Вопрос. Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих компонентов: мотивация; учебная задача; учебные действия; контроль

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих компонентов:

  1. мотивация;
  2. учебная задача;
  3. учебные действия;
  4. контроль, преходящий в самоконтроль;
  5. оценка, переходящая в самооценку.

I. Мотивация является не только одним из основных компонентов, но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.

Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребности учащегося в получении знаний.

Мотивация формируется у учащегося под воздействием рада факторов:

  1. построение образовательной системы (образование имеет уровни, которые позволяют в перспективе переходить из одного в другой; получение образования по конкретным специальностям);
  2. функционирование конкретного образовательного учреждения (школа, лицей, гимназия; психологическая атмосфера для учащихся и учителей в учебном учреждении);
  3. организация образовательного процесса, т.е. построение расписания, деление учебного процесса на отрезки, промежуточный и итоговый контроль и др.;
  4. субъективные особенности учащихся (возраст, пол, интеллектуальное развитие, самооценка, способности, особенности взаимодействия с другими и др.);
  5. специфика учебного предмета (отражаемые области знаний, субъективная трудность для ученика, особенности методов преподавания).

II. Учебная задача является главным компонентом учебной деятельности, на ее материале учащийся готовится к решению жизненных задач.

Учебная задача – это тот способ действия или знания, который должен усвоить ученик в заданных условиях.

Учебная задача представляет собой определенное задание, постановка которого имеет важное значение для освоения учебного действия. Основное отличие учебной задачи от всех других задач заключается в том, что цель ее решения состоит в изменении не предметов, с которыми действует субъект, а в изменениях самого субъекта.

Учебная задача представляет собой системное образование, в ее состав входят следующие части:

1. предметная область (класс объектов, о которых идет речь);

2. отношения связывающие объекты уходящие в предметную область;

3. требования: цель решения задачи то, что именно необходимо найти;

4. способ решения: совокупность действий и операций, которые надо произвести над условием задачи, чтобы получить ее решение.

Для решения задачи учащийся должен располагать некоторым набором средств, которые не входят в саму задачу:

  1. материальными (инструменты, машины, приборы, реактивы и т.д.);
  2. материализованными (тексты, схемы, формулы, таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации);
  3. идеальные (использование для решения задачи знаний, которые фиксируются в вербальной форме).

Учебная задача имеет ряд особенностей, которые отличают ее от жизненной:

  1. решение задачи направлено на изменения в решающем ее субъекте;
  2. учебная задача неоднозначна и не всегда строго определена, т.е. учащийся может включит в нее несколько иной смысл, чем учитель, ставить себе цели, отличающиеся от учительских, не вполне осознавать, что именно от него требуется;
  3. предъявляя ее учащимся педагог ставит и себе и им определенные цели, для достижения какой-либо цели во многих случаях требуется решение не одной, а нескольких задач. Решение одной задачи может вносить вклад в достижение нескольких различных учебных целей.

К организации учебных задач предъявляется ряд психологических требований:

  1. изначально должна констатироваться не одна частная учебная задача, а весь набор задач в целом;
  2. при конструировании системы задач надо стараться чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших, но и отдаленных учебных целей;
  3. учебные задачи должны обеспечивать усвоение системы средств необходимой и доступной для осуществления учебной деятельности;
  4. учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствовали средства деятельности усвоения, которые предусматриваются в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения. Реализация данного требования предполагает, что формулировка задачи и помощь педагога по ее решению должны быть направлены на осознание учащимся своих достижений, т.е. рефлексии.

III. Учебные действия. Единицами любого вида деятельности являются действия.

Учебные действия – структурный компонент учебной деятельности, определяемый ее мотивацией, подчиненный учебной цели и включающий совокупность операций, которые должен совершить обучаемый для решения учебной задачи.

Деятельность в целом определяется мотивом, а каждое действие - своей целью. При этом, цели по-разному соотносятся с мотивами. Цель, выполняемого действия представлена в сознании. Обычно субъект в полной мере осознает эту цель. Сознательные действия, по мере овладения ими учеником, переходят на уровень операций – способов выполнения более сложных действий, т.к. действия, которыми учащийся уже овладел, в его дальнейшей деятельности повторяются многократно, то по законам формирования навыка постепенно перестают сознательно контролироваться и становятся способами выполнения действий более высокого уровня (напр, учение письму).

Управление операциями осуществляется на уровне фонового автоматизма. Процесс перехода действий в операции является проявлением автоматизированного навыка. Такие операции, которые раньше были самостоятельными действиями, называют сознательными. На ряду с ними в деятельности существуют операции, которые никогда не осознавались субъектом как самостоятельные действия (напр, ребенок не соотносит свою речь с эталоном).

Учебные действия можно классифицировать по-разным основаниям:

по последовательности:

    • действия-целепологания – прежде, чем приступить к решению задачи учащийся должен принять ее как задание, при этом, важно осознать для чего и с какой целью она выполняется;
    • действия-планирования – принимая на себя цель решения учебной задачи учащийся встает перед выбором соответствующих действий по ее решению. Важно осознать, что должно получиться в результате каждого отдельного действия;
    • исполнительские действия – внешние (предметные и вспомогательные, вербальные и невербальные), внутренние (умственные действия); преобразующие (непосредственная манипуляция над конкретным объектом с целью выявления его свойств и т.д.) и исследовательские (направлены на раскрытие общих закономерностей, которые учащимся были известны ранее);

Соотнося с познавательными процессами, учебные действия делят на: перцептивные (воплощают в себе процесс восприятия и включают осознание, идентификацию, выделение фигуры на фоне, отделение главного от второстепенного), мнемические действия (осуществляются на базе процесса памяти: заучивание, фильтрация информации, структурирование информации, сохранение, воспроизведение), мыслительные (включают логические операции, т.е. анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию).

Учебные действия делят на: репродуктивные (воспроизведения действия, которое осуществляется по заданным критериям, шаблонам), продуктивные (действия целеобразования, преобразования, создания нового, выполнение самостоятельно по своим сформированным критериям).

· Действия самоконтроля и самооценивания учащегося – представляют собой интериоризированные действия учителя.

IV-V. действиям контроля и оценки отводится значительное место. Для установления правильности учебных действий учителем осуществляется контроль.

Контроль учебной деятельности – это структурный компонент, который характеризуется сличением имеющегося результата с поставленной задачи. Действия контроля позволяют управлять ходом учебной деятельности, своевременно вносить коррективы и определять эффективность форм и методов организации учебной деятельности. Важно, чтобы постепенно субъектом контроля все в большей мере выступал сам ученик. Оценка учебной деятельности призвана подвести итог какому-то этапу учебной деятельности.

Оценка учебной деятельности – это подведение итогов учебной деятельности ученика на основании соотнесения его результата с поставленной целью. Благодаря действию оценки ребенок определяет действительно ли им решена учебная задача и овладел ли он требуемым способом действий, т.е. оценка становится ключевым моментом при определении на сколько реализуемая учебная деятельность оказала влияние на школьника как субъекта этой деятельности.

Процесс контроля выполнения действий включает три обязательных компонента:

  1. образ желаемого результата действия;
  2. процесс сличения этого образца с реально полученным результатом;
  3. принятие решения о продолжении, коррекции или окончании действия.

Эти три составляющие представляют собой структуру внутреннего контроля субъекта за ее реализацией.

Тема 2.4. Учебная мотивация.

  1. Общая характеристика учебной мотивации
  2. Характеристики и функции учебной мотивации
  3. Виды учебных мотивов
  4. Формирование и изучение учебной мотивации

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: