Методические рекомендации к лекции. «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг повелевает мне отдать предпочтение истине»

Выводы

«Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг повелевает мне отдать предпочтение истине». Аристотель критикует платоновскую теорию идей не с позиций «мнения» (нравится – не нравится), а с позиций доказательности, т.е. знания эпистемного характера. Поэтому аристотелевский подход целиком лежит в русле платоновского преклонения перед доказательностью и логической убедительностью, а также недопущения в научно-философское рассуждение личных или иных посторонних мотивов.

Аристотель подверг острой критике онтологизацию мира идей Платоном, их существование отдельно от вещей, однако Аристотель понимал и признавал, что Платон сумел вскрыть весьма существенные черты или закономерности человеческого мышления и условия его объективности.

По сути, Платон и Аристотель разошлись по вопросам онтологии.

Ввиду особой сложности данной темы, требуется особо тщательная подготовка и внимательность в ее освоении и подготовке к проблемному семинару. Так как осваиваемая тема включает в себя знание двух обширных подтем: «Обоснование метафизики и теория идей Платона» и «Особенности аристотелевского типа философствования», обратите внимание на то, что обычному человеку трудно вникнуть, а затем поверить в мистическую концепцию Платона. Ведь под идеей Платон понимал не то, что мы обычно понимаем в своем сложившемся восприятии как некую мысль в голове. Дело в том, что идеи Платона не совпадают ни с психикой человека, ни с субъективной реальностью, ни с разновидностью материи; они самостоятельны и непостижимы, однако существуют, т.е. имеют онтологический статус. Критическое отношение Аристотеля к доктрине учителя свидетельствует о преемственности их концепций.

EМетодическая разработка проблемного семинара

«Аристотелевская критика платоновской «теории идей»

Цель: выявить преемственность и различия системы Аристотеля и Платона.

Форма занятия: дискуссия

Студенты выбирают позиции Платона, Аристотеля и независимого эксперта. С этих позиций ведется диалог.

??? Вопросы для обсуждения

Обоснование метафизики и теория идей Платона.

Пять значений понятия «идея», отмеченные А.Ф.Лосевым.

Особенности аристотелевского типа философствования.

Метафизика Аристотеля.

Во что трансформировались «эйдосы» Платона в системе Аристотеля и почему?

В чем наблюдается преемственность идей Платона в философии Аристотеля?

Имеет ли проблема бытия, поставленная Платоном и Аристотелем, отношение к вопросу «быть или казаться»?

Для участия в проблемном семинаре студент должен

- понимать дух эллинской цивилизации, породившего гениев философии Сократа, Платона и Аристотеля;

- знать основные положения философии Платона и системы Аристотеля;

- ориентироваться в вопросах онтологии;

- знать содержание первоисточников (произведения Платона и Аристотеля).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: