Понятия и особенности социального бытия. Общество как система.
Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.
Социальная философия. Специфика и место в системе философского знания.
Социальная философия
I. Социальная философия – раздел философского знания. Изучает проблемы общества (в узком смысле искусство, религию, политику и т.д.). Современная философия занимается узкими проблемами, а классическая занималась изучением философии + обязательно общества.
Социальная философия имеет ряд подразделов: философия права, религии, искусства, техники, культуры и т.д. Существует несколько самостоятельных дисциплин, которые развились на базе социальной философии: культурология, социология (изучение феномена общества), политология. Специфика социальной философии связана с тем, что тематика актуальна, должна быть особая методология.
II. Первые идеи об обществе и его развитии появились еще в античности.
|
|
Платон: вся теория им созданная была основой социальной философии (теория идеального государства). Ремесленники – осуществлять жизненные процессы. Если бы это все выполнялось, то государство было бы идеальным и все были бы счастливы.
Формы управления:
1) тирания;
2) олигархия
3) демократия (охлократия – власть толпы, власть черни, частный случай демократии)
4) аристократия – управляет элита общества.
У Платона есть особенность: общество и государство неразделимы (синонимы).
Аристотель более рационален и практичен. Общество – естественное продолжение эволюции человека; общество – двигатель эволюции. Человек – политическое существо, он не может существовать вне политики.
Средние века: проблема общества уходит на второй план. Августин Аврелий (блаженный), Фома Аквинский. Именно христианство разбирает общество как некую прочерченную линию развития. У Фомы Аквинского появляется идея о разграничивании понятий общество (часть, собрание людей (-корабль)) и государство. Государство – кормчий (высший уровень организации).
Новое время. Базис для развития социальной философии (XVIII в.)
1) идея естественного состояния человека (Ж.Ж.Руссо): все люди изначально равны, каждый из них был самодостаточен и поэтому счастлив. Появление общества, государства, культуры и т.д. испортило человека. Человеку нужно вернуться назад.
2) теория общественного договора (Руссо, Дидро, Гоббс): люди, в силу определенных обстоятельств, объединились. Объединяясь, они договорились о правах, обязанностях и т.д. С течением времени человек далеко ушел от этого договора. Нужно вернуться к началу, пересмотр. договор. Тогда все будут счастливы.
|
|
3) географический детерминизм (Монтескье): развитие общества зависит от географических факторов (климат, солнечный свет и т.д.)
4) идея о возможности социальной революции (перед Французской революцией).
Т.Гобс, Дж.Локк на ряду с французским философами внесли большую часть знаний. Т.Гобс: общество – понятие более широкое.
Немецкая философия (Кант, Гегель). Гегель: развитие общества основано на самопознании абсолютной идеи. Гегель показывает последовательное развитие (историческое) общества + как в каждом обществе идет совершенство: 1) религия, 2) наука, 3) философия.
XIX в.: общество изучалось как наблюдательное – объяснит. факт до XIX в., а затем – с научной точки зрения. Агюст Конт утверждает, что общество нужно рассматривать как сложный организм, в течении времени, динамику просмотреть. Конт – основатель социологии. Изначально социологию Конт называл социальной физикой.
Современные подходы очень плюаристичны. 3 основных подхода в понимании происхождения, сущности и функционирования общества:
I) натуралистический. Объясняет, что общество – естественное продолжение закономерностей природы:
1.1) природными философия-рами мы можем объяснить: а) динамику существования общества; б) те закономерности, которые действуют в природе, действуют и в обществе (Чижевский, Лев Гумилев, Лев Мечников). Чижевский: на развитие общества влияет солнечная активность. Лев Мечников: влияние географической среды («Цивилизации и великие реки»).
Чем ближе общество к большим рекам, тем успешнее оно развивается.
1) Идеи социодарвинизма: как в природе существование – борьба - существование; так и в обществе.
2) расово-антропологический. Игнорируются различия между природой и обществом.
II. Субъективная реальность – общество по идеалистический:
- религиозное общество создано Богом, общество линейно развивается. Есть сакральная и профальная история (Соловьев, Бердяев, К.Ясперс);
- нерелигиозные модели, в которой общество – некие живые организмы. Как всякое общество проживают определенные процессы (Данилевский, Шпенглер, Сорокин).
III. Проксеологический. Общество – субъективно-объективная реальность. Общество – совокупность индивидуумов + нечто объективное (социальные связи, конфликты). Своими корнями уходит в эпоху Просвещения.
Продолжали идеи Конта: Эмиль Дюркгейм, Вебер, Парсонс. Они считали, что анализируя общество, можно выделить активную форму и анализ. к понятиям: соц. действ. и социальное поведение. Теория соц. договора (каждое общество – набор определенных установок, причем первая из установок преобладает). 4 типа:
1) целерациональное действие;
2) ценностно-рациональное действие (Китай)
3) аффективное поведение (следует за своими эмоциями);
4) традиционное (основано на традициях общества).
Исторический материализм – взгляды Маркса на общество. Сложные производственные отношения, на которые надстраиваются идеологические.
III. Социальное бытие – общественное бытие – жизнь людей в обществе. Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности; обособившаяся от природы часть бытия, которая характеризуется своими нормами, отношениями, институтами + способами самоорганизации.
1) Общество нужно рассматривать как систему.
2) Необходим учет связи общества с природой.
3) Развитее общества многовариантно. В обществе происходит множество процессов (резонанс различных процессов, наслаивания, надстройки).
4) С развитием общества возрастает масштабность, глобальность всех процессов развития, повышается интенсивность, увеличивается социальная динамика и т.д. Общество убыстряет свой бег.
|
|
Система – элементы которые объединяются и упорядочиваются в соответствии с определенной структурой. Социальная структура общества – устойчивые и упорядоченные связи между элементами, обеспечивающими целостность социальной системы.
Основные варианты социального структурирования общества:
1) Структура социально-классовая. Используют 2 понятия: а) классы – большая социальная группа, стремящаяся к удержанию власти; б) страты – социальные группы (по уровню жизни, уровню доходов): - бедные, - богатые, - средний класс.
2) Национально-этническая структура. В истории общества возникали 3 типа обществ:
а) племя (кровнородственные связи);
б) народность (этнические связи, языковая связь);
в) нация (наличие национального самосознания).
3) Полувозрастная структура;
4) Поселенческая структура (соотношение общества по населению);
5) Профессионально-квалификационная структура;
6) Семья.
В основе общества – личность либо социальная группа. Личность (социальная группа) обладает социальным статусом – совокупность характеристик индивида или группы, с точки зрения их положения в социальной системе.
Есть наследуемый социальный статус, есть приобретенный. Социальная мобильность – возможность для индивида или группы изменять свою социальную позицию. 2 вида:
1) вертикальная мобильность: способность передвигаться по иерархической лестнице;
2) горизонтальная мобильность: перемещение по горизонтальной линии (переезд из деревни, в город и наоборот). Выясняется насколько общество подвижно, способно к динамике.
Самые плодотворные изучения общества в рамках синергетики (междисциплинарное направление) возникло в кругу физиков; основа – открыт. нелинейные, дессипотивные системы; таковой и является общество.
Основные проблемы синергетики в применении к изучению общества:
1) проблема хаоса (что есть хаос?)
2) изучение альтернативного пути развития социальных систем (различные состояния системы);
3) изучение системных феноменов в рамках общества (толпа, агрессия, резонанс общественной жизни);
|
|
4) проблема случайности, спонтанности, точек бифуркаций.