double arrow

Монархический период. 2 человека, затем 8. Они распределяют граждан по центуриям и трибам, составляли списки сенаторов, следили за постройкой и ремонтом общественных зданий

Плебейские трибуны.

Квесторы.

Курульные эдилы.

Цензоры.

2 человека, затем 8. Они распределяют граждан по центуриям и трибам, составляли списки сенаторов, следили за постройкой и ремонтом общественных зданий, расходовали при этом средства, выделенные Сенатом. Они отдавали на откуп доходы римского народа по проведению торгов (право кормить Капитолийских гусей, и т.д.).

Обладали полицейской властью, следили за порядком на общественных рынках. Осуществляли торговую юрисдикцию, боролись с правонарушителями.

Помощники консулов, заботились о науке, хранили тексты законов, осуществляли юрисдикцию по уголовным делам, проводили следствие.

494 год до нашей эры. Сначала по куриям на народном собрании. Затем избирали плебеи (471 год до нашей эры).

Они не обладали административной властью. Они обязаны были следить за тем, чтобы не обижали плебеев, следовательно, право вето – право запрещать некоторые распоряжения любого должностного лица, Сената, если они ущемляют права плебеев.

Для хорошего осуществления обязанностей они должны держать двери своих домов открытыми и не покидать город. Право вето не далее городской черты.

Низшие 26 магистратов распадались на несколько коллегий: один – предварительное следствие, другие боролись с пожарами, третьи – чеканили монеты, четвертые – занимались строительством дорог, пятые – следили за тюрьмами.

Экстраординарный магистрат – император. Впервые диктатор назначен в 501 году до нашей эры.

  • Принципат;
  • Доминант;

В период принципата – переход к монархической форме правления. «Завуалированная» монархия. 2 органа – принципс и Сенат. В I веке деятельность народного собрания окончательно затухает.

Прежние полномочия народного собрания переходят к Сенату. Он принимает акты, имеющие силу прежних законов.

То, что они имеют силу закона – подтвердилось дискуссией. Некогда нард выбирал магистратов на народном собрании. Теперь Сенат. А также они еще и выбирают принципса.

Сенат сохраняет свою роль как орган судебный и административный. Император (принципс) формально высший магистрат, не несущий политической ответственности. Принципс сосредотачивает в своих руках власть, принадлежащую ранее различным магистратам. Он – высшая военная и административная власть. Как цензор – он комплектует Сенат. Подобно трибуну он может отменить акт любого магистрата. Таким образом, его компетенция такова:

1. он верховный главнокомандующий;

2. он ведает делами Рима на международной арене, заключает сделки;

3. созывает Сенат, может вносить законопроекты;

4. толкует действующее право;

5. предлагает Сенату кандидатов для избрания на должности магистрата;

6. он – высшая судебная инстанция;

7. непосредственно управляет императорскими провинциями;

8. осуществляет верховное управление всеми провинциями;

Обоснование власти принципса в том, что римский народа перенес на него всю ту власть, которую ранее реализовывал сам. С этим связано и то, что принципс не может нести никакой ответственности, т.к. совершает то, что есть в воле народа Рима.

С этим связана идея, что императорские конституции обладают высшей юридической силой и носят форму закона.

При императоре – аппарат чиновников. Он существует параллельно с системой республиканских магистратов.

Важные персонажи:

  • префект претория – начальник императорской гвардии, а затем – всех войск в Италии. Полномочия в области уголовного процесса, участвует в осуществлении уголовной юрисдикции, а также – он апелляционная инстанция по уголовным и гражданским делам, рассмотренными руководителями провинций;
  • городской префект в Риме. У него полицейские полномочия, подчиняется когорте городской стражи;
  • Начальник пожарной охраны;
  • Ответственный за обеспечение города продовольствием.

В период принципата, во время правления Адриана, появляется совещательный орган при императоре – консилиум. У него спрашивает совет император. В связи с переходом к абсолютной монархии система высших органов государства существенно упрощается, т.к. в период домината все начала исполнительной власти – у доминиуса.

В период домината единственная форма законодательства – императорская конституция. Он – законодатель и высший судья.

Сенат сохраняет свое значение как орган, действующий в Риме, но по-прежнему будет собранием знатных, родовитых людей. Остаются некоторые судебные функции. По-прежнему формально Сенат избирает императора. Но это лишь подтверждение того, что уже сложилось.

Магистратура в этот период утрачивает свое значение. Теперь это нечто вроде почетных должностей.

Появление нового государственного органа – консистория (от слова «вечное стояние»). Это государственный совет при императоре, который затем перекочует в политическую жизнь Византии. Система государственных органов развивалась по линии упрощения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: