Общенаучные методы эмпирического исследования

1. Наблюдение - целенаправленное изучение предметов, опирающе­еся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знание не толь­ко о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конеч­ной цели - о его существенных свойствах и отношениях. Необходимо подчеркнуть, что наблюдение - это не просто пас­сивное созерцание изучаемых предметов и процессов. Научное наблю­дение носит деятельный характер и предполагает особую предвари­тельную организацию его объектов, обеспечивающую контроль за их «поведением».

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным раз­личными приборами и техническими устройствами (микроскопом, те­лескопом, фото- и кинокамерой и др.). С развитием науки наблюде­ние становится все более сложным и опосредованным.

Основные требования к научному наблюдению: однозначность за­мысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т. е. воз­можность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с по­мощью других методов (например, эксперимента). Обычно наблюде­ние включается в качестве составной части в процедуру эксперимента. Важным моментом наблюдения является интерпретация его резуль­татов - расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на электрокардиограмме и т. п.

Особую трудность наблюдение представляет в социально-гумани­тарных науках, где его результаты в большей мере зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов его заинтересо­ванного отношения к изучаемому предмету.

В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется опреде­ленной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо под­тверждают, либо опровергают его идеи. При этом очень важно ото­брать наиболее репрезентативную, т. е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи. Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических по­ложений.

2. Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и конт­ролируемых условиях. Таким образом, в эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным об­разом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влия­ний, «затемняющих» его сущность, и представляется в «чистом виде». При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроиз­водятся и изменяются. Тем самым эксперимент осуществляется, во-первых, как взаимодействие объектов, протекающее по есте­ственным законам, во-вторых, как искусственное, человеком орга­низованное действие.

Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо иде­ей, концепцией, гипотезой. Без идеи в голове, говорил И. П. Павлов, не увидишь факта. Данные эксперимента всегда так или иначе «теоре­тически нагружены» - от его постановки до интерпретации его ре­зультатов.

Основные особенности эксперимента:

а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;

б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по же­ланию исследователя;

в) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;

г) возможность рассмотрения явления в «чистом виде» путем изо­ляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоя­тельств или путем изменения, варьирования условий экспери­мента;

д) возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки результатов.

Основные стадии осуществления эксперимента: планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т. п.); кон­троль; интерпретация результатов.

Структура эксперимента (т. е. что и кто необходим, чтобы он состоялся): а) экспериментаторы (например, физики-экспериментато­ры); б) объект эксперимента (т. е. явление, на которое осуществляет­ся воздействие); в) система приборов и другое научное оборудование; г) методика проведения эксперимента; д) гипотеза (идея), которая под­лежит подтверждению или опровержению.

Приборы - своеобразные усилители органов чувств, позволяющие исследовать то, что последним недоступно. Современные эксперимен­тальные установки состоят из большого количества приборов, выпол­няющих разные функции. В ходе эксперимента возможны случайные (в том числе негативные) воздействия прибора на изучаемый объект. Поэтому результаты эксперимента могут расходиться с его целями. Однако экспериментатор принимать соответствующие меры, чтобы свести к минимуму эти воздействия. Последние порой вызываются намеренно, а потом специально изучаются («рандомизация» экспери­мента).

Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции: опытная про­верка гипотез и теорий, а также формирование новых научных кон­цепций. В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: ис­следовательские (поисковые), проверочные (контрольные), воспроиз­водящие, изолирующие и т. п. История науки показала, что научное открытие (особенно фундаментальное) сразу же приводит к совершен­ствованию экспериментальной техники.

По характеру объектов выделяют физические, химические, био­логические, социальные и т. п. эксперименты. Важное значение в со­временной науке имеет решающий эксперимент, целью которого слу­жит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или не­скольких) соперничающих концепций. Это различие относительно: эксперимент, задуманный как подтверждающий, может по результа­там оказаться опровергающим, и наоборот. Но в любом случае экспе­римент состоит в постановке конкретных вопросов природе, ответы на которые должны дать информацию о ее закономерностях.

Один из простых типов научного эксперимента - качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления. Более сложен коли­чественный эксперимент, выявляющий количественную определен­ность какого-либо свойства изучаемого явления.

Широкое распространение в современной науке получил мыслен­ный эксперимент - система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Мысленный эксперимент - это теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Здесь ученый оперирует не реальными предметами и условиями их суще­ствования. а их концептуальными образами.

Все шире развиваются социальные эксперименты (см. разд. VIII). При проведении эксперимента соблюдение условий его чистоты не­редко осложняется и затрудняется такими факторами, как: а) случай­ная, внешняя помеха, искажающая протекание изучаемого процесса; б) случайные и систематические ошибки приборов, применяемых в эксперименте; в) субъективные ошибки самого экспериментатора.

3. Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объек­та), т.е. их тождество и различия, но имеет смысл только в сово­купности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. Сравнение является основой такого логического приема, как ана­логия, и служит исходным пунктом сравнительно-истори­ческого метода. Его суть - выявление общего и особенного в позна­нии различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.

4. Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью оп­ределенных систем обозначения, принятых в науке (схемы, гра­фики, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.).

5. Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Следует еще раз подчеркнуть, что методы эмпирического иссле­дования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определенными концептуальными идеями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: