В отношении религий суфии выступали за

Цель суфийской техники духовного совершенствования - преобразование

Выводы

Таким образом, во-первых, сущность онтологии суфизма - в единстве бытия. «Все бытие едино» - основной онтологический тезис суфизма. А потому Бог, человек и мир в своей сущностной основе также едины.

Во-вторых, человек – самое совершенное бытие, сочетающее в себе и божественное и тварное начала. Человек должен открыть в себе божественную суть, которая является его подлинным Я. Путь к себе – это путь к Богу.

В-третьих, постижение Бога, который есть Истина возможно только через любовь, то есть в гносеологическом аспекте учение суфизма иррационально, в нем превалирует мистическое постижение истины.

В-четвертых, постижение Бога – Истины одновременно является путем духовного самосовершенствования – тарикат. Цель его – открыть в себе божественное Я.

3 Методические рекомендации к лекции

Для усвоения лекции обратите особое внимание на специфику учения о бытии суфизма. Особый интерес у вас должна вызвать гносеология суфизма, уясните особенности суфийской концепции любви. Содержащееся в лекции учение о совершенном человеке требует от вас дополнительной самостоятельной работы.

& Литература

Джавад Нурбахш. Таверна среди руин. (Семь эссе о суфизме). – М., 1997. – С. 7-16.

Идрис Шах. Суфизм. – М., 1994. – С. 33-81, 193, 352, 382.

Ошо. Пока вы не умрете. Мудрость песков. – М., 1994. – С. 10-460.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1.Раскройте понятие единства бытия в суфизме.

2.В чем состоит особенность гносеологии суфиев?

3.Назовите известных суфиев.

Репродуктивно-практический уровень:

1.Как вы считаете, суфизм можно отнести к рациональным или иррациональным учениям?

2.Назовите составляющие духовного пути суфия.

3.Раскройте понятие любви в суфизме.

Творческий уровень:

1.В чем сущность суфийской концепции Ходжи Ахмета Яссави?

2.Покажите взаимосвязь восточного ренессанса с суфийскими идеями.

3.Поясните сущность этой притчи:

Человек пришел к Баязиду и сказал, что он постился и молился тридцать лет, а все еще и близко не подошел к пониманию Бога. Баязид ответил ему на это, что даже и ста лет может быть недостаточно.

Человек спросил снова: «Почему?»

истиной», — ответил Баязид.

1 Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Раскройте основные положения суфизма. При выполнении задания руководствуйтесь схемой: Бог – человек – мир.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1. Подготовьте реферат на тему: «Концепция человека в суфизме».

2. Внимательно прочтите в книге Идрис Шаха А. «Суфизм» притчу о слоне и интерпретируйте ее.

3. Составьте кроссворд по основным понятиям суфизма.

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Подготовьте доклад на тему: «Суфийские мотивы в поэзии Омара Хайяма».

2. Проинтерпретируйте эту суфийскую притчу:

Человек пришел к великому учителю Бахаутдину и попросил у него помощи в решении своих проблем и руководства на стезе Учения.

Бахаутдин велел ему отказаться от духовных занятий и немедлен­но покинуть его дворец.

Добросердечный гость начал протестовать против такого решения Бахаутдина.

«Ты получишь доказательства», — сказал мудрец.

В этот момент в комнату влетела птица и начала метаться туда и сюда, не зная, куда ей направиться, чтобы вылететь.

Суфий подождал, пока птица уселась около единственного откры­того окна в зале, и тогда вдруг хлопнул в ладоши.

Встревоженная птица вылетела через проем окна прямо на свободу.

Тогда Бахаутдин сказал: «Для нее мой хлопок был чем-то вроде шока, даже оскорбления, ты не согласен?»

Попытайтесь раскрыть специфику отношений Учитель – ученик в суфизме. Каким согласно этой притче представляется путь к Истине.

3. Почему современные представители мистических учений, в частности Ошо, обращаются к суфизму для передачи своих идей.

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

1. Суфизм – это мистическое учение

А) христианства

В) буддизма

С) ислама

2. Поэт – суфий:

А) Р. Тагор С) М.Ю. Лермонтов

В) Омар Хайям

3. Орган мистического постижения в суфизме:

А) сердце

В) разум

С) чувства

D) воля

4. Основная идея философской концепции суфизма:

A) тождество бытия и мышления

B) единство бытия

C) противоположность Бога и мира

5. Согласно суфизму искать Бога необходимо:

A) в трансцедентной реальности, стоящей над человеком.

B) обратить внутрь самого себя.

С) в феноменальном мире.

6. Слово “суфий” означает:

А) шерсть

В) хлопок

С) золото

D) камень

А) рассудка

В) сознания

С) чувственного восприятия

8. Суфий, который ввел танцы в суфийский метод:

А) Руми

В) Аль-Газали

С) Ибн-Араби

D) Ходжа Ахмет Яссави

А) разделение религий

В) единство религий

С) противостояние религий

D) взаимодействие религий

Задания на установление соответствия:

Установите соответствие:

1. Путь познания Учение
1. Разум а) эмпиризм
2. Чувства б) рационализм
3. Мистическое постижение в) суфизм
4. Критический рационализм г) экзистенциализм
   
Ответы: 1 - ___; 2 - ___; 3 - ___ 4-___.
2. Стиль изложения Учение
1. Притчи, метафоры А) герменевтика
2. Логически построенные тексты в научном стиле В) суфизм
3. авторитетные священные тексты С) религия

Ответы: 1 - ___; 2 - ___; 3 - ___.

Открытые задания со свободно конструируемым ответом:

Дополните:

1. Ибн Араби сказал: «Все бытие...»

2. Бог в суфизме не постижим...

3. Духовный путь в суфизме называется...

4. Странствующие суфии называются…

5. Руми отмечал: «Молчи – овладеешь языком ….».

6. Характеризуя свой метод совершенствования, Руми писал: «Ударь … и невнимательный будет вести себя …».

7. Ходжа Анис сказал: «Нет суфия без … нет суфия без …, нет суфия без …».

4 Тема: Проблема соотношения веры и разума в схоластике

Цель лекции: проанализировать основные проблемы средневековой христианской философии – что является более ценным в постижении бога, истины веры или разума? Если существует понятие «Бог», существует ли сам бог? «Философия – служанка богословия?».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: