Особенности и структура научного знания

Наука в культуре современной цивилизации

КОНСПЕКТ ОСИПЕНКО П.В РНМ-13-01 (03)

Проблема заключается в том, что понятие цивилизации в достаточной степени определено (условно).

В соответствии с одной из точек зрения, культура - это то, в чем мы живем, цивилизация - это то, посредством чего мы живем (в техногенном аспекте). Различают два типа цивилизаций в философии науки: традиционалистский и техногенный.

1). Традиционалистский тип характерен для традиционного общества, которое характеризуется следующими чертами:

а) господство традиций;б) неравномерное социально-экономическое развитие;в) господство религии;г) преобладание сельского хозяйства.

Базисные ценности:

а) сохранение в неизменном виде прежнего опыта;

б) ориентация на здравый смысл, на обыденное сознание.

2) Основные черты техногенных цивилизаций (возникли в 16 - 17 вв. в Западной Европе (с переходом к капитализму)):

а) быстрые темпы социально-экономического развития, основанного на технике;б) внедрение науки в производство и превращение науки в непосредственную производительную силу общества.в) на первый план выдвигается наука (а не религия).

Базисные ценности:

а) ориентация на поиск научного знания;б) создание новых видов и способов деятельности;в) ориентация на научную рациональность. Рациональность может быть научной и ненаучной. Научная рациональность характеризуется тем, что опирается на научную теорию, на точные понятия, на логику, доказательства, на эксперимент (в то время, как донаучная рациональность опирается на созерцание).

Наука - творческая духовная деятельность людей, направленная на получение истинного научного знания. Критерии (особенности) научного знания, отличия его от ненаучного:

1) Цель науки - открытие объективных законов действительности, а в конечном счете для получения истинных знаний.

2) Системность - всякое научное знание обязательно должно быть приведено в систему.

3) Объектами научного знания являются не предметы сами по себе, а их идеализированные аналоги.

4) Логическая выводимость одних знаний из других.

5) Использование научного метода исследования и строгие требования к методу познания.

6) Возможность контроля над самой процедурой получения знания и возможность ее повторения.

7) Однозначность языка описания исследовательских процедур.

8) Строгая доказательность и обоснованность научных выводов, их обязательность.

9) Опытная проверяемость (верифицируемость).

10) Непротиворечивость элементов системы научного знания.

Одной из важнейших целей научного познания является предвидение, предсказание изменений действительности.




double arrow
Сейчас читают про: