Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности

Основные способы введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот

В гражданский оборот

Тема 6. Введение объектов интеллектуальной собственности

Право собственности на результаты интеллектуального труда назвали «исключительное право». Это означает, что только правообладатель (автор) решает ввести объект интеллектуальной собственности в гражданский оборот или нет, на каких условиях, с какими лицами заключить договор, на какой срок и т. п.

Введение объектов интеллектуальной собственности (ИС) в гражданский оборот - это налаживание серийного или массового производства с целью получения дохода правообладателем в будущем.

К основным способам введения объектов ИС в гражданский оборот относятся:

- использование в собственном производстве (служебные объекты ИС всегда вводятся именно этим способом);

- заключение лицензионных договоров и договоров уступки прав на коммерческой основе между правообладателем и предприятием.

- формирование уставного капитала юридического лица.

В любом из вышеперечисленных способов права на объект ИС включаются в состав имущества предприятия. Для этого необходимо соблюдение двух условий:

1) иметь право владеть результатами интеллектуальной деятельности (т. е. доказать, что результат интеллектуальной деятельности получен законно, подтвердив это патентами или свидетельствами, платежно-расчетными документами, договорами, актами приёмки-передачи и другими документами);

2) включить объекты ИС в состав нематериальных активов предприятия (т. е. зарегистрировать интеллектуальное имущество как объект права собственности предприятия, произвести его оценку и поставить на бухгалтерский учет в качестве объектов нематериальных активов).

Самой большой проблемой при включении объектов ИС в состав нематериальных активов предприятия является оценка их рыночной стоимости.

За понятием «оценка стоимости объектов ИС» стоит понятие «оценка стоимости прав на объекты ИС», потому что в гражданском обороте участвует на сам объект (изобретение, промышленный образец или товарный знак), а права на его использование.

Оценить объект ИС – это значит дать стоимостную характеристику ценности объекта в конкретных условиях его использования.

Факторами, определяющими коммерческую цену объекта ИС, являются:

- конъюнктура рынка интеллектуальной соб­ственности в момент продажи (передачи) объекта;

- научно-производственная стратегия приоб­ретающего объект предприятия;

- финансовое положение приобретающей и пе­редающей сторон;

- личная договоренность обеих сторон.

Экономический оборот объектов нематериальных активов включает в себя не только их постановку на баланс (включение в состав активов), но и списание (перенесение) их стоимости на себестоимость продукции, работ, ус­луг. Так как вложения в обновление технической, технологической, организационной и управленчес­кой базы предприятия являются вложениями в раз­витие предприятия, то списание стоимости объектов, возникающих в результате вложений капитального характера, осуществляется постепенно, т.е. путем начисления износа. Этот процесс постепенного пере­несения стоимости объекта называется амортизаци­ей. С процессом амортизации объектов нематериальных активов связаны проблемы жизненного цикла инноваций, проблемы финансово-экономического характера (так как осе­дающие на счетах предприятий суммы накопленной амортизации являются дополнительным источни­ком самофинансирования) и проблемы налогообло­жения.

В международном стандарте применяют три основных метода: затратный, доходный и рыночный (сравнительный).

Затратный метод предусматривает оценку стоимости объекта по уровню вложений в его создание.

Применяется, когда стоимость объекта ИС оценивается по затратам, необходимым для его воспроизводства. Это затраты на создание объекта ИС и его правовую охрану, суммарные затраты на доведение объекта ИС до стадии использования, затраты на маркетинг.

Доходный метод дает возможность оценить величину доходов, которые планируют получить от использования объекта ИС.

Применяется, когда объект ИС представляет собой новое сырьё более дешевое, технологию изготовления более простую, оборудование многофункциональное, устройство более надежное, станок со сменным оборудованием, прибор более точный, способ более надежный и т. п.

Рыночный метод предусматривает возможность сравнения оцениваемого объекта с аналогичными, уже существующими на рынке.

Применяется, когда для решения одной и той же проблемы покупателю предлагается несколько аналогичных товаров, эквивалентных по своей полезности. Например, различные виды посуды (с антипригарным покрытием, стеклянной, металлической), тканей (не требующие глажки, самоочищающиеся, более прочные, модный дизайн окраски), косметики с дополнительными эффектами (омолаживает, отбеливает, укрепляет, разглаживает), товаров для отдыха и спорта (удочка, мяч, велосипед, палатка).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: