Религиозное направление Основной догмат

Автор Основная идея

Автор Произведение

Задания для СРС

Методические рекомендации к лекции

Выводы

Таким образом, традиционное мировосприятие казахского народа основывается на идее глубинного общения со Вселенной, с людьми, с божеством (духами). Оно пронизано стремлением к гармоничному бытию с природой, друг с другом. Эти идеи нашли воплощение в феномене жырау, которые являются посредниками между людьми и Вселенной, между людьми и традицией, между людьми и ханом.

В творчестве казахских философов Абая и Шакарима мы тоже находим мотивы традиционного мировоззрения, а также влияние суфизма. Идеи суфизма мыслители использовали в своей гносеологии – сердце. Концепция суфизма о Совершенном человеке воплотилась у казахских философов в идею духовного самосовершенствования человека, культивирование в человеке общечеловеческих ценностей: Истины, Добра, Красоты.

При работе над лекцией вспомните соответствующие темы по «Истории Казахстана», а также предыдущие лекции по философии. Постарайтесь понять особенности шаманизма по сравнению с другими верованиями, и чем они обусловлены. Для лучшего усвоения материала о жырау, Абая, Шакарима Кудайбердиева следует обратиться к их произведениям и найти подтверждение тексту лекции.

& Литература

Абай. Книга слов. Шакарим. Записки забытого. А-А., 1992, С. 5-65.

Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. В 5 томах. Т 1. – Алматы, 1964, С. 324-350.

Кудайбердиев Ш. Три истины. Алматы, 1991, С. 10-25.

Нурланова К. Человек и мир: казахская национальная идея. Алматы, 1994, С. 13-26, С. 28, С. 33.

Орынбеков М. Философские воззрения Абая. Алматы, 1995, С. 10-25.

Поэты пяти веков. Алматы. 1993, С. 5-335.

Сегизбаев О.А. Казахская философия XV-XX века. Алматы, 1996, С. 15-400.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Раскройте особенности шаманизма как основу традиционного мировоззрения казахского народа.

2. Каким образом традиционные ценности воплотились в творчестве жырау?

3. Какие функции выполняли жырау в казахском обществе?

Репродуктивно-практический уровень:

1. Укажите традиционные мотивы философии Абая. Приведите примеры.

2. Назовите три истины Шакарима, которые делают жизнь человека подлинным бытием.

3. Проанализируйте проблему человека в философии Абая и Шакарима.

Творческий уровень:

1. Как вы считаете, можно ли провести параллели между традиционными верованиями казахов и суфизмом?

2. Сравните процесс нравственного совершенствования у Абая и Шакарима.

3. Почему не ортодоксальный ислам, а мистический суфизм оказал большое влияние на становление казахской философии?

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Проведите анализ одной из работ Шакарима или Абая. Найдите в ней подтверждение основным положениям лекции.

2. Обозначьте составляющие пути нравственного самосовершенствования казахских мыслителей Абая и Ш. Кудайбердиева.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1. Проведите анализ семейной обрядовости казахов с точки зрения традиционных ценностей

2. Сравните концепцию совершенного человека суфиев и духовное совершенствование человека у казахских философов.

3. Напишите реферат на тему (по выбору): «Мировоззрение жырау», «Истоки казахской философии», «Учение о человеке Абая», «Абай и суфистская философия», «Учение о совести Шакарима».

Уровень критическо-творческой деятельности:

1. Составьте кроссворд по казахской философии (5 по вертикали и 5 по горизонтали).

2. Напишите эссе на тему «Три истины Шакарима и мое жизненное кредо».

3. Как вы считаете, можно ли шаманизм назвать народной философией? 4. Обоснуйте.

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (обведите букву правильного ответа)

1. Основа традиционного мировоззрения казахов:

А) исламская идея

В) идея глубинного общения

С) идея всеобщей любви

2. Истина, согласно суфизму, познается через:

А) разум

В) чувства

С) откровение

D) сердце

3. Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования:

A) науку о добре

B) науку о совести

C) науку о справедливости

4. Согласно Абаю, человек должен воспитывать в себе:

A) любовь к себе

B) человечность

C) любовь к животным

D) благонравие

5. Представитель суфийской философии в Казахстане:

А) Ходжа Ахмет Ясави

В) Махмуд Кашгари

С) Аль-Фараби

Открытые задания со свободно конструируемым ответом:

Дополните:

1. В основу шаманизма положена идея общения человека с....

2. Согласно суфизму,... – орган познания.

3. В Казахстане представителем суфийской философии был....

4. Шакарим Кудайбердиев был представителем эпохи....

5. Шакарим пишет в «Записках Забытого»: «Не утратить чистоты....»

Задания на установление соответствия:

Установите соответствие:

1. Абай A) «Кутадгу-билик»

2. Шакарим B) «Три истины»

3. Ю. Баласагунский C) «Слова назидания»

D) Диван-лугат ат-турк

E) Тарихи-Рашиди

Ответы: 1_____; 2_____; 3 ______.

1. Коркыт-ата A) поиск бессмертия

2. Асан-Кайгы B) совесть

3. Шакарим C) адам бол

4. Абай D) жер-уюк

Ответы: 1_____; 2_____; 3 ______; 4______.

1. Христианство A) вера в Аллаха

2. Ислам B) вера в Иисуса Христа как богочеловека

3. Шаманизм C) вера в духов

4. Буддизм D) четыре благородные истины

E) вера в Господа Кришну

Ответы: 1_____; 2_____; 3 ______; 4______.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: