double arrow

СИЛЛАБУС


ПРЕДИСЛОВИЕ

Каждая тема включает в себя краткий конспект лекции, снабженный методическими рекомендациями; список рекомендуемой литературы; вопросы контроля теоретических знаний; задания для самостоятельной работы студента; тестовые задания.

При изучении пособия необходимо внимательно прочесть текст лекции, обратить внимание на основные выводы и методические рекомендации. Так как конспект лекции не раскрывает всех аспектов темы, а только акцентирует внимание на главных моментах, то следующим вашим шагом должно быть обращение к рекомендуемой литературе, где вы получите дополнительную информацию и сможете выполнить контрольные задания по теме, задания СРС, ответить на тестовые вопросы.

Вопросы контроля теоретических знаний включают в себя три уровня: репродуктивный, репродуктивно-практический, творческий.

Репродуктивный уровень предназначен для контроля усвоения лекционного материала. Он соответствует минимальному рейтингу оценки знаний.

Репродуктивно-практический уровень требует обращения к рекомендуемой литературе, критически-рефлексивного отношения к лекционному материалу, умения применять свои знания на практике. Он соответствует среднему рейтингу оценки знаний.




Творческий уровень предполагает творческое осмысление лекционного материала и литературы, умение формировать и представлять собственную позицию. Он соответствует высокому рейтингу оценки знаний.

Задания для СРС также включают в себя три уровня: уровень репродуктивной деятельности, уровень репродуктивно-практической деятельности, уровень критически-творческой деятельности.

Уровень репродуктивной деятельности предполагает анализ лекционного материала и литературных источников по теме. Он оценивается минимальным количеством рейтинговых баллов.

Уровень репродуктивно-практической деятельности требует свободного владения тематическим материалом, умения применять методы научного исследования для выполнения поставленных заданий. Он оценивается средним количеством рейтинговых баллов.

Для выполнения заданий уровня критически-творческой деятельности необходимо владение дополнительной литературой, различными точками зрения по теме, умение творчески осмыслить теоретический материал, передать личностное отношение к поставленным проблемам, а также использование всего спектра своих способностей постижения мира: и рациональных, и эмоционально-образных. Выполнение заданий данного уровня соответствует высокой рейтинговой оценке.

Выполнение тестовых заданий требует усвоения лекционного и дополнительного материала, конкретности и точности знаний.

Глоссарий содержит в себе разъяснение основных понятий по темам. Более полное и широкое толкование вы можете найти в философском энциклопедическом словаре.



В учебном пособии даны рекомендации по написанию аргументированного эссе и по подготовке индивидуальной и групповой презентации. Также оно содержит хрестоматию, включающую выдержки из философских первоисточников. Хрестоматия служит материалом для подтверждения и дополнения основных положений лекций.

Название курса: ФилософияКод курса:

Количество кредитов:

Время: Семестр: Аудитория:

Пререквизиты дисциплины: специальная подготовка не требуется

Характеристика курса

1.Назначение курса:

Философия является обязательной дисциплиной для изучения студентами всех специальностей университета, т. к., благодаря своему многовековому опыту критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями, формирует мировоззренческую культуру человека.

2.Цель курса:

Сформировать у студентов основы философского мировоззрения в контексте понимания роли философского знания в самоутверждении человека, развития его творческих возможностей, способностей научно-теоретического мышления.

3.Специальные задачи:

· Ознакомить студентов с предметом философии, ее ролью в человеческой культуре, основными историческими этапами развития мировой философской мысли.

· Выработать понимание методологической функции философии, роли общенаучных и специально-научных методов в развитии научного познания.



· Научить ориентироваться в основной философской проблематике (проблема человека и человеческой свободы, биологического и социального, сознания и бессознательного, культуры и цивилизации и т.д.).

· Раскрыть сущность духовно-практической функции философии в формировании нравственных и эстетических ценностей.

4.Знания и умения после прохождения курса:

· студент должен выработать мировоззренческие и ценностные ориентиры;

· осознавать цели и смысл социальной и личной активности, сформировать ответственное отношение к своим поступкам;

· выработать критически-рефлексивное отношение к окружающей действительности.


5.План курса:

Тема Часы
Философия как самосознание культуры обзорная лекция
  Диалектика брахмана и атмана как выражение идеи всеобщего единства в ведической культуре вводная лекция
Дао «совершенномудрого» и ли «благородного мужа» ввод. лекция
  Космоцентризм древнегреческой натурфилософии акт. семинар
Этические идеалы Сократа и релятивизм «греческих просветителей» проблемная лекция
  Аристотелевская критика платоновской «теории идей» проблемный семинар
Патристика – единство ветхозаветной мудрости и греческой философии обзорная лекция
  Толкование отношения Бог-человек-мир в суфизме пробл.лекция
Проблема соотношения веры и разума в схоластике обзор.лекция
  Развивающаяся автономность человека и идеалы Реформации проблемная лекция
Научно-рационалистическая парадигма и «война всех против всех» проблемная лекция
  Идеал «естественности» Ж.Ж.Руссо и парадоксы «разорванного сознания» Д.Дидро обзорная лекция
Трансцендентальная диалектика Канта обзорная лекция
  Категорический императив и этика долга как условия человеческой свободы активный семинар
Принцип тождества бытия и мышления как основа развивающегося мышления обзорная лекция
  Человек – орудие самопознания Абсолютного Духа пробл. лекция
Диалектика «Капитала» К. Маркса проблемная лекция
  Европейский рационализм и русская духовность проблемн. лекция
Традиционное мировосприятие и суфизм в становлении казахской философской мысли обзорная лекция
  Кризис европейской культуры и традиционной философии – утверждение неклассической философии обзорная лекция
Отчужденное сознание и закат цивилизации обзор.лекция
  Соотношение бытия и небытия как основной вопрос метафизики и самого творения проблемная лекция
Законы и категории диалектики как сущностные принципы обзорная лекция
  Идеальное как форма социокультурного бытия проблемная лекция
Динамика и тенденции развития научной рациональности проблемная лекция
  Культура и цивилизация проблемная лекция
Общество как саморазвивающаяся система обзорная лекция
Многоуровневость человека – человек как микрокосм акт.сем.

Обязательная литература

1. Философия.Учебник для вузов. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, М. 2001.

2. Антология мировой философии. В 4-х томах М., 1969.

Дополнительная литература

1. Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1976.

2. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 2000.

3. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.,1986.

4. Абдильдин Ж.М. Собрание сочинений в 5 томах. Алматы, 2000-2001.

5. Нурманбетова Д.Н. Проблемы современной философии. Астана, 2002.

Критерии оценки письменных работ:

· логичность изложения

· соответствие выбранной теме

· стиль изложения

· ссылки на источники исследования

· раскрытие сущности заявленной темы

Система оценивания:

· контрольные работы 10% · активность на занятиях 10%
· индивидуальная презентация 10% · исследовательская работа 20%
· промежуточный тест 20% · посещение 10%
· экзамен 20% · Итого: 100%

Политика учебной дисциплины

Курс включает следующие виды и методы контроля: текущий, рубежный и итоговый контроль, который будет осуществляться в виде тематических контрольных работ, промежуточных тестов, индивидуальной и групповой презентаций, исследовательской работы (реферат), итогового экзамена.

Для студентов является обязательной активность в процессе аудиторного занятия, которая оценивается на основе качества выступления.

Индивидуальная презентация представляет собой выступление, текст которого не превышает 5 листов. На презентацию будет выделено 5 минут для выступления и 5 минут для обсуждения результатов работы.

В конце курса предусмотрена защита индивидуальной исследовательской работы: а) первый раздел должен включать формулировку и обоснование выбранной проблемы, целей и задач исследования, определение методологических принципов организации работы, краткий обзор литературы; б) второй раздел посвящается анализу исследуемой проблемы; в) третий раздел должен содержать выводы и результаты проделанного исследования; г) работа должна быть сдана за 2 недели до окончания курса, сдача работы после указанного срока ведет за собой снижение оценки на 5%; д) презентация работы проводится на последней неделе обучения каждым студентом. На презентацию отводится 10 минут и 5 минут на обсуждение.

4 Тема: Философия как самосознание культуры

Цель: раскрыть сущность исторических типов мировоззрения: мифа, религии, философии. Рассмотреть специфику предмета философии, ее функций, основной проблематики.

План лекции

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

2. Философское мировоззрение. Предмет философии. Основные проблемы философии. Функции философии.

3. Философия в системе культуры. Философия и наука.

4. Философия как путь личностного восхождения к мудрости.

Основные понятия по теме:мировоззрение, миф, религия, философия, метафизика, культура, наука, материализм, субъективный, объективный идеализм, функции философии: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, праксиологическая.

За прошедшие два с половиной тысячелетия существенно изменились содержание и форма выражения философии, но она осталась особым типом мышления, который лежит в основе так называемого философского отношения к жизни, утвердилась как образ жизни и особый тип мировоззрения.

Мировоззрение в первом приближении есть совокупность обобщенных идей о мире и месте человека в нем, система основных жизненных установок человека. Мировоззрение – это духовный каркас личности, групп людей, общества в целом.

Первым историческим типом мировоззрения является миф. В мифологии человек растворяется в окружающем мире, а окружающий мир очеловечивается. Мифология не знает объективного и субъективного, она синкретична. В мифе мыслимое совпадает с переживаемым, действующим. Мифологическое сознание есть осознание сущностной связи человека и природы.

На основе мифа формируется религия как тип мировоззрения. Специфика религии заключается в вере в сверхъестественное. В религиозном мировоззрении целостный мир существует в единстве священного (сверхъестественного) и мирского (естественного). Творческое начало возвышается над естественным и определяет его высшие ценности. Религиозное сознание стало первым осознанием универсальной целостности бытия.

Со времени возникновения философии существуют дискуссии об её сущности и назначении. Философское мировоззрение оценивается в широком диапазоне – от способности проникновения в основания бытия до личностного самовыражения. В разноречивых суждениях о философии есть общее. Философия стремится к универсальным, всеобщим ответам на смысловую тайну мира. Но тайна эта и ужасающа, ибо ее раскрытие может обнаружить бессмысленность открывателя. Этим объясняется двойственное отношение к философии в истории культуры.

Этимология термина «философия» (от греч. phileo – любовь, sophia – мудрость) означает «любовь к мудрости», «любовь к софии», т.е. к высшей, целостной истине. Философия выступает как объективная археология, с помощью которой человек извлекает смысловые ископаемые мира, совокупность которых обозначается термином «мудрость». Философия – это своеобразный символический язык судьбы, на котором она общается с человеком в книге его жизни. Буквы этого языка – отдельные философские системы. Философия – первый шаг на пути преодоления человеком своей конечности и ограниченности через приобщение к бесконечному уму.

Философия – это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Являясь духовным выражением смысловой тайны, загадки мира, она сама является частью этой загадки. Интересно, что вопрос о смысле бытия ставит не философия, а сам мир, философия же дает формы его выявления и исследования. Смысл разлит во всем мироздании, являясь идеальным элементом всех его форм и явлений.

Поэтому человек, имея дело с предметными формами мира, с необходимостью должен иметь ответ на вопросы о смысловых фигурах бытия. Почему и для чего существует мир? «Это маленькое словечко «почему» разлито по всей вселенной с самого первого дня мироздания… и вся природа ежеминутно кричит своему творцу: «Почему?» – и вот уже семь тысяч лет не получает ответа» (Ф.М.Достоевский). Философия своеобразно выражает этот вечный вопрос мироздания на языке человеческих понятий.

Таким образом, предмет философии – это исследование всеобщих законов развития природы, человека, мышления, общества. Основная проблематика философии – соотношение внутреннего и внешнего мира человека, субъективного и объективного, идеального (духовного) и материального, необходимости и свободы. В современной философии возрастает значимость ценностного подхода, который в синтезе материи и духа (идеального) видит источник свободы и творчества человека.

Функции философии призваны решать поставленные вопросы. Онтологическая функция связана с рассмотрением основных вопросов бытия, созданием в сознании человека общей картины мира как всеобщего единства. Вопросами познаваемости мира и объективности познания занимается гносеологическая функция. Аксиологическая функция (от греч. аxios – ценность) заключается в подходе человека к вещам, явлениям окружающего мира, к самому себе, к другим людям с точки зрения различных ценностей. Праксиологическая функция связана с материальной, чувственно-предметной, целеполагающей деятельностью человека, имеющей своим содержанием освоение и преобразование природы, общества.

Философия является сложным и многомерным явлением в культурно-историческом контексте. Человек живет в обществе, а общество характеризуется определенной культурой. Однако внутри себя культура всегда дифференцирована. Даже на самом поверхностном уровне она разделяется на основные формы: науку, религию, искусство, мораль, право и т.д. Осмысливая культуру в целом, философия берет на себя интегрирующую функцию. Не случайно, принято говорить, что философия есть «живая душа культуры». В философии воплощаются «экстракты» культуры.

Философ обращается ко всем формам культуры, к их особенностям, вехам исторического развития и др., стремясь обобщить достижения культуры в целом. На этой основе он обнаруживает некие новые свойства культуры, выражая их в философски рациональной форме. В философии культура получает возможность обратить свой взор на самое себя. Таким образом, философия играет роль самосознания культуры. Единство и целостность культуры являются потребностью нормального общественного развития. Общество, где нет стремления уяснить и осмыслить собственную культуру, не будет жизнеспособным.

Философия находится в тесной взаимосвязи с другими науками – социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие, универсальные методы научного познания, применимые во всех науках. В свою очередь, она использует эмпирический материал других наук для подтверждения или опровержения тех или иных философских концепций. Философия берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д.

Философия обогащает человеческую сущность, раскрывая ее смыслообразующий потенциал, учит человека искусству общения с духовным миром на языке идей, понятий. Философия – «определенный способ существования», «человеческое в человеке», «со-природность». «Говоря о философии, мы имеем дело с самой мыслью, с работой мысли, что ею выполняется нечто, без чего человека не было бы. То есть философия тоже оказывается способом его самосозидания. Это одно из орудий самоконструирования человеческого существа в его личностном аспекте» (М.К.Мамардашвили).







Сейчас читают про: