Наука и искусство

Наука и философия

Структура научного знания

1) Субъект научного знания (индивид, группа, коллектив, научное сообщество, все человечество в целом).

2) Объект и предмет научного знания.

3) Методы познания, которые объясняются спецификой самой науки и предмета познания.

4) Средства познания (микроскопы и т.д.).

5) Специфический язык.

Общая модель развития научного знания.

Всякая наука проходит некоторые этапы в своем развитии:

1) Достоверно установленные факты, взятые из эмпирических наблюдений.

2) Первоначальное обобщение совокупности фактов и создание гипотез.

3) Формирование научной теории, включающей ряд или систему закономерностей, описывающих или объясняющих определенные явления реальности.

4) Создание научной картины мира, т.е. обобщенного образа всей реальности, в котором сведены воедино основные теории на данный исторический период. Различают общенаучную картину мира, которая включает в себя природу, общество, человеческое сознание и естественнонаучную картину мира.

Можно выделить два основных аспекта:

1) Является ли сама философия наукой?

В общем и целом философия не является наукой, но в философии имеются и научные философские концепции и системы, например, марксизм (стремятся опираться на естествознание), философские системы Аристотеля, Коперника, Декарта, Фрейда. В узком смысле слова философия является общественной наукой, потому что у нее есть свой субъект познания, свои законы, свои объекты познания, свои специфические методы (по аналогии с юридическими (правовыми) науками - у науки есть общепризнанные истины, у юридических наук - нет, в разных странах по-разному).

2) Взаимодействие философии и частных наук. Здесь можно выделить 2 направления:

а) частные науки воздействуют на развитие философского знания;б) влияние философии на частные науки, особенно на общественные науки. Философия выступает как методология для частных наук, дает ценностную ориентацию для частных наук.

Различия между философией и частными науками:

1) Частные науки служат конкретным целям, потребностям, а философия связана со всеобщим признаком (требованиями).

2) Предмет исследования частных наук направлен на изучение действительности, философия связана, прежде всего, с человеком.

Философия призвана сформировать самосознание науки, она помогает науке понять свои возможности, перспективы, определяет развитие науки.

1) Искусство - это форма общественного сознания, которая отражает мир посредством художественного образа.

2) Целью искусства является поиск художественного идеала, поиск прекрасного, воспитание художественного вкуса.

3) Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем науки. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки зрения творца, так и с точки зрения потребителя.

4) Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки - объективны.

И наука, и искусство носят гносеологический характер, но не стоит смешивать науку и искусство.

Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность.

В искусстве важна субъективная оценка, в науке - объективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: