double arrow

Проведение патентных исследований

Понятие и сущность патентных исследований

В условиях жесткой конкуренции на рынке успешная реализация продукции зависит от степени ее новизны, качества и конкурентоспособности. Для достижения предприятием высоких технико-экономических показателей требуется углубленный анализ конъюнктуры рынка. В основе такого анализа лежат патентные исследования. Порядок проведения патентных исследований устанавливает Государственный стандарт РБ «Патентные исследования. Содержание и порядок проведения», введенный в действие с 1 октября 1999г.

Патентные исследования проводят при:

- создании новых объектов техники;

- освоении и производстве новой продукции;

- разработки планов развития науки и техники.

Патентные исследования – это исследования технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности на основе патентной информации.

Технический уровень объекта техники (ОТ) – это относительная характеристика объекта техники, основанная на сопоставлении значений показателей оцениваемого объекта с базовым образцом (лучшим аналогом). Базовый образец определяется ведущей организацией отрасли. Он должен иметь наилучшие показатели по сравнению с другими применяемыми аналогами.

Изученные результаты исследования технического уровня объекта техники заносятся в форму Д. 1.1 и Д. 1.2, а затем принимаются решения, на каком техническом уровне наш объект техники, по каким показателям но лучше (смотри Приложение 2, стр. 329 по учебному пособию «Управление интеллектуальной собственностью» В. И. Кудашов).

Тенденции развития объекта техники – это выявленная закономерность развития ОТ, которая характеризуется изменением потребительских свойств продукции и изменениями в политике.

Патентоспособность – это юридическое свойство технического решения, определяемое совокупностью признаков, необходимых для признания его изобретением (ПМ или ПО).

Патентная чистота – это совокупность признаков, обеспечивающих возможность использования объекта промышленной собственности, т. е. законное использование ОПС. Патентная чистота существует и в отношении охранных документов на товарные знаки.

Конкурентоспособность – это способность ОПС отвечать требованиям рынка на данный момент времени (цена, спрос, мода, удобство, престиж, необходимость решения проблемы).

Проведение патентных исследований проводят в следующей последовательности:

1) разработка задания (тема и задачи патентных исследований, исполнители и сроки);

2) разработка регламента поиска (предмет поиска, страну и ретроспективность);

3) поиск патентной информации (тематический, именной и нумерационный);

4) систематизация и отбор информации по странам, фирмам и техническому уровню объекта техники в зависимости от технической задачи и патентно-лицензионной ситуации;

5) составление отчета о патентном исследовании и возможности использования предмета поиска на своем предприятии с гарантией обеспечения коммерческого успеха.

В регламенте поиска определяют следующие данные: предмет поиска (устройство, вещество, механизм), страну поиска, ретроспективность, классификационные индексы объекта техники.

Регламент поиска – это программа, которая определяет область проведения поиска по фондам патентной и научно-технической информации.

В регламенте поиска определяют следующие данные:

- предмет поиска (устройство, вещество, детали, материалы, оборудование, способ, процесс и т. п.);

- страны поиска;

- ретроспективность (Ретроспективность – это глубина поиска информации. Она зависит от задач патентных исследований на разных этапах разработки и определяется количеством лет: технического уровня и тенденций развития вида техники - 15 годам; новизны разработок – 50 годам; проверке объекта на патентную чистоту – на срок действия патента; конъюнктурно-экономической информации - 5 годам);

- классификационные индексы объекта техники, технического процесса или вещества по МПК, а также по МКПО.

Основным этапом проведения патентных исследований является поиск, который может быть тематический, нумерационный и именной.

Тематический поиск – это вид поиска, при котором ищут предмет поиска. Тематический поиск является наиболее распространенным, т. к. патентные законодательства большинства стран мира различают такие виды изобретений как устройство, способ, вещество, продукты. Поэтому объектом поиска является вид изобретения.

Нумерационный поиск – это вид поиска, при котором ищут номер патентного документа. (для патентного фонда, расставленного по рубрикам классификации, необходимо по нумерационному указателю определить индекс классификации, а потом найти нужный документ в фонде).

Именной поиск – это вид поиска, при котором ищут фирму-патентообладателя или фамилию изобретателя. Основная задача именного поиска – поиск патентов, принадлежащих тому или иному изобретателю, фирме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: