double arrow

Вопрос. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения


Вопрос.

Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать зону ближайшего развития.

Маркова подчеркивает, что мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем развитии следующие этапы:

  1. актуализация привычных мотивов;
  2. постановка на основе этих мотивов новых целей;
  3. положительное подкрепление мотива при реализации этих целей;
  4. появление на этой основе новых мотивов;
  5. соподчинение разных мотивов и построение их иерархии;
  6. появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельность, устойчивость и др.).

Фридман выделяет два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации:

  1. снизу вверх – состоит в создании таких объективных условий и такой организации деятельности учащихся, которые ведут к формированию у них нужной мотивации;
  2. сверху вниз – заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, целей, идеалов, содержание направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Такой путь связан с методами убеждения, внушения, примера и т.д. особую роль играет коллектив и социальная среда, в которой живет и действует ученик, взгляды и традиции и т.д.

Основой для изучения учебной мотивации служит целенаправленное наблюдение. Кроме наблюдения можно использовать анкеты, беседы сочинения. Можно использовать и некоторые методики более субъективного характера:




  1. «Составь расписание» - какие предметы вы хотели бы поставить в свое расписание на неделю;
  2. «Свободные задания» - задания для углубленных знаний, за которые не ставится отметка;
  3. «Прерывание процесса решения задач» - вернется ли учащийся самостоятельно к решению задачи, если «да» - внутренняя мотивация, если «нет» - внешняя;
  4. «Составление задач, вопросов».

Тема 2.5. Общая характеристика усвоения.

  1. Усвоение как сложное многогранное понятие
  2. Этапы (стадии) усвоения знаний
  3. Психологические характеристики усвоения
  4. Усвоение знаний
  5. Сущность умений и навыков
  6. Основные закономерности формирования навыков

Усвоение, представляющее собой сложное понятие, может трактоваться с разных позиций:

  1. Усвоение – это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение социокультурного, общественно-исторического опыта как совокупности знаний, общественных способов действий (умений, навыков), а также нравственных норм и этических правил поведения. Такое усвоение осуществляется на протяжении всей жизни в результате наблюдения, обобщения опыта, принятия решений и собственных действий.
  2. Усвоение – это сложная интеллектуальная деятельность человека, которая включает все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.
  3. Усвоение – это результат учения, учебной деятельности, по отношению к учебной деятельности усвоение выступает в качестве ее содержания, а также центральной части процесса обучения.

В самом общем виде, усвоение определяется как процесс приема, смысловой обработки, сохранения полученных знаний и применение их в новых ситуациях решения теоретических и практических задач.









Сейчас читают про: