double arrow

Язык как выразитель духовной культуры человека

Этический аспект общения (речевой этикет).

Под КР понимается еще и этический аспект актов коммуникации (где, когда и с кем происходит общение)

Этикет в широком понимании – система принятых в обществе правил, определяющих порядок и формы какой либо деятельности. Например, в дипломатической (дипломатический протокол) или в деловой. Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Благодаря речевому этикету устанавливается контакт между собеседниками, нужная тональность этого общения, соответствующая социальным ролям, той или иной ситуации общения.

На речевой этикет значительное влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников, их социальный статус, характер отношений между ними (официальный – неофициальный; дружеский, интимный), время и место общения. Речевой этикет имеет характерную национальную специфику.

Совокупность такого рода правил языковых поведения предполагает использование соответствующих формул приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления, выражения сочувствия или соболезнования и т.п.

Этический компонент КР накладывает строгий запрет на сквернословие, осуждает разговор на повышенных тонах.

Из сочетания этих трех составляющих – лингвистической, коммуникативной и этической – и складывается современное понимание КР.

КР – владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи, соблюдая при этом этические требования.

Лекция 3. Человек в современной речевой ситуации

1. Язык как выразитель духовной культуры человека

2. Усиление хаотических процессов в современном языке.

3. Дискурс как способ властвования над стихией языка.

4. Дискурс и функциональный стиль.

5. Общая характеристика функциональных стилей. Взаимопроникновение стилей.

Определение КР как единства нормативного, коммуникативного и этического аспектов недостаточно. Сам по себе язык во всей совокупности своих норм и правил ничего не выражает. В языке, речи резонирует вся культура, все разнообразные формы ее существования. Поэтому недостаточно просто овладеть нормами и правилами речевого поведения. Формы языка человек наполняет личностным содержанием, своей духовной культурой.

  1. Усиление хаотических процессов в современном языке.

В современной культуре чрезвычайно усилились хаотические процессы, наметились тенденции разрыва устойчивых связей. Детонатором этого «взрыва», в первую очередь, стала так называемая перестройка, призванная произвести своеобразную революцию в социальной сфере.

Одним из проявлений хаотических тенденций в языке стало интенсивное вторжение стихии общенационального языка.

В первую очередь пострадали «бастионы» коммуникативных аспектов языка: а) ситуации общения стали чрезвычайно разнообразны.

б) возросла диалогичность общения

в) расширилась сфера спонтанного общения.

г) активизировались поиски новых средств выражения, новых форм образности.

Эти коммуникативные процессы сопровождаются размыванием этических норм языка.

Естественно, что лингвистические параметры языка тоже вынуждены реагировать на эту меняющуюся ситуацию: в ЛЯ хлынули жаргонизмы, блатная «феня», просторечие, заимствования. Они сформировали многочисленные варианты норм.

Современный человек вынужден существовать во всех этих речевых пластах, владея сразу несколькими языковыми нормами (на некоем условном пересечении самых разных слоев культуры, пронизанных языком). В этой связи уместно говорить о языковой культуре личности современного человека, владеющего вариантами нормы, чутко ощущающего речевую ситуацию, часто небрегающего этическими нормами языка. Существование на пересечении множества границ культуры и языка формирует у современного человека ощущение языка как некоего «единства в многообразии».

3. Дискурс как способ властвования над стихией языка.

Человек, и общество стремятся вернуть себе контроль и власть над языком (автоцензура, образование, попытки «заговорить» язык с помощью языка и науки). В современной культуре власть над языком связывается с представлением о власти духа, мысли.

Одной из таких попыток обуздать стихию языка стало учение о дискурсах. Дискурс в самом приблизительном и общем плане можно определить как своеобразную гибкую языковую форму, способную выражать определенное направление мысли.

4. Дискурс и функциональный стиль ЛЯ.

Одним из проявлений дискурсивных практик в современном обществе можно считать теорию стилей – важнейшую составляющую курса «Русский язык и КР».

Стиль в языке – это закрепленный культурой способ соединения мысли (ее протекания) с языком, его устоявшимися формами, которые наиболее соответствуют именно данному способу разворачивания мысли. То есть стиль – это способ соединения мысли с языковыми способами ее выражения. Поэтому стиль можно рассматривать как одно из проявлений власти мышления над языком. Стиль, его собственно языковая составляющая – явление достаточно широкое и гибкое, что позволяет мысли беспрепятственно и естественно течь по предложенному руслу, управляя собственным движением

Итак, функциональный стиль – исторически сложившаяся разновидность ЛЯ, представляющая собой относительно замкнутую систему языковых средств, призванных выражать культурные формы мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: