1. Христианство и философия средневековья. Патристика. Аврелий, Августин.
2. Схоластика и ее основные проблемы. Фома Аквинский.
3. Основные идеи философии Возрождения.
В№13 V-XIV в. н.э. Подчинение христианской церкви.
1) Средневековье – застой, упадок, затишье во всем, что-то среднее.
2) Средневековье – самобытный интересный период.
Совмещение веры и разума, человека и мира. Средневековая философия - самобытная, поднимает вопросы, которые и сегодня актуальны для нас (богословие, «служанка религии»).
Философия в средние века тесно связана с религией. Изначально она разрабатывала основные догматы. Попыталась показать место человека, Бога, мира, а также единство всего. Главная идея – теоцентризм. Бог – центр, вселенная вторична, а человек является посредником между Богом и вселенной. 2 главная идея – креоционизм. Бог сотворил мир из ничего, дал миру свои законы. Бог средневековой философией рассматривается как личность. Существует мир божественный и мир личностный, но они не пересекаются. Новые представления о человеке: человек – единство души и тела. Человек создан по образу и подобию Бога. Человек → находится между грехом и божественным. Проблема соотношения веры и разума. Что важнее: откровения (святое писание) или разум? Проблема истории: христианство поставило вопрос о линейности истории. Линия истории начинается грехопадением Адама и заканчивается судным днем.
|
|
Проблема любви (христианской). По Платону – любовь приближает к Богу. В христианстве: главное – любовь возвышенная, которая не требует взаимности. «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
2 периода: 1 – период патристики (начало н.э. – сер. VIII в.); 2 – период схоластики (конец VIII в. – к. XIV в.) Для каждого из периода характерны свои проблемы, идеи.
Патристика (pater – отец) – философия отцов церкви, та философия, которая разрабатывает основные догматы христианской церкви.
Западная Восточная (Византия)
Ориген, Клемент Александрийский, Василий Великий, Григорий
Тертуллиан, Аврелий Августин Нисский, Григорий Богослов
Ранняя патристика столкнулась с рядом проблем (античная философия с одной стороны и развивающееся христианство с другой стороны).
1. попытка совместить идеи античности и христианства
2. объявить интеллектуалов грешниками.
Начало соединения идей неоплатонизма, идей самого Платона, стоицизма + идеи христианства. На основе этого принципа и сформировались основные догматы христианства. В христианстве появляются вопросы философии.
Язык ранней патристики – язык античной философии. Вопросы о Святой Троице, о душе человека. Патристика особенно выражена в философии Аврелия Августина (Св. Августин → Августин Блаженный) → к. IV – V в. До 30 лет он не был христианином. Потом он крестился, дальше стал епископом. Бог – высшее бытие, высшее благо, абсолют. Ключ к познанию истины – вера в Бога и откровения. Человек – единство души и тела. Душа – божественное, тело – греховное. Душа и тело в постоянном споре. Душа – тянет к исцелению, тело – тянет в ад, к греховному. Над познанием истины работает и разум, и чувства, но на 1 месте – вера и знания, которые мы получаем через откровения.
|
|
Интроспекция – изучение себя.
Проблема человеческой воли → свободы человека. Воля – важнейший фактор жизни. Чувство – играет важнейшую роль. Истинный христианин должен быть чувствующим. Не столько разум, сколько воля влияет на человека. Человеческая воля – свободна. Грех – свобода выбора. Зло не от Бога. Зло → отсутствие Бога, добра. Свободен был только Адам. Он сознательно выбрал грех и теперь мир испорчен. Вопрос о спасении: спасутся избранные. Это один из самых сложных вопросов философии.
Схоластика – расцвет средневековой культуры. Сложились основные догматы. Весь период патристики – опора на учение неоплатонизма. Возникновение университетов в Европе, развивается логика. Схоластика связана с умением вести спор. Схоластика не отступает от христианских идей. Схоластика (школа) – более свободна, более дискуссионная (вопрос как крестить двухголового монстра: как 1 существо или как 2). Создает новую интеллектуальную элиту. Неоднородна.
I. Ранняя схоластика (к. IX – н. XII в.) – переходный. Представитель – Иоанн Скотт Эриугена
II. период (XII – XIII – н. XIV в.) – период расцвета схоластики – период философских споров (Фома Аквинский).
III. период (к. XIV в.) – поздняя схоластика. Представители – Уильям Оккам, Пьер Абеляр.
1 спор: соотношение веры и разума (философия есть ли у нее поле для науки). Начался еще в ранней патристике. Схоластика поставила этот вопрос более четко. 3 варианта ответа:
1. Тертуллиан: «Верую ибо абсурдно». Истины веры безусловно приоритетны. Я и верю потому, что все вокруг нас абсурдно. (На этой же позиции стоят средневековые мистики во главе с Бернаром Клервосским). Получение истины: слитие с божественным.
2. «Верую дабы понимать». Признаются и истины разума и истины веры (гармонично соединены философия и теология). (Иоанн Скотт Эриугена, Августин Блаженный). С помощью разума подходишь к барьеру, но дальше ничего не можешь увидеть, с помощью веры – понимаешь.
3. Зрелая и поздняя схоластика. «Понимаю дабы верить». Представители: Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Ансельм Контерберийский.
Есть истины, которые узнаю при помощи разума, есть истины – при помощи веры. Есть вопрос, где и вера и разум находятся в гармонии. Никогда не будет сказано, что вера = разум. Вера – приоритет. Вера – сверхразум.
2 вопрос – спор между номиналистами и реалистами. Спор о природе общих понятий, об универсалиях. Есть ли вообще общие понятия? Были крайние варианты и умеренные.
2 лагеря:
номиналисты (поздняя схоластика) Уильям Оккам, Росцелин). Нет ничего общего. Иоганн Буридан. «Сущности не умножают». Реально существуют только единичные вещи, универсалии существуют после вещей, в нашем разуме. Нельзя различить сущность и явления, т.к. они совпадают. Истины, которые мы получаем разумом, правильно отражают мир. Номинализм – имя. Общие понятия – это только имена. | реалисты Ансельм Контерберийский, св. Августин, Фома Аквинский. Общие понятия существуют в реалиях. Общие понятия существуют до вещей. Идея справедливости реально существует, даже если самой справедливости нет. Это крайний вариант реализма. Умеренный (Фома Аквинский), Реалии существуют не независимо, а в вещах. Универсалии существуют в мышлении Бога, в единичных вещах, а также как абстракции мышления Бога. |
В№14 Фома Аквинский – представитель монастыря. Ученик Альберта Великого. Интересовался Аристотелем (читал подлинники). Августин Блаженный заложил догматы западного христианства. К XII – XIII в. произошли изменения (должны дать место разуму, место науке). К XII в. появляется интерес к Аристотелю, церковь сначала подавляла этот интерес. Потом они решили Аристотеля «приспособить». Этим занялся Фома Аквинский. Учение, которое он разработал, назвали томизмом. Сейчас на основе томизма развивается неотомизм.
|
|
Основная задача Аквинского: гармонизация Бога и мира, веры и разума. Основную массу истин получают с помощью разума. Сущность (божественная) и существование (земное): между ними нет пропасти. Сущность – бытие Бога. Все существование – часть предельной полноты бытия.
Лестница:
1 шаг – материя (абсолютная потенциальность)
2 шаг – неживая природа
3 шаг – растения, животные, человек.
4 шаг – Бог как чистая актуальность.
Человек для Фомы Аквинского тоже единство души и тела. Тело без души – труп, душа без тела – привидение. Человек – единство. Положительно относился к земной любви – это тоже возвышает человека. Особенно актуальна проблема зла. Все зло в мире делят на 3 группы:
1) собственно и не зло
2) необходимое следствие конечности и материальности нашего мира
3) появляется от того, что мы грешим, отсутствия Бога, добра.
Там, где мы выбираем зло, Бога с нами нет. 5 доказательство того, что Бог существует:
1) доказательство от движения
2) доказательство от производящей причины
3) доказательство от божественного управления миром
4) доказательство от необходимости и случайности
5) доказательство от совершенства.
Период схоластики связан с ориентацией на учение Аристотеля. Христианство дало место знанию. Это серьезный шаг в сторону развития науки.
У любой вещи есть причина, у этой причины есть своя 2 причина и т.д. до первопричины. Поздняя схоластика не отходит от учения Фомы Аквинского. Присутствует догма «вера над разумом», но разум тоже имеет значение. Истину можно познать через разум.
|
|