План лекции. Методические рекомендации к лекции

Задания для СРС

Методические рекомендации к лекции

Выводы

Христианство стало центральным фактором средневековья. С этим связан теоцентризм средневековой философии.

В зрелом виде патристика была представлена в трудах христианского богослова и философа епископа Августина «О граде Божьем» и «Исповедь».

Боэций – переходная фигура от патристики к схоластике.

Обратите внимание на основные темы святоотеческой литературы: тема троичности (тринитарности), христологическая тема, апофатическое богословие, исихазм, аскетизм. Это позволит уяснить суть патристики как единства ветхозаветной мудрости и мудрости древнегреческой, а также интеллектуально подготовиться к рассмотрению следующего этапа средневековой христианской философии – схоластики и пониманию проблемы соотношения веры и разума, теологии и философии как парадигме схоластической философии.

& Литература

Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1992.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье. – СПб.: Пневма, 2001. – С. 357-480.

Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. В 2 ч. Ч.1. – М., 1989. – C. 115 –118.

Звиревич. В.Т. Философия Древнего Мира и Средних веков. – М., 2002. – C. 257-315.

Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М.: Тон, 2001. – С. 72-73.

Чанышев А.Н. Курс лекций Древней и средневековой философии. – М., 1991.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М.: Фаир-Пресс, 2001. – C.128-162.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1.Что такое апологетика и патристика? Каковы условия их возникновения?

2.В чем суть теоцентризма и креационизма средневековой философии?

Репродуктивно-практический уровень:

1.Прочтите главный философский труд Августина «Исповедь». Каково его идейное содержание?

2.В чем смысл истории, по Августину? В какой работе он излагает философский взгляд на историю? По каким основаниям Августина следует считать сторонником христианской эсхатологии?

Творческий уровень:

1. В чем состоят особенности патристики как философствования особого рода – «философствования в вере»? Как возможна вообще религиозная философия?

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Прочитав «Исповедь» Августина Аврелия, опишите мировоззренческую эволюцию Августина. Отметьте его отношение к античной классике, неоплатонизму, манихейству.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1.Покажите на материале первоисточника («Исповедь» Августина Аврелия) природу зла, решение проблемы свободы воли человека и значение творчества Августина для последующего философского и культурного развития.

Уровень критически-творческой деятельности:

1.Проанализируйте философский смысл христианства. Изложите его в письменной работе.

: Тесты

Закрытое задание с выбором одного правильного ответа:

1. Философия Средневековья не складывалась на основании этого источника:

A) милетской философии

B) философии Аристотеля

C) платоновской философии

D) Священного писания

E) мифологии

2. Термин «креационизм» переводится с латинского как

A) «сотворение» D) «провидение»

B) «Бог» E) революционное изменение

C) «Отец»

3. Исследователь западной философии отмечавший, что «Августин был одержим чувством греха, которое сделало его жизнь суровой, а философию бесчеловечной»:

A) Э. Мах D) Б. Рассел

B) Вл. Соловьев E) Дж. Реале

C) А. Чанышев

4. По мнению Аврелия Августина посмертного спасения достойны:

A) только благочестивые христиане, доказавшие при жизни искренность своей веры

B) даже те, кто при земной жизни пребывает во зле

C) все, кто принял крещение

D) те, кто хорошо знают Священное писание

E) грешники, которые ежедневно молятся о спасении души

5. Средневековый философ, считавший, что божественные истины противоречат здравому смыслу, чем более они фантастичны, тем более верны, ему также принадлежат высказывания: «Верю потому, что абсурдно», «Душа – прирожденная христианка»:

A) Августин

B) Ориген

C) Боэций

D) Тертуллиан

E) Фома Аквинский

6. Философ, утверждавший, что Бог обладает свойством нематериальности и бесконечности, так как бестелесное не может иметь никаких границ:

A) Тертуллиан D) Аристотель

B) Бэкон E) Пиррон

C) Ориген

7. Первый вселенский (Никейский) собор, состоявшийся в 325 г. решил:

A) установить официальную догматику христианства

B) избрать Папу Римского

C) установить центр римско-католической церкви – Ватикан

D) начать борьбу с еретиками

E) отныне считаться христианами

8. Христианство формировалось в полемике с религиозным течением поздней античности, согласно воззрениям которого, «кто искал мир, тот нашел труп», в основе мира лежит злое начало, Демиург порочен, как и порочен этот мир, который он создал:

A) гностицизм D) кинизм

B) неоплатонизм E) стоицизм

C) аристотелизм

9. Христианский мыслитель, считавший, что все человечество развивается в царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем»:

A) Августин D) Аквинский

B) Аверроэс E) Абеляр

C) Боэций

10. Автором произведения «Утешение философией» является:

A) Августин D) Тертуллиан

B) Боэций E) Фома Аквинский

C) Ориген

Открытое задание со свободно конструируемым ответом:

1.Продолжите:

1. Патристика – это...

2. Гностицизм – это…

3. Креационизм – это..

4. Слова Тертуллиана: «Верю, ибо …».

Задания на установление соответствия:

I.Соотнесите имена и их заслуги:

1. Обосновал идею креационизма А) Августин

2. Выдвинул 5 рациональных доказательств В) Фома Аквинский

бытия Бога С) Боэций

D) Пьер Абеляр

E) Ориген

Ответы: 1-____; 2-____.

2. Соотнесите имена и произведения:

1. Августин A) «О природе»

2. Ориген B) «Исследования о человеческом разуме»

3. Тертуллиан C) «Исповедь»

D) «О бессмертии человеческой души»

E) «Письма к Луцилию»

Ответы: 1-____; 2-____ 3-____.

Задания на установление правильной последовательности:

1.Установите правильную последовательность, касающуюся духовной эволюции Августина:

христианство

скептицизм

манихейство

4 Тема: Толкование отношений Бог – человек – мир в суфизме

Цель: раскрыть сущность отношений Бог – человек – мир в суфизме. Показать особенности суфийского учения как учения мистического.

1. Онтология суфизма.

2. Концепция человека в суфизме.

3. Пути постижения Бога в суфизме.

Основные понятия по теме: единство бытия, божественная любовь, тарикат, ислам, факр, дервиш, мистический опыт.

Суфизм - мистическое учение, развившееся в русле Ислама. Его называют «Исламским эзотеризмом». Фундаментальное положение суфизма - единство бытия, (вахдат ал-вуджуд) проявляется на трех уровнях: Абсолюта, Имен, феноменального мира.

Суфий Ибн Араби (1165-1240), которого арабы называют «Величайшим Учителем» писал: «Все бытие едино, и в мире нет ничего, кроме высшего Единого, или Единого, проявляющегося во многом». Истинное абсолютное бытие есть лишь бог. Феноменальный мир - «ограниченное бытие», которое существует через абсолютное бытие и без последнего преобразуется в небытие.

Третий вид реальности - имена или «универсальная интеллигибельная реальность» - объединяет в себе оба предыдущих вида бытия, присутствует в каждом сущем, подобно таким универсалиям как деревянность, зеленость и т.д. Сюда можно отнести аристотелевские категории: субстанция, акциденция, пространство, время, количество, качество, обладание, действие и т.д.

Единое, Бог, Абсолют, с одной стороны, трансцендентно феноменальному миру, с другой стороны, имманентно. Суфии выступали не только за единство и взаимосвязь бытия, но и за целостность человеческой жизни, что означает единство жизни, мышления и действия. В обычном повседневном существовании человек разделен, не обладает ни постоянной сущностью, ни единством сознания, соответственно его восприятие мира одномерно и ограничено. В ответ на вопрос: «В каких методах нуждается суфий?!» Ходжа Анис сказал: «Нет суфия без целостности, нет суфия без бытия и становления, нет суфия без взаимосвязи».

Также суфии утверждают принципиальное единство всех религий, так как все религии основаны на мистическом опыте и их разделение, на самом деле, лишь условное.

Возвращение к Единому предполагает преобразование человека в Совершенного человека. Возвращение к Единому осуществляется Совершенным человеком.

Концепция человека в суфизме. Человек – самое совершенное бытие универсума, он синтезирует в себе все формы божественного проявления, в нем интегрировано все сущее. Человек - опосредованное звено между Богом и миром, сочетает в себе и божественное и тварное начало, что обеспечивает единство космического и феноменального.

В обычном состоянии сознания ум человека находится под властью стереотипов, он обусловлен и ограничен, не способен воспринимать Истину. Однако, люди могут бесконечно совершенствоваться, осуществлять “работу над собой”. Изменив сознание, человек станет целостно воспринимать реальность, а не частично, как в знаменитой суфийской притче “Слон в темноте”.

Путь к постижению Бога, Истины, подлинной реальности противоположен интеллектуализму, то есть рациональному познанию. Когда суфии говорят о познании, то употребляют термины “озарение”, “мистическое восприятие”, “интуитивное понимание”, наконец, “переживание бытия”. Основой гносеологии суфизма, объединяющей все пути познания, является любовь. Знаменитый суфий Джалалуддин Руми (1207-1273), основатель Ордена Крутящихся дервишей, в своем произведении “Маснави-и-Манави” (Духовные двустишия) пишет: “Человечество чувствует свою незавершенность и обладает желанием, оно стремится к завершенности всеми средствами, но только Любовь поможет ему добиться цели”.

В целом, гносеологию суфиев можно выразить следующим образом: “Познание бога через любовь, а орган мистического познания – сердце”. Тема сердца и любви проходит красной нитью через философию и литературу суфиев, в частности, вспомним Омара Хайяма, стихи Руми и Ибн Араби.

Суфизм включает в себя целую технику духовного совершенствования человека, предполагающую много “стадий”. Прохождение этих стадий сопровождается приобретением опыта, позволяет подняться над собой. Необходимое условие для вступления на духовный Путь (тарикат) – преодоление преград, которые обусловливают и ограничивают человеческое восприятие. “Преграды” следующие:

1) Желание, ему необходимо противопоставить аскетизм.

2) Разделение – разновидность лицемерия, противопоставить ему нужно искренность.

3) Лицемерие, характеризуется гордостью своими успехами, имуществом, ложным ощущением независимости. Ему противопоставляется смирение, покорность и нищета.

4) Стремление к восхвалению, самовлюбленность. Противопоставляется самопрезрение.

5) Иллюзии о собственном, чуть ли не божественном назначении. Преодолевается только благодаря восхвалению качеств Бога.

6) Алчность и скупость, которые порождают зависть. Исчезают под воздействием силы уверенности.

7) Жадность и стремление к большему. Преодолевается с помощью аскетизма и благочестия.

8) Безответственность, потворство стремлениям разума. Его можно преодолеть благодаря терпению.

9) Быстрая утомляемость, которая проявляется в отсутствии постоянства цели. От этого может спасти молитва и особые упражнения.

10) Невнимательность или лень преодолевается через суфийские упражнения.

Осознание этих “преград” ведет ученика к стадии преобразования сознания. Здесь часто используют рассказы о мулле Насреддине. Эти рассказы нужно не только осознать, но и пережить, тогда они помогут обрести способность к высшим формам восприятия. Путь духовного совершенства в суфизме ученик должен пройти сам, так как ничего рационально объяснить невозможно. Но на данном пути ученика повсеместно сопровождает учитель, который направляет его усилия. Суфизму может обучать только суфий, а не теоретик или интеллектуальный толкователь. Будущий ученик должен позволить учителю руководить собой так, как тот считает нужным.

Джалалуддин Руми в “Маснави” писал: “Ударь сердце (суфийские упражнения) и невнимательный (способности) будет вести себя правильно”. Руми разработал метод рассеивания, когда с помощью многопланового воздействия в сознание человека передается суфийское послание. Согласно этому методу, он ввел танцы и круговые движения в качестве упражнений для своих учеников, также использовал интеллектуальные упражнения, размышления и медитацию, деятельность и бездействие. Цель – достижение гармонии с мистической реальностью.

Люди проходят три стадии: на первой стадии они поклоняются чему угодно – мужчине, женщине, деньгам и т.д. На второй стадии начинают поклоняться Богу, на третьей стадии – вообще молчат, так как обрели способность воспринимать единство бытия. «Молчи – овладеешь языком бессмертия». «Забудь о жизни и мире – увидишь Жизнь Мира». Руми для преобразования сознания в свой метод ввел искусство, в частности, поэзию. Таким образом, цель духовного пути – тарикат – очищение «Я», открытие в себе Божественного Я, чему и служит техника суфизма.

Необходимо отметить большую роль суфизма в распространении ислама, в частности, в Казахстане. Дервиши – странствующие суфии, в шерстяных рубищах (хырка), с проповедью аскетизма и самоотреченной любовью к Богу, с историями о Насреддине вызывали большую симпатию у большинства населения. Образ дервиша мы находим у Руми: «Без вина пьян, без еды сыт; обезумевший, забывший о еде и сне; король, одевший простую одежду; клад в развалинах; не из воздуха и не из земли, не из огня и не из воды; безбрежное море. Он обладает сотней лун и солнц. Мудрость его взята не из книг, истина сделала его мудрым».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: