double arrow

Речевые нормы научной и учебной сфер деятельности


Научная концепция.

Сценарий НП. Текст и метатекст.

Сюжет и композиция научного произведения

Это понятие обычно связывают с художественным произведением и понимают под сюжетом сцепление всех событий (следование одного события за другим). Сюжет научного текста – это тоже разворачивание последовательности, но не событий с персонажами, а событий, которые предшествовали получению нового знания. Так автор научного произведения приобщает своего читателя к поиску истины.

Композиция – производное от сюжетного развития. Это основные единицы сюжета, некие условные фазы его разворачивания. Обычно композиция состоит из 1) осознания проблемы и постановки цели – эта часть называется «введение»; 2) поиска способов решения проблемы + выдвижение гипотезы + ее доказательство – эта «основная часть»; 3) подведение итогов в виде формулирования нового знания – «заключение». Таким образом, в композиции с особой отчетливостью проявляется связь научного стиля с научным мышлением как способом доказательства выдвигаемой гипотезы.

Сюжет научного текста призван связать два основных информационных пласта. Первый пласт – факты, фиксирующие непосредственное наблюдение предмета. Они образуюттекст научного произведения. Второй пласт – это информация об осмыслении фактов самим исследователем. Эта собственно творческая информация выведения нового знания из наблюдаемых и фиксированных фактов называется метатекстом.




Обычно метатекст, его формирование и обеспечивает появление сценария научного произведения, который связывает факты и их осмысление в так называемую научную концепцию.

Концепция – это система представлений о предмете, которую выдвигает и обосновывает ученый с помощью использования научного стиля. Способность с помощью соответствующих языковых средств передать все грани и оттенки представления ученого и формирует научное произведение, обладающее убедительностью, точностью, логичностью, аргументированностью.

Лексика НС состоит из трех пластов:

  • Общеупотребительные слова (знание, работа, один, сто, изучать, сначала, по-прежнему…)
  • Общенаучные (исследование, эксперимент, анализировать, формулировать, дистанционный, беспрецедентный…)
  • Термины.

Термины (лат. terminus – граница, межа, предел) – слова или словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий в какой-либо сфере науки, производства, искусства.

Термины могут быть многозначными, если функционируют в разных областях науки, но в каждом конкретном научном тексте термин употребляется в каком-то одном значении:

Словообразование: обилие книжных суффиксов (сущность, аргументация, пушкиниана, толстовство и др.), приставок (асимметричный, антихудожественный, интернациональный, ультрафиолетовый, экстраординарный и др.), словосложение (языкознание, краевед, восьмигранник, морозоустойчивый и др.), аббревиатуры (хозрасчет, НИИ).



Морфология. Речь научных сочинений носит именной характер (имен больше, чем глаголов). Это существительные на -ние (решение, кипение и др.), -ость (возможность), -ство (множество), -ие (упоминание), -ка (полировка, дозировка).

Преобладают прилагательные сравнительной и превосходной степеней (более сложный, наиболее компактный вместо сложнее, компактнее и др.)

Краткие прилагательные выражают постоянный признак предмета (хлор ядовит, спирт бесцветен и др.)

Абсолютное большинство глаголов употребляется в настоящем времени (оно наиболее абстрактное, обобщенное время).

Часто глаголы в сочетаниях с существительными выступают в роли связки (производить расчеты, вычисления, приводить к усилению, оказать сопротивление).

Эмоциональные частицы и междометия отсутствуют.

Синтаксис. Стремление к отвлеченности и обобщенности приводит к частому использованию пассивных конструкций, в которых на первый план выдвигается действие, а не его производитель (Точки соединяются прямой линией. Это обусловлено следующими факторами.) Характерны неопределенно-личные, а также безличные основы.

Часто используются вводные, вставные, уточняющие конструкции, причастные и деепричастные обороты.



Синтаксис неразрывно связан с выстраиванием сценария и композиции НП. С этой целью активно использует глаголы. Они ставятся в формы, предполагающие некие воображаемые совместные действия с читателем: обозначим, зададим, составим, определим, найдем, выберем, рассмотрим... С их помощью ученый, создающий текст, фиксирует ключевые точки сценария, приглашая читателя к мысленному соучастию во всех сложных действиях по нахождению результата.

Для квалификации своих действий используются глаголы: давать, переходить, анализировать, приводить, иллюстрировать, обрисовывать, рассматривать, приводить пример, наметить...

Если сообщает о своих целях, то рассматривает различные существующие варианты, намечает новые подходы, предлагает классификацию...

Иногда автор научного текста фиксирует начало, продолжение или конец отдельного фрагмента или всего исследования («На этом закончим обзор основных понятий»).

Иногда он формирует переход от одного эпизода к другому («вернемся к прошлой теме», «рассмотрим схему вычислительного алгоритма»).

Иногда возникает необходимость организовать последовательность высказываний или указать на их связь («во-первых, прежде всего, то есть»), или автор организует отступление от основного повествования (кстати, между прочим).

Важную часть такого сценария составляет смысловой повтор. Это возвращение к одному предмету или мысли с целью уточнить, углубить получаемое знание.







Сейчас читают про: