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использова­ния в обучении связей, отношений, доказательств. Система познаватель­ных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и спосо­бам видов деятельности.

Знания результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. На основе знаний вырабатываются умения и навыки.

Изобретение — новое решение, задача в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эффект.

Имплицидный – неявный, подразумеваемый, несформулированный, неясный.

Индукция (наведение) вид умозаключений, представляющий собой метод познания от частного к общему, когда на основании устойчивой повторяемости определенного признака у отдельных явлений приходятк выводу о его принадлежности всему классу явлений. Индукция опира­ется на наблюдения и эксперимент и тесно связана с дедукцией.

Инженерное творчество — постановка и решение задач, связанных с созданием, проектированием, испытанием, доводкой, транспортировкой, эксплуатацией, ремонтом и утилизацией технических систем, их элемен­тов, конструкционных материалов и технологий, которые отличаются более высоким техническим уровнем и конкурентоспособностью.

Инновация (нововведение ) — процесс создания, освоения и практичес­кой реализации педагогических научно-технических достижений.

Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной действительности.

Интуиция — способность к непосредственному постижению истины без предварительного логического обоснования.

Информатизация образования — внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, повышение качества общеобразовательной и профессио­нальной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники.

Информационная технология (ИТ) — это система методов, производст­венных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации пользователей этой информации. В состав ИТ входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО.

Информационно-рецептивный метод обучения обьяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности преподавателя и студентов, при котором преподаватель сообщает готовую информацию, а студенты воспринимают, осмысливают и фиксируют се в памяти.

Исследование (в педагогике) процесс и результат научной деятель­ности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспита­ния, о теории и истории педагогики, методике учебно-воспитательной работы, ее организации, принципах, методах и формах.

Исследовательский метод обучения метод, при котором студенты самостоятельно решают учебно-исследовательские задачи при направля­ющей роли преподавателя. Он выдвигает перед студентами определенную задачу, для решения которой они должны самостоятельно осуществить операции сравнения, выявления причин и др., высказывать гипотезы, проверить их, насколько возможно, на основе анализа фактов или путем проведения опытов, наблюдений, выбрать из ряда гипотез наиболее рациональную и сделать определенные выводы.

Квалиметрия педагогическая — раздел педагогической кибернетики, наука об измерении результатов педагогического воздействия на человека (его образованности); рейтинг как категория квалиметрии педагогической означает количественную оценку какого-то качества человека (рейтинг обученности студента).

Квалификация — уровень развития способностей работника, позволя­ющий ему выполнять трудовые функции определенной степени слож­ности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник, и является его важнейшей социально-экономической характеристикой.

Квалификация как категория высшего профессионального образо­вания — это уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Конкретные квалификации устанавливаются Государственным образовательным стандартом, отражающим государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

Кибернетика (в обучении и воспитании) — регулирование развития личности обучаемых путем целенаправленного управления их деятель­ностью и поведением.

Когнитивная наука наука о мышлении, имеющая дело с широкой областью мыслительных структур и процессов, включая воспитание, запоминание, решение задач. Цель когнитивной науки — определить природу механизмов, имеющихся у человека в процессе мышления, восприятия и понимания.

Компиляция – несамостоятельные произведения; работа, составленная путем заимствования и не содержащая собственных обобщений или интерпретаций.

Компьютеризация обучения — многоцелевое использование средств электронной вычислительной техники в учебном процессе. Компьютер является одним из компонентов информационной технологии, поэтому вместо термина "компьютерное обучение" часто используется в том же значении термин "информатизация обучения". Компьютерное обучение имеет целью подготовить подрастающее поколение к жизни в информати-зированном обществе, т.е. в обществе, где значительный удельный вес в различных видах деятельности принадлежит информационным техно­логиям.

Конкретизация один из приемов познания. В отличие от абстракции Конкретизация предполагает получение возможно полного знания о реальном предмете. Конкретизация позволяет раскрыть содержание научных абстракций путем включения их в систему соответствующих реальных фактов и отношений.

Консультация — письменное или устное разъяснение специалиста, преподавателя, методиста по сложному теоретическому, методическому вопросу, проблеме. Консультация — важная форма учебной работы, необходимая предпосылка плодотворного самостоятельного изучения той или иной темы. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.

Контекст – тесная связь, соединение.

Контекстное обучение — это обучение, в котором происходит динами­ческое моделирование предметного и социального содержания усваива­емой профессии. При этом формирование профессионально важных качеств специалиста осуществляется в логике того технологического процесса, который составляет сущность будущей деятельности этого специалиста.

Контрольная работа — одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятель­ности, уровне самостоятельности и активности студентов в учебном про­цессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятель­ности.

Концепция — система идей, взглядов на предмет, явление, способ их понимания, трактовки, определяющая характер познавательной и практической деятельности.

Лабораторные занятия (лабораторные работы) — метод обучения, при котором студент под руководством преподавателя или самостоятельно выполняет практическую работу и исследования с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.

Лекция как одна из организационных форм и один из методов обуче­ния — устное, систематическое, последовательное, монологичное изложение преподавателем учебного материала, как правило, теорети­ческого характера. Лекция традиционна для высшей шкалы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана.

Личность — индивид как субъект социальных отношений и сознатель­ной деятельности. Личность — это человек, обладающий определенным творческим потенциалом. Качества личности формируются в совместной деятельности и общения.

Логика — дисциплина, изучающая формы и законы правильных, т.е. способных служить расширению знания, умственных построений.

Межпредметные связи в обучении — дидактический принцип и условие установления взаимосвязи между различными учебными предметами, которые изучаются в том или ином учебном заведении. Необходимость таких связей обусловлена задачами формирования научных знаний и убеждений, отражающих единство реального мира. Они обеспечивают решение ряда организационно-педагогических вопросов: устраняют дублирование, способствуют рациональному распределению учебного материала, объединению усилий преподавателей во имя совместной, согласованной работы и т.д.

Магистр — вторая, средняя (между бакалавром и доктором наук) ученая степень. Эта степень является не ученой, а академической, поскольку она отражает прежде всего образовательный уровень выпуск­ника высшей школы и свидетельствует о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику. Степень магист­ра присуждается по окончании обучения по соответствующей образова­тельно-профессиональной программе, которая ориентирована на научно-исследовательскую или на научно-педагогическую деятельность.

Маркетинг в системе образования — система управления образова­тельной учебно-производственной и сбытовой деятельностью образова­тельного учреждения, выявляющее потребности в образовательных про-граммах и других образовательных услугах, продукции и видах работ, и обеспечивающая их реализацию с целью получения максимальной прибыли.

Медиа-образование — направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевиде­ния, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиа-образования — подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе не вербальных форм коммуни­кации с помощью технических средств.

Метод обучения способ обучающей работы преподавателя и органи­зации учебно-познавательной деятельности обучаемых по решению различных дидактических задач, направленный на овладение изучаемым материалом.

Метод экспертных оценок — комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа пробле­мы с качественной или количественной оценкой суждений и формаль­ной обработкой результатов индивидуальных мнений.

Методика — совокупность способов, приемов, средств целесообраз­ного проведения какой-либо работы. Олицетворяет не стратегию, а тактику научного познания. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению (изучению учебных предметов).

Методика учебного предмета — частная дидактика, теория обучения определенному учебному предмету. Объектом ее исследования является процесс обучения той или иной учебной дисциплине. Методика разраба­тывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти формы и системы находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебниках по каждому учебному предмету, реализуются в методах, средствах и органи­зационных формах обучения. В системе педагогических наук методика тесно связана с дидактикой и опирается на ее общие положения. Основы­ваясь на принципах воспитания, она раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности обучающегося.

Для разработки эффективной системы педагогического воздействия методика учебного предмета опирается на данные педагогической психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики, кибер­нетики (особенно при разработке элементов программного обучения).

Методология — путь, способ познания и учение — система принципов, норм и способов организации и построения теоретической и практичес­кой деятельности, а также учение о путях достижения истинного значе­ния и оптимального практического эффекта.

Методы исследования — приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлении действительности. Система указанных методов определяется исходной концепцией исследо­вателя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследо­вания.

Мировоззрение миропонимание, мировосприятие, обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде.

Моделирование — метод исследования объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п.

Мораль — общая ценностная основа культуры, направляющая чело­веческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни; предмет изуче­ния этики.

Сущность морали, связанная с идеями всечеловечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название "золотого правила" нравственности: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

Мотив — побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его актив­ности. В роли мотива могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Мотивация система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Зависит от характера нравственного сознания, ценностной ориентации, уровня обшей культуры, способности к критическому осмыслению ситуации, волевых качеств человека. Мотивация является движущей силой любой человеческой, а значит, и учебно-познавательной деятель­ности человека.

Мультимедиа термин можно толковать как многокомпонентную информационную среду, включающую три группы, базирующиеся на компьютерной технике: аудиоряд, видеоряд, текстовую информацию.

Навыки отдельные элементы действия, которые в результате упражнения становятся автоматическими (неосознанными).

Наглядность обучения — один из принципов дидактики, согласно которому обучение людей осуществляется на основе восприятия (зри­тельного, слухового и др.) ими тех или иных объектов, процессов мате­риального мира или их изображений.

Научно-технический прогресс (НТП) взаимосвязанное поступатель­ное развитее науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой — в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. Непрерывное образование — единая система, включающая общеобразо­вательную и профессиональную школу, высшие специальные учебные заведения, курсы повышения квалификации, переподготовки кадров, экономическое образование, самообразование. В систему образования, наряду с собственно учебными заведениями, включаются внешкольные и культурно-просветительные учреждения, а также самообразование, средства массовой информации и др.

Новые информационные технологии в образовании — технологии обуче­ния, воспитания, научных исследований и управления, основанные на применении вычислительной и информационной техники и специаль­ного программного, информационного и методического обеспечения.

Обобщение — один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков (свойств) предметов (явлений) и объединении их на основе общности существенных черт, а также его результат, который закрепляется в языке, составляя понятие, выраженное в слове. В учеб­ном процессе обобщение осуществляется в единстве с другими процес­сами: анализом, синтезом, сравнением, абстракцией.

Образование процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в ходе организованного обучения; уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации.

Обучение — конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством педагога реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Обучение — процесс двусторонний. В нем сливаются воедино преподавание (деятельность преподавателя) и учение (деятельность обучаемого).

Опережающее образование образование, содержание которого сформировано на основе предвидения перспективных требований к человеку как субъекту различных видов социальной деятельности; в более узком смысле — подготовка работников с ориентацией на техно­логический процесс.

Опорный конспект метод обучения, обеспечивающий взаимодейст­вие педагога и учащегося на основе обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаков, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся; ученическая шпаргалка состав­ляется на тех же принципах и представляет собой своеобразный опорный конспект. Широкое применение опорный конспект получил в опыте учителя В.Ф.Шаталова.

Опыт — это результат взаимодействия человека с объективным миром. Опыт включает формы и результаты практической деятельности общества, трудовые приемы и навыки, открытые в практике законы человеческой деятельности и развития объективного мира.

Патент — охранный документ, выдаваемый на изобретение (полезную модель, промышленный образец) и удовлетворяющий исключительное право патентообладателя на использование объекта охраны в течение определенного срока. Различают национальные и региональные патенты. Национальными являются патенты, выданные национальным ведомст­вом промышленной собственности. Патенты, выданные Европейским патентным ведомством и Африканской организацией интеллектуальной собственности, называют региональными.

Паритетный – равный, равноправный.

Педагогика наука о воспитании как сознательно и целенаправленно организованном процессе. Она изучает задачи, сущность, закономер­ности, принципы, содержание, формы, методы, приемы и условия эффек­тивного построения учебно-воспитательного процесса.

В систему педагогических наук входят также и методики преподавания отдельных учебных дисциплин, которые, опираясь на общетеоретические положения дидактики, изучают специфику преподавания учебного предмета и разрабатывают наиболее эффективные пути изучения всех основных тем учебного предмета.

Педагогический процесс — целенаправленное, сознательно организо­ванное, развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания. Педагогический процесс представляет собой единство процесса обучения и воспитания (в узком, специальном смысле) и про­цесса развития воспитуемых. Основные его компоненты: цель, задачи, содержание, методы, приемы и организационные формы воспитания.

Политехническое обучение процесс усвоения системы знаний, раскрывающих научные, технологические и организационные основы современного производства, умений и навыков, необходимых для участия в производительном труде; важная предпосылка всестороннего и гармо­ничного развития личности.

Понимание активный процесс поиска и (или) конструирования человеком смысла сообщений, текстов, образов, схем, моделей, симво­лов, знаков и других форм представления знаний и информации, а также интерпретации и конструирования смысла действий и поступков других людей. В процессе такого конструирования происходит перевод сообще­ний и текстов с языка предметных, операционных, символических и концептуальных значений на внутренние или собственные языки, кото­рыми владеет адресат.

Понятие форма мышления, отражающая предметы и явления действительности в виде совокупности их общих отличительных призна­ков. Оно выступает основным средством формирования и аккумуляции достигнутых человеком научных и практических знаний.

Принципы обучения — система важнейших требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное развитие учебного процесса. Принципы обучения устанавливаются исходя из закономернос­тей эффективного обучения, выявляемых современной дидактикой и смежными с нею науками, а также из передового опыта обучения.

Прогнозирование — форма научного предвидения, специальное иссле­дование перспектив какого-либо явления, процесса. Прогнозирование НТП и его социально-экономических последствий составляет одну из научных основ управления (целеполагания, проектирования).

Программа учебная — документ, определяющий основное содержание обучения по данному учебному предмету (курсу), объем знаний, которые предстоит дать обучаемым. В учебной программе, как правило, форму­лируются цели и задачи обучения, определяются особенности организа­ции занятий и методики, планируется чтение лекций, преподавание, собеседования, выполнение практических заданий, самостоятельная работа с рекомендуемой литературой и т.п.

Проектирование процесс создания проекта в виде проектной документации, необходимой для изготовления или реконструкции (модернизации) технического объекта либо проведения экспертизы с целью принятия решения по изготовлению, реконструкции и другим вопросам. Аналогичный смысл приемлем для педагогики.

Профессиограмма документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Этот документ должен обеспечить постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля. В профессиограмме отражают также аспекты профессиональной деятельности: социальные, социально-экономичес­кие, исторические, технические, технологические, правовые, гигиени­ческие, психологические, психофизиологические и социально-психо­логические. Объем, глубина и деятельность их изучения зависят от социального заказа на подготовку специалиста.

Семантика – учение о соотношении значения и смысла текста, фразы, слова, части слова.

Синектика – групповая творческая деятельность; вид мозгового штурма, который заранее заказывают специалистам, чтобы потом принять оптимальное решение по какой-то проблеме.

Синергия в педагогике взаимодействие воспитательной деятельности педагога, самосовершенствование личности и влияние на нее инфра­структуры общества в целях обеспечения ее полноценного развития.

Синтез логический прием, представляющий собой мысленное соединение элементов объекта в единое целое (систему).

Синтез выступает необходимым дополнением и завершением анализа. Он представляет собой более высокую степень познания, ибо предпола­гает абстрагирование от случайных признаков и обобщение существенных свойств предмета при формировании мысленного целого, позволяет представить существенные свойства в единстве и тем самым конкретно воспроизвести предмет в мышлении.

Система совокупность взаимосвязанных элементов, функциониру­ющих как нечто единое, целостное. Понятие "система" охватывает самые различные стороны того или иного сложного целостного объекта: его строение, состав, способ существования Системный объект характери­зуется свойствами целостности, сложности и организованности.

Система непрерывного образования единая образовательная система, трактующая образование как пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всесто­роннее обогащение ее духовного мира. Системный анализ — совокупность методологических средств и про­цедур, используемых для подготовки, обоснования осуществления решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического и научно-технического характера.

Системный подход — комплексное изучение наиболее существенных закономерностей развития явления как единого целого с позиций системного анализа.

Сознание — свойственный лишь человеку способ отражений объек­тивной реальности; совокупность психических процессов, обеспечи­вающих осмысление человеком окружающего его мира и собственного своего бытия в нем.

Способ — процесс выполнения действий над материальным объектом. Новые более эффективные способы обычно составляют предмет изобре­тения.

Творчество — сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.д. в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Процесс творчества в основных чертах един для любой человеческой деятельности. Он включает деятельность интел­лектуальную по осмыслению жизни, созданию новых теоретических обобщений, выдвижению идей и деятельность физическую по внедрению их в жизнь.

Творческое мышление (в обучении) способность обучаемого само­стоятельно открывать новые, ранее ему неизвестные знания и способы действий, которые составляют содержание учебного процесса.

Тезаурус словарь, отражающий семантические связи (семантику) между смысловыми элементами данного языка.

Тезисы положения, кратко излагающие какие-либо идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа. В тезисах кратко раскрывается содержание вопроса темы. Составление их — одна из форм самостоятельной работы над литературой при подготовке к докладам, лекциям, другим выступлениям, требующая от человека умения мыслить четко, логично, вычленять самое главное.

Тема (учебная) — составная часть учебного курса, предмета. Тема заня­тия обычно определяются в соответствии с учебной программой, планом.

Теория — систематизированное и логически последовательное вос­произведение в мышлении объективной (природной и социальной) реальности. Теория отличается от обыденного знания своей систематич­ностью и тем, что в ней объективная логика действительности воспро­изводится в строго последовательной системе понятий.

Теория решения изобретательских задач — научно-практическое направление по разработке и применению эффективных методов решения творческих задач, генерации новых идей и решений в технике и других областях человеческой деятельности. Разработка указанной теории начата в СССР Г.С. Альтшулером и продолжается многими исследователями. Первая публикация по ней вышла в 1956 г., к настоящему времени российскими и зарубежными учеными опублико­вано множество статей и книг.

Технические средства обучения — технические устройства, специально используемые в педагогическом процессе и самообразовании для пере­дачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формирования и закрепления знаний, умении и навыков. Все более ши­рокое применение ТСО обусловлено качественными изменениями в сфере образования, потребностью в интенсификации, индивидуализации и повышении надежности обучения в условиях массовой аудитории.

Технология совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при создании какого-либо вида продукции, главным образом в произ­водственной деятельности. Важнейший компонент технологии — после­довательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах (физических, химических, биологических и др.) и человеческой деятельности.

Терминология — совокупность терминов (слов или словосочетаний), являющихся названиями определенных понятий какой-либо специальной области науки, техники, искусства. Знание терминологии избавляет от необходимости при употреблении понятия повторять весь набор его признаков, создает условия для экономичности и оперативности мышле­ния. Каждая отрасль науки имеет свою терминологию, без знания которой нельзя глубоко усвоить саму науку.

Тьютор – преподаватель-консультант в системе дистанционного обучения.

Умение — результат овладения новым действием (или новым способом действия), основанным на каком-либо правиле и использовании его соответствующим образом в процессе решения определенных задач. Умелые действия отличаются от неумелых своей целесообразностью, выражающейся в соответственном выборе приемов деятельности. Умение означает не только выбор, но и выполнение разумных приемов на практике. Для умения, кроме выбора приемов, необходимо знание условий, требуемых для достижения цели.

Усвоение знаний познавательная деятельность, направленная на прочное овладение знаниями, умениями, навыками. В результате анализа и синтеза изучаемых явлений, фактов, процессов формируются обобщения, составляющие основу научных понятий.

Учебный процесс — конкретный вид целостного педагогического процесса, который реализует цели образования, воспитания и общего развития личности в специфических организационных формах обучения, таких как лекция, учебное занятие, экскурсия и др. Учебный процесс характеризуется активным взаимодействием, специально организованным общением преподавателей и обучаемых. Источником его развития являются противоречия, возникающие между выдвигаемыми требованиями к обучаемым и уровнем их реальных учебных возможностей в данный момент. Разрешение этих противоречий ведет к дальнейшему формированию личности. Основные компоненты учебного процесса — цели, задачи, содержа­ние, методы, приемы, средства, формы организации обучения, методы стимулирования учебной деятельности и контроля за ее эффектив­ностью. Между компонентами учебного процесса существуют законо­мерные связи. Цель учебного процесса как закон определяет конкретные задачи обучения, его содержание, которое в свою очередь обусловливает выбор методов, форм и средств обучения. Учебный процесс дает высокие и качественные результаты, если при его планировании, организации, регулировании в полной мере учитываются эти связи и следующие из них принципы обучения.

Для эффективного функционирования учебного процесса необходимы определенные условия: учебно-материальные (учебные помещения, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства и др.), учебно-гигиенические (оптимальный световой, воздушный, температурный режим), морально-психологические (моральный комфорт в коллективе, соблюдение норм педагогической этики, такта в общении с обучаемыми.

Учение — это система познавательных действий обучающихся, направленных на решение учебно-воспитательных задач, в процессе которых обучаемые приобретают определенную систему знаний, овладевают умениями и навыками.

Эвристический прием — краткое правило или указание, как преобра­зовать имеющийся прототип или в каком направлении нужно искать, чтобы получить искомое решение задачи технического творчества или разрешить имеющееся в такой задаче противоречие, или найти выход из затруднительной ситуации, которая может возникнуть в любой области практической деятельности человека.

Эдукалогия – методология образования (термин рекомендован ЮНЕСКО).

Эксперимент — способ познавательной деятельности в науке и образовании, состоящий в активном воздействии на исследуемое явле­ние путем преобразования (комбинации и варьирования) или изоляции тех или иных условий его существования. Эксперимент — форма практической деятельности, наиболее отчетливо связанная с теорией, так как цель эксперимента не в достижении практического эффекта, а в получении знаний. Поэтому эксперимент выступает как источник познания, способ развития и интерпретации теории, критерий истинности полученных знаний.

Экспертные оценки — метод интуитивно-логического анализа проб­лемы, проводимого экспертами (экспертом) с целью подготовки принятия решения, с количественной оценкой суждений и формальной обработкой |результатов. Экспертные оценки являются одним из возмож­ных подходов к всестороннему изучению сложных явлений, в которых окончательное решение должен принять человек. Лицо, принимающее решение, несет ответственность за его возможные последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: