Научное познание (уровни)
1) эмпирический самый основной, сбор конкретных фактов, фактического материала | 2) теоретический очень важный, собственно научный уровень, происходит обобщение, создаются теории | 3) метатеоритический уровень личности самого ученого, нормы, представления, философские позиции и др. качества ученого |
единство
Только в их единстве можем получить научный итог.
Формы:
- научный факт (отличается от факта) - эмпирический закон. Научный факт не имеет право быть мнением, он подтвержден, имеет основания, проводится в исследованиях. Эмпирический закон – сбор и соединение фактов. Формы эмпирического знания несут сильный субъективный момент | Делая обобщения пытаются сделать их максимально значимыми - проблема (постановка вопроса, правильная или нет). В самой проблеме уже содержится способ ее решения. - гипотеза (положительное знание, должна быть подтверждена (неполная выборка, могут быть противоречия, несоответствия), является локомотивом научного знания Могут касаться 1 или большего числа научных проблем - теория – комплексное системное научное знание, как правило принятые научным сообществом. Производит логическую состыковку (информирует, предсказывает, называет научное знание). Теория всегда должна давать научный прогноз. | - идеалы и нормы научного знания - научная картина мира - философская основа науки Идеалы и нормы меняются с каждой эпохой, развитием науки. Каждая эпоха понимает по разному 1) Доказательность знания сейчас проще воспринимается 2) Идеал объяснения и описания 3) Идеал построения и организации знаний. Очень изменчивы идеалы и нормы (зависят от культуры, общества, самого человека) Научная картина мира – совокупность базовых представлений о мире, жизни, живом и неживом. Меняется картина, меняются представления Философские обоснования у каждого человека есть свои представления: о смысле человеческой жизни и о других философских вопросах |
Методы научного исследования (вероятностный метод, метод формализации)
|
|
Научные исследования не могут существовать без методов исследования. Метод – совокупность правил, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
Основные группы методов:
1) философские методы – предельно общие, принцип системности, принцип историзма, метод антисистемности, метод эволюционного развития.
2) общенаучные методы – характерны для всех наук
3) частные методы для каждой науки свои
4) дисциплинарные методы (используются в научных дисциплинах, на стыке различных наук
5) междисциплинарные
|
|
Совокупность методов, объединенных общей идеей, учение о методах - методология
- наблюдение (объективное) - описание (измерения) - эксперимент (связан с идеей ученого | - формализация (знаки) - аксиомотический - гипотетико-дедуктивный | - общефилософские наиболее широкие принципы, которые позволяют организовывать исследования в соответствии с принципами исследователя. |
Формализация → выделяется самое важное, самое основное, но мы упрощаем очень, иногда теряем смысл.
Аксиомотический строится на том, что выделяется несколько аксиом, на которых строятся предположения. Его можно подвергнуть сомнению. Гипотетико-дедуктивный: делается предположение, из которого делаются более узкие, более частные выводы (но с высоким уровнем проверки и перепроверки). Каждый метод уязвим, но последний более точный.
общелогические методы исследований – самые простые, элементарные принципы движения нашей мысли.
- анализ; - синтез; - абстрагирование;
- идеализация - дедукция - индукция
- аналогия