double arrow

Философия Просвещения

В№16 Классическая философия Нового времени.

XVIII – XIX вв. – связанная с искусством.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

XVII – XVIII вв. – классическая,

1) проблемы научного познания философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)

2) философская мысль эпохи Просвещения

3) Немецкая классическая философия.

I. XVII в. – век становления классической науки, научных открытий, рационализма, век упования на силу разума.

XVIII в. – политические конкретные идеи: равенства, свободы.

Эпоха Нового Времени создала человека нового типа – современного, с современным мышлением и логикой. Проблема научного познания (XVII в.) - решительный отход от Средневековья (теория 2-х истин: 2 пути: 1 – через разум, 2 – через священное писание (через Бога)).

Новое Время: человек должен сосредоточиться на учениях природы. Главное: научиться читать книгу природы. 2 проблемы: 1) гносеологическая; 2) проблема метода (как должно добываться научное знания?)

Линии философии Нового Времени (XVII – XVIII В.):

1) эмпиризм; все знания из опыта и наблюдательность, главное - чувства. Индуктивный метод.

2) рационализм; главное – разум, чувства обманчивы, разум дает истину. Основной метод – дедуктивный

Эмпиризм – возник на научной почве. Представитель: Фр. Бэкон, продолжили: Т.Гоббс, Дж.Локк, Дж.Беркли и Д.Юм (шотландец).

Френсис Бэкон: «Знание необходимо, чтобы найти в нем опору для изменения мира. Конечная задача – увеличить власть человека над природой. «Знание – сила». Дает власть над природой. Работа «Великое восстановление наук». Предложил свою классификацию наук, чтобы отделить естествознание от других. Познание – процесс воспринимающий. Познающему уму нужны свинцовые гири. Разум должен быть максимально пассивен. Индукция – восхождение от частного к общему. Дедуктивный – от общего к частному (более рационален, более правильный).

Бэкон считает, что индуктивный метод – единственный метод, приемлемый для науки. Дедуктивный метод – для гуманитарных наук.

Эпикур – предтеча эмпиризма. «Ложь и ошибка всегда лежат в представлении данной мысли».

Бэкон доказывает, что мы не должны полагаться на разум при изучении, т.к. наш разум скован заблуждениями – «идолами» (призраками) человеческого рода.

4 вида: 1) идолы пещер связаны с индивидуальными особенностями (пещер) человека;

2) идолы театра – ссылки на аксиомы в мозге человека, которые непоколебимы;

3) идолы площади – связаны со значением слов (искажение смысла); вместе с языком человек получает определенные предрассудки, разный строй мыслей;

4) от него практически невозможно избавиться – идолы рода – коренятся в человеческой сущности.

Весь мир рассматривает по аналогии с собой. Разум находится в заложниках у идолов. Настаивал на том, что для науки важны не только наши чувства и наши ощущения, а еще и эксперимент. Чистое созерцание наблюдается в экспериментально созданных условиях.

Томас Гоббс: развил учение Бэкона в материалистическое. Механистический материализм – все в мире – машина. Отказывался от понятия Бога. Позиции сенсуализма – нет ни одного понятия в человеческом уме, что не было бы порождено ощущениями. Нет ничего духовного, все телесное.

Джон Локк. Все начинается с ощущений. Мы должны разделить наши чувственные восприятия и наш опыт. Опыт – то, как мы эти вещи воспринимаем. Человек рождается чистой доской, а дальше жизнь наносит на эту доску письмен. Чистая доска – заполняется благодаря: (протяженность, движение) внешнему опыту, внутреннему опыту (рефлексия). Вторая ступень образования сложных идей.

3 вида знания:

1) высшее (интуитивное) – интеллектуальная интуиция (самое точное, опирается на мышление, которое обобщает внутренний опыт); 2) демонстративное – доказательное, дедуктивное (с точки зрения логики оно непогрешно); 3) сенситивное (чувственное) – мы получаем через ощущения; оно субъективное, относительное.

Джордж Беркли, Давид Юм – крайний вариант эмпиризма (существуют только мои субъективные ощущения, весь мир – комплекс моих ощущений. Д.Беркли - появляется разговор о Боге. Считает себя защитником здравого смысла от метафизики. Все свойства вещей абсолютно субъективны. Все это мы знаем о мире, мы получаем при помощи чувственных восприятий.

Чувственные впечатления: 1) регулярные - возникают постоянно, независимо от нашей воли; 2) нерегулярные – иллюзии (индивидуальны, субъективны). Объективно существует, но мы его не чувствуем – Бог (потому что это причина всех наших впечатлений). То, что не может быть воспринято, не существует.

Давид Юм: познание включает 2 основных этапа:

1) импрессии – сильные, яркие впечатления, восприятия; 2) идеи – возникают на основе импрессии.

Существует 2 вида знаний: 1) непосредственно опыт (субъективен); 2) индукция (основана на опыте, выведенного из частных актов – общих законов).

Отвергает идею Бога, причинные законы (говорит, что мы о них не можем знать). Обращает внимание на эксперимент.

Рационализм. Подготовил переворот в человеческом разуме. Нашему разуму все доступно, все подвластно. Вся опознавательная деятельность должна быть основана на фундаментальных внешних идеях. В нашем разуме изначально есть предпосылки для познания. Ренессанс развивается во Франции, Нидерландах, Германии. Основоположник – Рене, Декарт (картезианство).

Идеи: основать философия на новом научном фундаменте; пытались аргументировать, доказать существование Бога.

Пытается создать систему наук. Ствол всех наук – физика; ветви: механика, медицина, этика; а корень – метафизика (философия). Каждый человек от рождения наделен разумом. Философия должна научиться пользоваться своим умом. Основной метод – постижение окружающего мира – дедуктивный (переход от аксиом к утверждениям более частным, более конкретным).

Выводя знания из разума, мы должны пользоваться методическим сомнением. Мы не сомневаемся только в том, что мы – есть существо мыслящее и сомневающееся. Реальность – то, что мы существуем и мыслим. Все остальное: мы можем сомневаться. Т.о. по мнению Декарта – мир познаваем, потому что наш разум на это способен. Усмотрение истины (интеллектуальная интуиция) – наш разум способен к познанию, создать истину, воссоздать ее.

Логический анализ. Основной метод познания – дедуктивный (начиная с наиболее общих положений, продвигаемся к частным). Основные моменты, на которые мы должны опираться:

1) истинным может называться то, что…..

2) для успеха познавательной деятельности нужно делить исследуемый вопрос на максимально простые и установить иерархию;

3) требуется последовательное движение мыслей при осуществлении вывода научных положений из первичных принципов.

Итог: граница существующего совмещается с границей рационально познанного. Мы можем не доверять собственным чувствам, но не можем не доверять разуму.

Представления Декарта о мире. Декарт – дуалист: в основе всего две субстанции, две основы, две силы:

1) материальная (природа) – она телесна, протяженная, лишена сознания

2) духовная – обладает сознанием, но лишена протяженности.

Материалистическая физика, основатель идеалистической психологии, как учения о субстанции мыслящей.

Бенедикт Спиноза – рационалист, говорит о дедуктивном методе. По его мнению, единственная субстанция, которая существует – это Бог (Бог в самой природе). Две характеристики: 1) протяженность; 2) мышление.

Мышление и существование мира фактически совпадают – панлогизм (мир познаваем, потому что в основе его лежит мышление).

Три ступени познания существует:

1) чувственное познание (смутное, неопределенное);

2) познание рассудка или разума;

3) интуиция (интеллект) – связана с дедуктивным методом познания мира.

Разум есть основа мира. Человек может постигнуть ход мирового процесса. «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

Готфрид Лейбниц. Основа всего – монады (монадология). Лейбниц считает, что существует множество субстанций – монад (психические элементы, главное для них – это дух, разум; они постоянно взаимодействуют друг с другом).

Каждая монада – это зеркало Вселенной. В монаде есть сознательное и бессознательное представления. Чем более совершенна монада, тем она более разумна. Чем она более разумна, тем монада более свободна. Между монадами установлена гармония.

XVIII в. – братство, равенство. Философская мысль просвещения зарождается в Англии (к. XVII – XVIII век) → Дж.Локк. Идеи Локка перекочевали во Францию. Главная идея – просвещение народных масс. Причина несчастий человека - невежество. Преодолеть зло можно, преодолев невежество. Просвещение касается всех областей жизни (наука, политика).

Главная философская позиция – механистический материализм (весь мир в материале, в мире господствует движение).

1. Человек, мир – машина. Части взаимодействуют между собой по законам Ньютона (базовым законам, которые объясняют сущность мира). Яркий пример: фр. Ламетри («Человек – машина), Гольбах, Гельвеций. Материализм еще примитивный. Просвещение отрицает религию, церковь, Бога. Нет духовной материи, есть просто материя.

2. Вторая позиция: попытка совместить идеи эмпиристов и рационалистов. Просвещение является связующим звеном. Разум уводит от истины, главное – опыт. Материальный мир отражается в нашем сознании. Опыт субъективен (по рационалистам), единственная истина – разум – стержень мира. Просветители считают, что разум – высшее свойство, которое есть у человечества. Отсюда и идеи просветительства. Все в мире должно быть изучено с позиции разума. Все неразумное нужно уничтожить.

3. Создание новой этики и новых политических идей. В основе всех человеческих поступков лежат эгоистические интересы. Нормальное государство - государство, где будут созданы законы, которые будут регулировать эгоистические интересы граждан. Вальтер считал, что такое государство – это просвещенная монархия. Истинное государство – демократическая республика (эти идеи о человеческом эгоизме, прежде всего, развивал Гельвеций).

4. Идеи о естественном состоянии и о естественном праве человека. Появляется теория общественного договора (образование государства). Люди договорились и создали государство. Но со временем все было нарушено.

5. Ж.Ж.Руссо – человек неоднозначный, немножко поверхностный. Анализирует 2 типа жизни: французскую деревню и город, и говорит, что нужно вернуться к первоначалу (в деревню). Руссо – связка между философией н. XVII в. – XVIII в. – до последней философии.

Немецкая классическая философия соединяет идеи эмпиристов и рационалистов и пытается это объяснить. Руссо дает начало идеям романтизма (иррационализм, нач. XIX в.)

Немецкая классическая философия

В№19. Своеобразный период философии – труды 5-ти философов, рассматривавших проблему человеческого познания. Серьезный взлет философской мысли.

Немецкая классика рассматривает целостные объекты, соединяют и эмпиристов, и рационалистов. Ставят вопросы о человеческой жизни, мире и месте человека в этом мире. Вопросы трудно осмысливаемые.

Э.Кант, Г.В.Фридрих Гегель, Л.Фейербах (Фихте, Шеллинг).

Немецкая классика – основа философии, совершавшая своеобразную философскую эволюцию. Вносит принципиальную новизну. Бытие рассматривает через сознание. Бытие ≈ сознанию. Разработали диалектическое мировоззрение. Есть законы, мы меняемся и мы готовы к переменам.

Кант писал, что его философия сродни коперниковскому перевороту. Эммануэль Кант (1724 год рождения, в восточной Пруссии (Калининград)). Посвятил себя философии. Не путешествовал, не имел семьи. Вел размеренный образ жизни. Кант в детстве болел часто, ему говорили, что он не проживет до 20 лет. Кант, ведя здоровый образ жизни, прожил примерно до 100 лет. Ходил на прогулки. 2 творческих периодов:

1) до 70-х годов – докритический период. («Всеобщая теория неба»). Вводит понятие Бога, но объяснить откуда Бог не может. Ранние работы Канта научные больше.

2) с 70-х годов – критический период. («Критика чистого разума». «Критика практического разума», «Критика способности суждения»).

I критика посвящена тому, как человек познает мир (что я могу знать?)

II критика посвящена этике (как человеку жить?, что я должен, могу делать?)

III критика посвящена вопросам эстетики (что есть красота?) Соединение чистого разума и практического, познания и деятельности.

Критика – анализ, Кант пытался найти середину, разобрать, где пределы, а где центр. Критика чистого разума. По Канту мы говорим о познании окружающего мира, неким познающим субъектом (усредненная личность). Как человек познает окружающий мир?

Базовое понятие – вещь в себе (самому суть мира познать невозможно, только свойства). «Вещь в себе» непознаваема. Суть, но ничего. Есть 2 мира:

1) мир ноуминов (для нас он непознаваем, но до истины не можем добраться)

2) мир феноменов (с ним работает наше сознание).

I ступень познавательного акта →чувственная. Чувства регистрируют все происходящее. У каждого свое представление о запахе, цвете. Ощущения упорядочиваются при помощи трансцендентальных (оприонных, доопытных) форм (то, что существует в нас с рождения): а) пространство; б) время.

Трансцендентные формы (ТЦДТ) передаются по наследству, но изменяются из поколения в поколения. Это конструкции нашего сознания (на уровне чувственности). Получаем свойства, которые упорядочиваются ← (ТЦДТ-эстетика).

II ступень – рассудок. На уровне рассудка происходит деятельность по систематизации и упорядоченности. В рассудке тоже есть свои ТЦДТ-формы, которые называются категориями:

1) категории качества;

2) категории количества;

3) категории отношения;

4) категории мадальности; существование, несуществование, необходимость, случайность).

1. Реально-нереально, отражение – образ.

Выполняют (категории) синтетическую функцию – соединяют в нечто единое. ТЦДТ-ное единство апперцепции (упорядочение). Самая важная функция – придание общей значимости (не отличающиеся в общем у разных людей – усредненные данные). Деятельность этих систем обусловливает развитие науки. Этот раздел в критике чистого разума называется ТЦДТ аналитика.

IIIступень – разум – самая наивысшая ступень. Рассудок применяет некоторые абстракции, позволяет быть в некоторых ситуациях иными, допускается творчество.

В разуме нет ТЦДТ идей, есть трансцендентные идеи (ТЦД). ТЦДТ идеи - доопытные → сформированные в нашем развитии. ТЦД – внеопытные, существуют во всем человеческом роде и не меняются из поколения в поколение, откуда они - неизвестно.

Три ТЦД идеи: 1) душа; 2) мир; 3) Бог.

Эти идеи позволяют дать высшую цель нашему разуму. Идея мира или вселенной – то, к чему стремится философия. Идея души – знания о себе; идея Бога - объясняет саму возможность познания, обоснование всякого существования. Эти идеи просто существуют, их нельзя доказать. Есть Бог, есть вселенная, есть душа. Разум дает цель, значение самому познанию, связывает познание с практикой. Рассудок - техничен.

ТЦДТ диалектика – рассматривает проблемы разума. Разум создает систему знаний. Разум не всемогущ, он постоянно впадает в антиномии (заблуждения, невозможность разрешения трудных ситуаций, затруднение ситуации). Может разум объяснить и тезис, и антитезис.

Тезис: Мир имеет начало во времени и во вселенной.

Антитезис:

Причина – следствие (нет свободы), но и есть свобода. Вещи окружающего мира воздействуют на наши органы чувств. Мы осознаем только чувства. Чтобы не было у каждого человека своего мира → и нужен рассудок. Разум соединяет человека с Богом.

«Критика практического разума» - изложение этических идей. Позиция Канта основана на том, что в каждом человеке заложено трансцендентное – моральный закон («категорический императив»: 1) поступай так, что максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства; 2) поступай так, чтобы человек и человечество всегда были только целью, но не средством). Кант считал, что человек устроен так, что ищет для (всегда) себя выгоды (восхищался небом над ним и нравственными законами в себе). «Не будьте заложником обстоятельство». Свобода – исполнение нравственных законов, несмотря на обстоятельства, действия вопреки обстоятельствам (даже без надежды на успех). (Раскольников пытался объяснить убийство, но столкнулся именно с категориальным императивом).

Мы, прежде всего, люди, а не должности, которые мы занимаем. На основе нравственного закона мы строим нормы нашего поведения; правила не должны противоречить нравственным законам. Правило противоречащее нужно выбросить. «Критика способности суждения» - попытка соединить мир опыта и мир этики. Говорит об эстетическом суждении. В одних мы остаемся красивым, в других поднимаемся до уровня общего закона.

Главная формула: истина – добро – красота. Через красоту идут к истине и добру. Чувство красоты (заложено с рождения) дает ощущение миропорядка.

В№20. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Преподавал Кант, а Гегель готовился к карьере пастыря, затем заинтересовался философией. Был человеком религиозным. Преподавал в ВУЗах. Гегель считал, что систему свою нужно создать в таком порядке, чтобы не возникало вопросов, споров. Студенты любили его слушать, но читать – нет. Гегель умер от холеры достаточно рано. У него было много учеников - гегельянцы.

Центральное понятие – абсолютная идея – некая духовная сущность + вся духовная культура человечества. В абсолютной идее первоначально все есть, нона еще и разворачивается. Максимум – вся духовная культура человечества.

Пример: Человек рождается и в нем все есть, но с возрастом он изменяется; в старости он остается сами собой + познал себя (проявилось то, что в нем было заложено).

1) самопознание идеи. Для Гегеля безусловно первично духовное, а уже потом материальный мир, который строится через:

2) опредмечивание (превращение идеи в реальность).

Записан. стихи – предмет, а читая их, мы опредмечиваем стихи. Тождественность мышления и бытия. «Все действительное разумно, все разумное действительно» - основа, фундамент Гегелевской философии. Абстрактное содержание (поэтому переводя на свой лад теорию, ею пользуются в разных целях). Панлогизм – все пронизано мыслью. Разум – главное.

3) Саморазвитие идеи – в основу системы Гегель положил диалектический метод (все изменяется, развивается). Любое развитие проходит через 3 фазы: 1) тезис (утверждение); 2) антитезис (противоречие); 3) синтез (снятие всего того, что было в тезисе и антитезисе).

Все рассматривается в историческом масштабе. Снятие – уборка всех недостатков, добавление всего лучшего, что было + суммируем и поднимаемся на ступеньку выше. На триаде (тезис – антитезис – синтез) строится весь диалектический метод Гегеля.

Абсолютный дух тоже проходит триаду:

1. Логика, которая соответствует тезису;

2. Природа, которая соответствует антитезису;

3. Дух, который соответствует синтезу.

Логика: абсолютная идея проходит в своем развитии 3 ступени: а) наши мышления – логика; б) идеи природы; в) идеи духа. Законы логики – законы жизни, бытия. Гегель анализирует мышление в чистом виде, независимо от конкретных субъектов.

Идеи 1 категории: 1) существование; 2) сущность; 3) качество; 4) количество.

Природа – инобытие идей, отрицает саму себя в реальной и материальной природе. В ней нет развития. Она целостна, объективно существует. Природа существует сама по себе. На уровне природы рассматривается 2 уровня идей: пространство, жизнь, смерть и т.д. В философии природы есть 3 раздела: 1) механика 2) физика 3) органика.

Абсолютный дух –высшая духовная, творческая способность. Философия духа:

1) развитие субъективного духа; антропология, феноменология, психология;

2) объективный дух

1) право; 2) нравственность; 3) государство; 4) мораль; 5) семья; 6) гражданское общество; 7) проблема.

II. Объективный дух отрицает все индивидуальное, субъективное, но ничто индивидуальное невозможно понять без объективного. Нравственность – высший уровень по отношению к праву и морали. Государство объединяет понятия семьи (ячейка общества) и гражданское общество. Все развитие приходит к формам, которые являются высшими по сравнению с предыдущими.

III. Абсолютный дух:

- искусство – созерцание окружающего мира;

- религия – восприятие мира;

- философия – понятийное мышление.

Дух может реально себя познать.

Вывод: Развитие идеалистическое – только развитие духа. Разрабатывая диалектический метод, Гегель пытался создать «закон преодоления противоречий». Абсолютная идея – саморазворачивающаяся; сама себя познает и опредмечивается (тождество бытия и мышления).

3 стадии: логика, природа, дух.

Тема свободы и тема истории. Тема истории. Без нее невозможно понять развитие. Критикует Канта за оторванность его человека от истории. История – саморазвивающиеся идеи. Периодически на сцену истории выходит определенный народ, который возвышается над другими.

3 эпохи: 1) восточная эпоха; 2) античность; 3) христианско-германский мир. Эти эпохи связаны с понятием свободы. Восточная эпоха несвободна. Свободен только царь. Античность – свободны группы. Христианско-германский – свободен каждый. Быть свободным – уметь подчиняться необходимости, ставить цели, противостоять принуждению, произволу.

В№18. Фейербах – последователь Гегеля. Считал, что в философии нужно переставить акценты. Переходная фигура. Родился в семье священника. Увлекся философией, бросил карьеру священнослужителя. Половину жизни был увлечен Гегелем, но потом писал труда, не совпадающие с учением Гегеля. Фейербах критично относился к канту, а затем и к Гегелю (забыли о человеке).

У Гегеля акцент на абсолютность духа. Счел человека до уровня лабораторной крысы. Фейербах: нужно забыть об усредненности, надо говорить о человеке – личности. После Фейербаха снизился интерес к Канту и Гегелю. Появился к человеку интерес. Появляется попытка создать Фейербаховскую антропологию.

Фейербах с одной стороны классик, с другой – представитель нового времени. Фейербах материалист. Человек – существо природное. Человеческая сущность хотя и создана природой, но оказывает на ее влияние общество → хотя и не является главной (сущность). Сознание имеет ясную биологическую природу. Мозг вырабатывает мысль, которая является его продуктом. Сознание лишено социально-культурных основ. Сознание – отражение окружающего мира. Материализм Фейербаха не механистический, а органистический (исходя из понятия природа – организм).

Антропологический материализм. Человек – единство души и тела, но основа – физическая. Человек – психофизическое единство, индивидуален. Главный принцип, согласно Фейербаху – принцип взаимоотношений человека с другими людьми (антропологический принцип).

Любовь – мостик, который соединяет я и ты, единственный принцип отношений между людьми. Любовь имеет ряд функций в этом Ире:

1) любовь – критерий истина всего существенного, онтологическое доказательство всего бытия;

2) способ связи между людьми.

Препятствие – религия, в том виде, в котором она существует. Религия обещает человеку бессмертие души – то основание, которое придумали люди. Религия отчуждает человека от природы. Человек уходит от природы, а затем ее боится и т.о. обращается к Богу, и попадает в зависимость от него.

Вера ограничивает любовь, разделяет, делит людей на друзей и врагов. Вера лишает человека свободы, не дает ему самостоятельно решать некоторые проблемы.

Проводя идеи материализма, Фейербах приходит к критике религии. Фейербах не предлагает веру упразднять, а предлагает критиковать, чтобы показать ее искусственность.

1 из главных задач: 1) вывести на подмостки философии человека

2) критика религии («Сущность христианства»)

На работах Фейербаха заканчивается классический период. Со 2-ой п. XIX века появляется совершенно новая философия. Несовременная философия.

В№21 Современная неклассическая философия.

1. Классика и неклассика. Сущность различий.

2. Марксизм

3. Иррациональная философия II пол. XIX в.

4. Основные направления в философии XX века.

Классическая философия развивалась с античности до середины XIX в. (заканчивается на Л.Фейербахе). Называют ее метафизикой. Кант, Гегель, Фейербах критиковали метафизику. Конец немецкой классической философии претендует на критику метафизики.

Основные черты философской классики.

1. Претензия на целостность, завершенность, абсолютность, логичность, а также поучительность, стремление закономерно объяснить все строение мира.

2. Установка на поиск предельных оснований бытия и всеобщих методов познания.

Жизнь человека не становится лучше. Человек начал сомневаться. Все ли настолько лучше. Мир устроен разумно (по философии), но в реальной жизни он неразумен. Происходит своеобразный кризис рационализма, рухнула вера в разум, науку, прогресс. 2 основных пути: новая рациональность (мы сами все строим, а не Бог), иррационализм (воля, интуиция, бессознательное). Не разум делает человека человеком).

Общее: антропологическая программа, уникальность человеческой личности.

1 вопрос. Как человеку выжить, остаться человеком, относиться к другим людям? 2 проблема: проблема слов, языка. Как понять друг друга? Новый стиль мышления, новый стиль философствования. Философы не утверждают, а размышляют, беседуют с читателем. Проблема соавторства. Неклассическая философия предвосхитила события, которые еще не начались в культуре. Люди еще ничего не знают, а философия уже предвосхищает.

Основные стратегии:

- социально-критическая программа, ориентированная на экономическое и критическое изменение общества

1) Программа: марксизм, постмарксизм;

2) иррационализм;

3) экзистенциально-психологическая программа (экзистенциализм, психоанализ, феноменология);

4) неорелигиозные программы – современная религиозная философия;

5) неонаучная традиция – попытка сблизить философию с наукой через поиск основных законов науки (позитивизм и его течения, структурализм);

6) философия постмодернизма.

Марксизм – один из первых неклассических философий. Тоже, как и классика, логическая, опирается на разум. Чем лучше условия, тем лучше наши мысли, тем больше идей. Для марксизма система не главное, а главное – ее прикладное значение.

Представители: К.Маркс, Ф.Энгельс. Марксизм опирается на Гегеля (предтеча, его диалектика – развитие происходит последовательно, но есть ошибка – не дух развивает, марксизм → материалисты, + от Гегеля берут рационализм), Фейербаха, его идеи (отталкиваются от Фейербаховской концепции человека) + идеи утопического социализма.

2 части: диалектический материализм (особо не разрабатывался), исторический материализм – учение об обществе, его развитии и переустройстве.

Идеи диалектического материализма: синтез диалектики и материализма. Есть материя, которая развивается. Человек, общества - ↑ форма существования материи. Саморазвитие идет согласно диалектике. Развитие согласно Марксу идет по спирали (возвращение к первоначальной точке на более высоком уровне). Познание начинается в практике. Свойство материи познать окружающий мир.

Исторический материализм. Маркс и Энгельс хотели создать теорию развития общества. Бытие определяет сознание. Общественное бытие определяет общественное сознание.

В основе общества лежит ясная понятная схема. В основе – базис.

искусство, образование

политика, религия ← надстройка производительные силы

базис производственные отношения

Все отношения в обществе можно свести к производству. Общество периодически меняется. Мы не можем нашими идеями влиять на жизнь, когда изменяется экономика, тогда изменяется жизнь, идей.

Надстройки тоже могут влиять на базис. Смена общества происходит при помощи социальных эволюций. Революции – повевальные бабки истории, помогают родиться новому обществу. Меняется базис, изменяются надстройки и т.д.

5 основных типов общества, 5 основных этапов:

1) первобытнообщинный;

2) рабовладельческий;

3) феодальный;

4) капиталистический;

5) коммунистический.

Марксизм – социально-политическая программа, руководство к действию. Марксизм нацелен на др. области деятельности (экономика, политика). Основа - исторический материализм. Для проведения революции необходимо наличие класса и признание проблемы классовой борьбы (материальное положение, материальные интересы, отношение к производству). Делали ставку на пролетариат.

Идеал – коммунизм (идеальный строй, где все счастливы, все равны, все трудятся). Принцип: от каждого по способностям, каждому по потребностям. (Есть философские мысли – если человек не трудится, то он не человек). Марксизм на западе популярен.

Распространение идей Марксизма. К концу XIX в. марксизм на западе → для политиков. Виной того, что не было интереса, было упрощение марксизма. 2 ветви к концу XIX в. выделяются:

1) развитие идей марксизма в России (Ленин, Бухарин). Марксизм стал официальной программой в СССР. Добавились в марксизм только некоторые пункты.

2) неортодоксальное развитие марксизма на Западе (XX в.) → выделяются те идеи, которым Маркс не уделял особого внимания.

Марксизм индивида потерял. Человек – прежде всего личность. В ранних работах Маркса используются проблемы отчуждения. Новый марксизм использует ранние работы Маркса. Представители: Лукач, Грамши (гуманистический марксизм). Далее появляется Фрейдомарксизм, экзистенциальный марксизм (Ж.П.Сартр). Появляются представители, которые пытаются объединить марксизм с наукой (сциентизм) → Альтюссер.

В№22. Философия иррационализма. Иррациональная философия – философия второй половины XIX в. – прямой ответ на немецкую классику (отрицательный ответ) Нет ничего разумного, ничто нельзя предугадать. Главное – наша интуиция, эмоции, скрытые чувства. Переплетаются разные идеи, язык близок к искусству, нет желания убедить в правоте. Иррационализм пытается рассуждать о судьбе человечества, куда идет Европа?

Иррационализм → объединяет по сходству идей, в его рамках возникла школа «Философия жизни» (Ницше). Главное понятие – жизнь. Саму жизнь и должна исследовать философия. Философия иррационализма в ХХ в. породила несколько разных течений.

Иррационализм начинается с Артура Шопенгауэра. Шопенгауэр начинает с критики классической философии. Упущено существование конкретного человека, поэтому классическая философия упускала понятия «страх», «одиночество» и т.д. Шопенгауэр: «мир как воля и представления». В основе всего – мировая воля. Воля – сила жизни, постоянное стремление, «вечно-ходящее, вечно-жаждущее» и т.д. Вечная жажда к насыщению, поглощению. В человеке она проявляется в вечных желаниях, неуспокоенности. Шопенгауэр внимательно изучал индийскую философию. В реальном мире воля переходит из одного состояния в другое (от организованного к разрушенному ← самоосязание). Происходит смена форм.

В жизни нет ничего разумного, все подчинено желаниям воли. Разум подчиняется ей. Остановить волю можно, если ее познать. 1-ый шаг – искусство, т.к. оно позволяет преодолеть конкретные потребности.

В процессе эстетического созерцания человек отрешается от себя и может взглянуть на мир со стороны. Чем больше моментов, когда мы научимся управлять волей, тем больше шансов одержать верх над мировой волей (много перекличек с буддизмом).

Шопенгауэр пишет об экзистенциальных проблемах человека, проблемах тоски и одиночества, проблемах скуки. Шопенгауэр: «Наш мир наихудший из всех миров». Человек подвержен боли.

С.Кьеркегор: в его взглядах перемешивается множество идей. Кьеркегор - человек религиозный (датчанин). Он пытается объяснить, что такое личная религия, личное общение с Богом.

«Этот единичный, этот единственный. Абсолютная индивидуальность. Человеку, прежде всего, нужно встретиться самому с собой. В жизненном течении мы потеряли самих себя, не встречаемся с собой. Встречаемся только в критические моменты, в моменты выбора. Проблема выбора – самая главная проблема человечества. «Книга или – или», «Страх и трепет».

Человек проходит 3 стадии (в идеале):

1) эстетическая (живем, чувствуем, получаем удовольствия). Пример: Донжуан (стремление сохранить свою собственную жизнь). Человек, который живет ради удовольствий, постоянно испытывает чувство тревоги (неуютности). Это происходит из-за того, что человек слишком увлекся удовольствиями. (Человек может приходить к духовному кризису, где опять выбор: оставить все это или нет).

2) этическая (человек становится личностью, понимает больше, чем человек на 1-ой стадии, может бороться со смертью, тоской). Символ – Сократ.

3) религиозная (человек поднимается до того, что может иметь личное общение с Богом). Человек находит себя только выбирая веру. В вере нет ничего логичного. Вера больше всех человеческих чувств. Символ – Авраам – Бог попросил принести в жертву собственного сына. Перед ним стоит выбор. Авраам выбирает Бога.

Главная проблема человека – проблема выбора, именно в нем человек себя реализует.

Фр. Ницше. Его тексты – сплошные афоризмы. Есть установка на иррационализм. Ницше считается идеологом фашизма. После его смерти сестра собрала сочинения и отредактировала их (а она была нацисткой).

В основе всего – воля людей к власти. Главная тема – проблема европейского нигилизма. Современный ему европеец утратил все иллюзии, не верит ни во что святое, нет ценностей, Бога, который гарантировал бы ему правильную жизнь.

«Бог умер, и мы убили его». Вся предыдущая культура жила с понятием Бога (что оберегало их; на него можно было сослаться), а теперь мы своей жизнью убили Бога. Разрушены все ценности, разрушены идеи. Нужно совершить переоценку всех ценностей, нужно придти к идее о сверхчеловеке. Ницше хотел показать путь, идеи. Он говорил «не верьте другим, слушайте меня». Люди-хозяева (предпочитают силу, целеустремленность) и люди-рабы (добросердечность, компромиссность) существуют. У них разные цели, разные задачи. Рабы начали приподниматься над хозяевами. Христианство основано на морали рабов. «Нужно все поменять, вернуть хозяев». Жестокость свойственна человеку, ей нужно дать силу.

Ницше считал, что «причинять и наблюдать страдание очень приятно». Идея о свехчеловеке → «так говорил….». Человек – промежуток между человеком и сверхчеловеком. Для сверхчеловека мораль не нужна. «Падающего толкни» ← о сверхчеловеке. Цезарь, А.Македонский – недосверхчеловеки. Он и Гете – сверчеловек.

Сильные страсти (которые может сам сдерживать), толерантность (как проявление силы), способность на поступок. Человек – гибель. Сверчеловека создали сами. Идея вечного возвращения. В мире есть круговорот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: