Вопрос.
Знания составляют ядро усвоения. Знания являются основой нравственных убеждений, этических взглядов и мировоззрения. С одной стороны, знания определяются как часть сознания, с другой стороны, как нечто общее в отношении предметного разнообразия, с третьей стороны, как способ упорядочивания действительности, с четвертой стороны, как некоторый продукт и результат познания, с пятой стороны, как способ воспроизведения в сознании познавательного объекта. Знания и правильный путь их усвоения являются предпосылкой умственного развития учащегося.
С учетом различных дидактических функций знания, пред учителем стоит несколько задач:
- перевести знание из его застывших, фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;
- преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности учащегося;
- сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.
Виды знаний: донаучные, житейские, художественные, научные (эмпирические и теоретические).
|
|
Знания характеризуются различной глубиной проникновения учащихся в их сущность, что обусловлено:
- целями обучения;
- индивидуальными особенностями учащихся;
- уже имеющимся у них запасом знаний;
- уровнем их умственного развития;
- адекватностью усваемого знания возрасту учащегося.
Овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают как следует выполнять то или иное умение или навык. Умение навык характеризуются как способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени овладения данным действием.
Умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано без осознания промежуточных шагов.
Умение обычно соотносят с уровнем, выражается на начальном этапе в форме усвоенного знания, которое понято учащимся и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического применения оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполненного действия.
Уровни овладения учащимся действиями:
- нулевой – учащиеся совершенно не владеют действием (нет умений);
- первый – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя;
- второй – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, т.е. подражая;
- третий – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действие, осознавая каждый шаг;
- четвертый – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действие (навык).
Не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками.