Вопрос. Знания составляют ядро усвоения

Вопрос.

Знания составляют ядро усвоения. Знания являются основой нравственных убеждений, этических взглядов и мировоззрения. С одной стороны, знания определяются как часть сознания, с другой стороны, как нечто общее в отношении предметного разнообразия, с третьей стороны, как способ упорядочивания действительности, с четвертой стороны, как некоторый продукт и результат познания, с пятой стороны, как способ воспроизведения в сознании познавательного объекта. Знания и правильный путь их усвоения являются предпосылкой умственного развития учащегося.

С учетом различных дидактических функций знания, пред учителем стоит несколько задач:

  1. перевести знание из его застывших, фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;
  2. преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности учащегося;
  3. сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.

Виды знаний: донаучные, житейские, художественные, научные (эмпирические и теоретические).

Знания характеризуются различной глубиной проникновения учащихся в их сущность, что обусловлено:

  1. целями обучения;
  2. индивидуальными особенностями учащихся;
  3. уже имеющимся у них запасом знаний;
  4. уровнем их умственного развития;
  5. адекватностью усваемого знания возрасту учащегося.

Овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают как следует выполнять то или иное умение или навык. Умение навык характеризуются как способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени овладения данным действием.

Умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано без осознания промежуточных шагов.

Умение обычно соотносят с уровнем, выражается на начальном этапе в форме усвоенного знания, которое понято учащимся и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического применения оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполненного действия.

Уровни овладения учащимся действиями:

  • нулевой – учащиеся совершенно не владеют действием (нет умений);
  • первый – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя;
  • второй – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, т.е. подражая;
  • третий – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действие, осознавая каждый шаг;
  • четвертый – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действие (навык).

Не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: