Выводы
Философия, наряду с мифом и религией, является историческим типом мировоззрения. В отличие от мифа и религии философия выступает теоретически оформленным мировоззрением, которому присущи системность и рациональность. Благодаря данным качествам и свойствам, философское мировоззрение вскрывает рациональный смысл и всеобщие закономерности бытийствования и развития сущего и человека.
Философия как предмет изучает общие принципы бытия и познания, отношение человека к миру, всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философия включает в себя учение об общих принципах бытия (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология или эпистемология), методологические принципы и формы правильного мышления (логика), этику, эстетику, теорию культуры, собственно историю философии.
Существует множество подходов в определении функций философии. Основными функциями философии являются: онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, праксиологическая.
|
|
Философия является составной компонентой («живой душой») культуры, выполняет в ней интегрирующую и созидающую функции.
Философия играет большую роль в личностном становлении человека. Р.Декарт: «Мыслю, следовательно, существую». М.К.Мамардашвили: «Философия есть конститутивный элемент объективного бытия в мире личностных структур».
Дорогой друг! Поздравляем с началом пути! Помните, именно труд формирует человека. Необходимы вчитывание, вслушивание, работа со специфической философской терминологией, воспитание собственной культуры мышления.
При изучении данной темы необходимо начать с выяснения того, что есть мировоззрение. Акцентируйте внимание на различении трех исторических типов мировоззрения: мифа, религии и философии. Установите специфику философии, в чем Вам поможет определение его предмета, основной проблематики, функций.
Обозначьте, какое место занимает философия в культуре, какую роль играет она в формировании личности. Обратите внимание на соотношение философии и науки, философии и искусства.
При изучении темы обратитесь к рекомендуемой литературе, хрестоматийному материалу, глоссарию.
& Литература
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. Проблемы, понятия и принципы. – М., Политиздат, 1991. – С.10-129.
Нурманбетова Д.Н. Проблемы современной философии. – Аст., 2002. – С.4-17.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М., Гардарика, 1998. С.5-9.
Философия: курс лекций.- Под ред. А.А.Радугина. – М., 1996. – С.12-26.
|
|
Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. Москва, 2001. – С.5-8.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2001. – С.5-49.
Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1998. – С.33.
??? Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. Что мы называем мировоззрением? Назовите основные составляющие мировоззрения.
2. Что такое миф, мифология? Что такое религия?
3. Что является предметом философии?
Репродуктивно-практический уровень:
1. Определите роль и место философии в связи с Вашей специальностью.
2. Какова структура философского знания? Соотнесите основные философские разделы.
3. Какое место занимает философия в культуре? Каковы ее функции?
Творческий уровень:
1. Проведите сравнительный анализ исторических типов мировоззрения – мифа, религии, философии. Что общего в них, что особенного?
2. Считаете ли верным утверждение о том, что философия занимает важное место в процессе формирования человека как личности? Почему?
3.Учитывая разнообразные подходы в определении функций философии, представьте свое видение, обоснуйте три, на Ваш взгляд, наиболее важные, универсальные функции.