Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих компонентов:
- мотивация;
- учебная задача;
- учебные действия;
- контроль, преходящий в самоконтроль;
- оценка, переходящая в самооценку.
I. Мотивация является не только одним из основных компонентов, но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.
Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребности учащегося в получении знаний.
Мотивация формируется у учащегося под воздействием рада факторов:
- построение образовательной системы (образование имеет уровни, которые позволяют в перспективе переходить из одного в другой; получение образования по конкретным специальностям);
- функционирование конкретного образовательного учреждения (школа, лицей, гимназия; психологическая атмосфера для учащихся и учителей в учебном учреждении);
- организация образовательного процесса, т.е. построение расписания, деление учебного процесса на отрезки, промежуточный и итоговый контроль и др.;
- субъективные особенности учащихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, самооценка, способности, особенности взаимодействия с другими и др.);
- специфика учебного предмета (отражаемые области знаний, субъективная трудность для ученика, особенности методов преподавания).
II. Учебная задача является главным компонентом учебной деятельности, на ее материале учащийся готовится к решению жизненных задач.
|
|
Учебная задача – это тот способ действия или знания, который должен усвоить ученик в заданных условиях.
Учебная задача представляет собой определенное задание, постановка которого имеет важное значение для освоения учебного действия. Основное отличие учебной задачи от всех других задач заключается в том, что цель ее решения состоит в изменении не предметов, с которыми действует субъект, а в изменениях самого субъекта.
Учебная задача представляет собой системное образование, в ее состав входят следующие части:
1. предметная область (класс объектов, о которых идет речь);
2. отношения связывающие объекты уходящие в предметную область;
3. требования: цель решения задачи то, что именно необходимо найти;
4. способ решения: совокупность действий и операций, которые надо произвести над условием задачи, чтобы получить ее решение.
Для решения задачи учащийся должен располагать некоторым набором средств, которые не входят в саму задачу:
- материальными (инструменты, машины, приборы, реактивы и т.д.);
- материализованными (тексты, схемы, формулы, таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации);
- идеальные (использование для решения задачи знаний, которые фиксируются в вербальной форме).
Учебная задача имеет ряд особенностей, которые отличают ее от жизненной:
|
|
- решение задачи направлено на изменения в решающем ее субъекте;
- учебная задача неоднозначна и не всегда строго определена, т.е. учащийся может включит в нее несколько иной смысл, чем учитель, ставить себе цели, отличающиеся от учительских, не вполне осознавать, что именно от него требуется;
- предъявляя ее учащимся педагог ставит и себе и им определенные цели, для достижения какой-либо цели во многих случаях требуется решение не одной, а нескольких задач. Решение одной задачи может вносить вклад в достижение нескольких различных учебных целей.
К организации учебных задач предъявляется ряд психологических требований:
- изначально должна констатироваться не одна частная учебная задача, а весь набор задач в целом;
- при конструировании системы задач надо стараться чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших, но и отдаленных учебных целей;
- учебные задачи должны обеспечивать усвоение системы средств необходимой и доступной для осуществления учебной деятельности;
- учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствовали средства деятельности усвоения, которые предусматриваются в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения. Реализация данного требования предполагает, что формулировка задачи и помощь педагога по ее решению должны быть направлены на осознание учащимся своих достижений, т.е. рефлексии.
III. Учебные действия. Единицами любого вида деятельности являются действия.
Учебные действия – структурный компонент учебной деятельности, определяемый ее мотивацией, подчиненный учебной цели и включающий совокупность операций, которые должен совершить обучаемый для решения учебной задачи.
Деятельность в целом определяется мотивом, а каждое действие - своей целью. При этом, цели по-разному соотносятся с мотивами. Цель, выполняемого действия представлена в сознании. Обычно субъект в полной мере осознает эту цель. Сознательные действия, по мере овладения ими учеником, переходят на уровень операций – способов выполнения более сложных действий, т.к. действия, которыми учащийся уже овладел, в его дальнейшей деятельности повторяются многократно, то по законам формирования навыка постепенно перестают сознательно контролироваться и становятся способами выполнения действий более высокого уровня (напр, учение письму).
Управление операциями осуществляется на уровне фонового автоматизма. Процесс перехода действий в операции является проявлением автоматизированного навыка. Такие операции, которые раньше были самостоятельными действиями, называют сознательными. На ряду с ними в деятельности существуют операции, которые никогда не осознавались субъектом как самостоятельные действия (напр, ребенок не соотносит свою речь с эталоном).
Учебные действия можно классифицировать по-разным основаниям:
по последовательности:
- действия-целепологания – прежде, чем приступить к решению задачи учащийся должен принять ее как задание, при этом, важно осознать для чего и с какой целью она выполняется;
- действия-планирования – принимая на себя цель решения учебной задачи учащийся встает перед выбором соответствующих действий по ее решению. Важно осознать, что должно получиться в результате каждого отдельного действия;
- исполнительские действия – внешние (предметные и вспомогательные, вербальные и невербальные), внутренние (умственные действия); преобразующие (непосредственная манипуляция над конкретным объектом с целью выявления его свойств и т.д.) и исследовательские (направлены на раскрытие общих закономерностей, которые учащимся были известны ранее);
Соотнося с познавательными процессами, учебные действия делят на: перцептивные (воплощают в себе процесс восприятия и включают осознание, идентификацию, выделение фигуры на фоне, отделение главного от второстепенного), мнемические действия (осуществляются на базе процесса памяти: заучивание, фильтрация информации, структурирование информации, сохранение, воспроизведение), мыслительные (включают логические операции, т.е. анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию).
|
|
Учебные действия делят на: репродуктивные (воспроизведения действия, которое осуществляется по заданным критериям, шаблонам), продуктивные (действия целеобразования, преобразования, создания нового, выполнение самостоятельно по своим сформированным критериям).
· Действия самоконтроля и самооценивания учащегося – представляют собой интериоризированные действия учителя.
IV-V. действиям контроля и оценки отводится значительное место. Для установления правильности учебных действий учителем осуществляется контроль.
Контроль учебной деятельности – это структурный компонент, который характеризуется сличением имеющегося результата с поставленной задачи. Действия контроля позволяют управлять ходом учебной деятельности, своевременно вносить коррективы и определять эффективность форм и методов организации учебной деятельности. Важно, чтобы постепенно субъектом контроля все в большей мере выступал сам ученик. Оценка учебной деятельности призвана подвести итог какому-то этапу учебной деятельности.
Оценка учебной деятельности – это подведение итогов учебной деятельности ученика на основании соотнесения его результата с поставленной целью. Благодаря действию оценки ребенок определяет действительно ли им решена учебная задача и овладел ли он требуемым способом действий, т.е. оценка становится ключевым моментом при определении на сколько реализуемая учебная деятельность оказала влияние на школьника как субъекта этой деятельности.
|
|
Процесс контроля выполнения действий включает три обязательных компонента:
- образ желаемого результата действия;
- процесс сличения этого образца с реально полученным результатом;
- принятие решения о продолжении, коррекции или окончании действия.
Эти три составляющие представляют собой структуру внутреннего контроля субъекта за ее реализацией.
Тема 2.4. Учебная мотивация.
- Общая характеристика учебной мотивации
- Характеристики и функции учебной мотивации
- Виды учебных мотивов
- Формирование и изучение учебной мотивации