Обычаи.
Источники права.
Право Древнего Рима.
Доминант.
Принципат.
Гражданские дела рассматривались на началах формулярного процесса. Это исключительный вид процесса в период принципата. Главный на первой стадии – претор (решает подлежит ли дело подсудности), дает рекомендации как судить путем составления формул.
Уголовные дела. Уже в этот период экстраординарные суды (организованные вне порядка, установленного законом о квестиях). Из отдельных поручений императора префектам – преторы стали развивать юрисдикцию этого лица. В Риме рассмотрением уголовных дел стал заниматься городской префект. Чиновники на службе императора расследовали уголовные дела.
Этот дуализм в период принципата находил выражение в такой юрисдикции.
Централизация государственного аппарата завершается. В гражданском процессе господствует ординарный процесс с одной стадией. Он находится в руках чиновника. Уголовный процесс – судебные полномочия и уголовная юрисдикция – у чиновников. В период доминанта суд не отделен от администрации.
|
|
Юрист Ульпиан выделял 2 ветви права: частное и публичное. В частном праве выделяет три части:
- естественное право (то, чему природа научила все живое). Речь идет о философских началах права;
- общенародное право (то право, которым пользуются все народы человечества);
- цивильное право (то, что народ сам себе установил);
Источниками цивильного права являются:
1) неписаные источники (обычаи);
2) писаные источники (законы, сенатус-консульты, конституции императоров, плебейсциты, эдикты магистратов). Классификация таких источников известна уже Институциям Юстиниана;
3) ответы римских юристов (писаные и устные – в классическую эпоху);
Единого термина «обычай» не было. Существовало несколько видов обычаев. Самые главные – обычаи предков, затем – жрецов, обычаи магистратов, обычаи судебной практики. Обычаи сохраняют свое значение на продолжении всей истории римского права. Юрист Юлиан сформулировал 2 условия для признания обычаев правовыми, источниками права:
· давнее применение;
· молчаливое согласие общества;
Законы (Lex – Leges).
Это то, что постановил римский народ, это акт, принятый римским народом. Это право центуриальных народных собраний. Законы именовались по имени своего инициатора. Последний закон принят в Риме в 98 году нашей эры. Закон присущ периоду республики. Когда стало очевидно, что Риму не нужна республика – он становится монархией.
В период принципата заняли место законов. Полномочия народного собрания переходят к Сенату и, следовательно, акты Сената становятся «как бы» законами. Со II века, когда законы уже не принимались, сенатус-консульты полностью занимают их место.