Тема нашего урока: «Музыкальность живописи».
Цель урока: научиться находить общее и различное между музыкой и живописью. Попробуем разрешить проблему соотношения звука и цвета.
Сначала я предлагаю вам посмотреть на картину И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Какие звуки она вызывает в вашей душе?
Слайд 3.(5)
А теперь послушаем произведение Э. Грига «Утро». Помогает ли оно вам глубже и ярче увидеть картину?
Учитель. Дети сейчас мы послушаем фрагмент из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
СЛАЙД 4.(7)
На основе какого литературного произведения создана эта опера?
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы, то золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
|
|
Закипит, поднимет вой.
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор –
С ними дядька Черномор,
И той стражи нет надежней
И храбрее и прилежней.
А у князя жёнка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Как вам представляется образ царевны?
Сравните образ, который возник в вашем воображении с картиной М. Врубеля
А теперь послушаем музыку Н. Римского-Корсакова и сравним с образом изображённым художником.
Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу. В правом столбике вы видите названия произведений живописи, посмотрим на них:
В. Васнецов «Богатыри»
И. Грабарь «Февральская лазурь»
И. Левитана «Вечерний звон».
Теперь я предлагаю вам посмотреть на картину Васнецова «Богатыри»