Вопрос. Этапы (стадии) усвоения знаний (по Рубинштейну): первичное ознакомление с материалом или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальная

Вопрос.

Этапы (стадии) усвоения знаний (по Рубинштейну):

  1. первичное ознакомление с материалом или его восприятие в широком смысле слова;
  2. его осмысление;
  3. специальная работы по закреплению;
  4. овладение материалом, в смысле возможности оперировать им в разных условиях, применяя его на практике.

Все стадии взаимосвязаны и обусловлены характером взаимодействия учителя и ученика, каждая из них определяет конечный эффект усвоения.

Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предпосылается восприятию – апперцепция. Она включает активное отношения личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержание представлений и не сводится к их массе. Само восприятие включает в себя осмысление. Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон (предворяя его, включаясь в него, настраиваясь над ним).

Осмысление (второй этап), входя в первый этап, является основой третьего этапа – запоминания. Закрепление учебного материала, по Рубинштейну, это не только постоянное осмысление и включение в новые смысловые связи, но и переосмысление этого материала. Важно, что все время должно осуществляться не только повторительное, но и свободное воспроизведение материала.

Исходя из этого вытекает два вывода:

1. собственное изложение учащегося должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности;

2. важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающегося усваемого материала.

Применение на практике есть не только результат учения, но и способ овладения знаниями, их закрепление и формирование прочных навыков. На этом этапе усвоения, овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие практические цели.

1. Усвоение характеризуется прочностью, которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и их применения. Прочность зависит от системности, смысла организованности, воспринимаемого материала, его личной значимости и того эмоционального отношения, которое вызывает этот материал у ученика. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей практике.

2. Управляемость усвоением. Управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий, может реализовываться классическим, традиционным путем, программированным или проблемным обучением. Важно, чтобы усвоение было объектом управления.

3. Личностная обусловленность усвоения. Происходит влияние усвоения на формирование личности школьника. Это взаимовлияние реализуется в силу эффекта действия самого обучения на психическое развитие личности, формирование ее психических новообразований. По Рубинштейну, усвоение, вообще весь ход учения, существенно обусловлен теми специфическими отношениями, которые складываются у ученик а в процессе обучения (отношение ученика к учебному материалу, к учителю и к самому учению как к процессу).

4. Психологические особенности характера усвоения для разных возрастных периодов школьников (как по использованию средств, так и по соотношению репродуктивных и продуктивных действий). В младшем школьном возрасте наблюдается обычно большая зависимость учащегося от учебного материала, т.е. он склонен сохранять структуру подлинного материала, трудно реконструировать. У старшего школьника имеются все возможности для реконструирования и перекомбинирования учебного материала, если они не реализуются, то вина за это падает исключительно на постановку обучения.

5. Усвоение характеризуется готовностью актуализации знаний (определяют как легкость), их полнотой и системностью.

6. Важной характеристикой является то, что показателем усвоения служит действие, характер которого свидетельствует об усвоении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: