Вопрос. На основе источников активности выделяют следующие группы мотивов: социальные – осознание социальной значимости учения

На основе источников активности выделяют следующие группы мотивов:

  1. социальные – осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и др.;
  2. познавательные – интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности;
  3. личностные – чувство самоуважения, чистолюбие, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонификации и др.

Мотюхина предложила следующую классификацию учебных мотивов:

  1. мотивы заложенные в самой учебной деятельности:
    • мотивы, связанные с содержанием учения – ученика побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладеть новыми знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и др.;
    • мотивы, связанные с самим процессом учения – ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия и др. ребенка увлекает сам процесс учения, а не только результаты;
  2. мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

· широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями; мотивы самоопределения (понимание значения знаний, желание подготовиться к профессии); мотивы самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

· мотивы узколичностные – стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей и др. (престижная мотивация);

· отрицательные мотивы – мотивы избегания неприятностей, т.е. стремление избежать неприятности со стороны учителей, родителей, одноклассников.

Классификация мотивов учебной деятельности (Маркова):

  1. познавательные – если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета;
  2. социальные – если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения:
    • понимание необходимости учения для будущего;
    • процесс учения как возможность общения;
    • похвала от значимых лиц.

Социальные мотивы являются естественными и полезными в учебном процессе, хотя их нельзя отнести к внутренним формам учебной мотивации.

Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы как:

  1. учеба как вынужденное обучение;
  2. процесс учебы как привычное функционирование;
  3. учеба ради лидерства и престижа;
  4. стремление оказаться в центре внимания.

Они могут оказать и отрицательное влияние на характер и результаты учебного процесса. Внешние моменты наиболее резко выражены в мотивах ради материального вознаграждения и избегания неудач. Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.

Познавательные и социальные мотивы, по Марковой, могут иметь разные уровни:

  1. уровни познавательных мотивов:
    • широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами и т.д.;
    • учебно-познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного преобразования знаний;
    • мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на построение специальной программы самосовершенствования;
  2. уровни социальных мотивов:

· широкие социальные мотивы – долг, ответственность, понимание социальной значимости учения;

· узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими и получить их одобрение;

· мотивы социального сотрудничества – ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком.

Маркова указывает на неодинаковость проявления разных мотивов в учебном процессе. Напр, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращении к учителю за дополнительными сведениями. Учебно-познавательные мотивы – в самостоятельных действиях по поиску решения, в вопросах задаваемых по ходу выполнения работы. Мотивы самообразования – когда учащийся обращается с предложениями рациональной организации учебного процесса, в реальных действиях по самообразованию. Широкие социальные мотивы проявляются в поступках. Позиционные мотивы – в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи и т.д. мотивы социального сотрудничества – в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: