Общая характеристика функциональных стилей. Взаимопроникновение стилей.
Поскольку мысль может принимать самые разные направления, то и стилей в русском языке несколько. Во-первых, это книжные стили – официально-деловой, научный, публицистический. В этих стилях, существующих в рамках СРЛЯ, преобладает норма. Ее влияние значительно менее выражено в разговорном стиле. Он противопоставлен книжным стилям и используется в неофициальном общении, в сфере бытовых отношений, в первую очередь. Особое место занимает стиль художественной литературы, где нормированная речь органически сочетается с достаточно многочисленными вариантами нормы и даже отступлениями от нее.
Стилевое богатство, разнообразие не разрушает единства РЛЯ. Будучи высшей формой национального языка, он обладает универсальными, общими характеристиками (словоупотребление, синтаксис морфология и т.п.).
Являясь органической частью СРЛЯ, функциональные стили получают возможность взаимодействовать друг с другом. Ведь человеческая мысль не признает каких-либо жестких ограничений и предписаний. Совершая своеобразные «скачки», «зигзаги», она иногда спонтанно требует использования выразительных средств самых разных стилей.
|
|
Основное различие стилей – в словоупотреблении (лексический состав). Но и грамматические признаки играют немаловажную роль, например, синтаксические особенности.
Лекция 4. Особенности научного стиля
- НС в отношении к мышлению ученого.
- Сюжет и композиция научного произведения.
- Сценарий НП. Текст и метатекст.
- Научная концепция.
- Речевые нормы научной и учебной сфер деятельности.
6. Жанры НС, научно-популярный подстиль.
Основу научного стиля составляет закрепление в языке своеобразных схем развития научной мысли (унифицированные способы ее разворачивания с помощью языковых средств). Цель такого разворачивания почти всегда двоякая.
1. С одной стороны, язык помогает самому ученому прояснить свои цели, выдвинуть гипотезы, найти им подтверждение, довести свои мысли до определенного конца. В такой системе отношений язык выступает как способ «подключения» огромного пласта культуры к процессу почти всегда творческого диалога ученого со своим предметом.
2. С другой стороны, язык может препятствовать непосредственному диалогу ученого с исследуемым предметом, заставляя мысль течь по уже закрепленным в культуре «схемам думания».
Но у научного стиля есть еще одна цель – зафиксировать полученноезнание, чтобы передать его другим людям. В первую очередь, произведения научного стиля обращены к читателю-профессионалу и должны учитывать его культуру восприятия подобного рода текстов.
От достижения таких целей во многом зависят важнейшие качества научного произведения – его точность, объективность и убедительность. Точность и объективность обеспечивают глубокий и всесторонний диалог исследователя со своим предметом. Убедительность, по преимуществу, ориентирована на читателя-профессионала и во многом обеспечивается точностью и объективностью (но к ним не сводится).