Цель суфийской техники духовного совершенствования - преобразование
Выводы
Таким образом, во-первых, сущность онтологии суфизма - в единстве бытия. «Все бытие едино» - основной онтологический тезис суфизма. А потому Бог, человек и мир в своей сущностной основе также едины.
Во-вторых, человек – самое совершенное бытие, сочетающее в себе и божественное и тварное начала. Человек должен открыть в себе божественную суть, которая является его подлинным Я. Путь к себе – это путь к Богу.
В-третьих, постижение Бога, который есть Истина возможно только через любовь, то есть в гносеологическом аспекте учение суфизма иррационально, в нем превалирует мистическое постижение истины.
В-четвертых, постижение Бога – Истины одновременно является путем духовного самосовершенствования – тарикат. Цель его – открыть в себе божественное Я.
3 Методические рекомендации к лекции
Для усвоения лекции обратите особое внимание на специфику учения о бытии суфизма. Особый интерес у вас должна вызвать гносеология суфизма, уясните особенности суфийской концепции любви. Содержащееся в лекции учение о совершенном человеке требует от вас дополнительной самостоятельной работы.
& Литература
Джавад Нурбахш. Таверна среди руин. (Семь эссе о суфизме). – М., 1997. – С. 7-16.
Идрис Шах. Суфизм. – М., 1994. – С. 33-81, 193, 352, 382.
Ошо. Пока вы не умрете. Мудрость песков. – М., 1994. – С. 10-460.
??? Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1.Раскройте понятие единства бытия в суфизме.
2.В чем состоит особенность гносеологии суфиев?
3.Назовите известных суфиев.
Репродуктивно-практический уровень:
1.Как вы считаете, суфизм можно отнести к рациональным или иррациональным учениям?
2.Назовите составляющие духовного пути суфия.
3.Раскройте понятие любви в суфизме.
Творческий уровень:
1.В чем сущность суфийской концепции Ходжи Ахмета Яссави?
2.Покажите взаимосвязь восточного ренессанса с суфийскими идеями.
3.Поясните сущность этой притчи:
Человек пришел к Баязиду и сказал, что он постился и молился тридцать лет, а все еще и близко не подошел к пониманию Бога. Баязид ответил ему на это, что даже и ста лет может быть недостаточно.
Человек спросил снова: «Почему?»
истиной», — ответил Баязид.
1 Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности:
1. Раскройте основные положения суфизма. При выполнении задания руководствуйтесь схемой: Бог – человек – мир.
Уровень репродуктивно-практической деятельности:
1. Подготовьте реферат на тему: «Концепция человека в суфизме».
2. Внимательно прочтите в книге Идрис Шаха А. «Суфизм» притчу о слоне и интерпретируйте ее.
3. Составьте кроссворд по основным понятиям суфизма.
Уровень критически-творческой деятельности:
1. Подготовьте доклад на тему: «Суфийские мотивы в поэзии Омара Хайяма».
2. Проинтерпретируйте эту суфийскую притчу:
Человек пришел к великому учителю Бахаутдину и попросил у него помощи в решении своих проблем и руководства на стезе Учения.
Бахаутдин велел ему отказаться от духовных занятий и немедленно покинуть его дворец.
Добросердечный гость начал протестовать против такого решения Бахаутдина.
«Ты получишь доказательства», — сказал мудрец.
В этот момент в комнату влетела птица и начала метаться туда и сюда, не зная, куда ей направиться, чтобы вылететь.
Суфий подождал, пока птица уселась около единственного открытого окна в зале, и тогда вдруг хлопнул в ладоши.
Встревоженная птица вылетела через проем окна прямо на свободу.
Тогда Бахаутдин сказал: «Для нее мой хлопок был чем-то вроде шока, даже оскорбления, ты не согласен?»
Попытайтесь раскрыть специфику отношений Учитель – ученик в суфизме. Каким согласно этой притче представляется путь к Истине.
3. Почему современные представители мистических учений, в частности Ошо, обращаются к суфизму для передачи своих идей.
: Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:
1. Суфизм – это мистическое учение
А) христианства
В) буддизма
С) ислама
2. Поэт – суфий:
А) Р. Тагор С) М.Ю. Лермонтов
В) Омар Хайям
3. Орган мистического постижения в суфизме:
А) сердце
В) разум
С) чувства
D) воля
4. Основная идея философской концепции суфизма:
A) тождество бытия и мышления
B) единство бытия
C) противоположность Бога и мира
5. Согласно суфизму искать Бога необходимо:
A) в трансцедентной реальности, стоящей над человеком.
B) обратить внутрь самого себя.
С) в феноменальном мире.
6. Слово “суфий” означает:
А) шерсть
В) хлопок
С) золото
D) камень
А) рассудка
В) сознания
С) чувственного восприятия
8. Суфий, который ввел танцы в суфийский метод:
А) Руми
В) Аль-Газали
С) Ибн-Араби
D) Ходжа Ахмет Яссави
А) разделение религий
В) единство религий
С) противостояние религий
D) взаимодействие религий
Задания на установление соответствия:
Установите соответствие:
1. Путь познания | Учение |
1. Разум | а) эмпиризм |
2. Чувства | б) рационализм |
3. Мистическое постижение | в) суфизм |
4. Критический рационализм | г) экзистенциализм |
Ответы: 1 - ___; 2 - ___; 3 - ___ 4-___. | |
2. Стиль изложения | Учение |
1. Притчи, метафоры | А) герменевтика |
2. Логически построенные тексты в научном стиле | В) суфизм |
3. авторитетные священные тексты | С) религия |
Ответы: 1 - ___; 2 - ___; 3 - ___.
Открытые задания со свободно конструируемым ответом:
Дополните:
1. Ибн Араби сказал: «Все бытие...»
2. Бог в суфизме не постижим...
3. Духовный путь в суфизме называется...
4. Странствующие суфии называются…
5. Руми отмечал: «Молчи – овладеешь языком ….».
6. Характеризуя свой метод совершенствования, Руми писал: «Ударь … и невнимательный будет вести себя …».
7. Ходжа Анис сказал: «Нет суфия без … нет суфия без …, нет суфия без …».
4 Тема: Проблема соотношения веры и разума в схоластике
Цель лекции: проанализировать основные проблемы средневековой христианской философии – что является более ценным в постижении бога, истины веры или разума? Если существует понятие «Бог», существует ли сам бог? «Философия – служанка богословия?».