Памятники времен монгольского ига

Битва на Калке и последовавшее за него опустошение части русских земель монголами явились величайшими бедствиями, которые привели летописцев и составителей русских исторических повестей того времени к мысли «о грозе божьей», ниспосланной на Русскую землю.

После кровавого похода хана Батыя, вторгшегося в Рязанское княжество и захватившего в декабре 1240 г. Ростово-Суздальскую и Киевскую Русь, на 240 лет установилось тягчайшее монгольское иго.

Монголы установили режим систематического террора, разоряя русские земли. Они стремились путем устрашений обеспечить себя от возможных восстаний. Наиболее яркое отражение монгольское нашествие получило в произведениях епископа Серапиона Владимирского (?–1275), чьи сочинения проникнуты идеей божественного предопределения, верой в «промысел божий».

По его словам, в опустошении русских земель монголами повинны сами русские, погрязшие в безверии и пороках, за что их и наказал бог. Притеснение слабых сильными, зависть, сребролюбие навлекли на них гнев божий.

Поучения Серапиона Владимирского отражают приспособленческую политику некоторой части русского духовенства по отношению к монголам. В первом поучении, написанном вскоре после установления монгольского ига, когда русская церковь, как и весь народ, жестоко страдала от монголов, летописец не видел предела «гневу божьему».

Во втором поучении, написанном после раздачи золотоордынскими ханами тарханных грамот русскому духовенству, он уже обнадеживал своих слушателей, утверждая, что «гнев божий престанет... мы же в радости поживем в земли нашей». В связи с этим Серапион Владимирский исключает из своих последних поучений предсказание близкого конца мира.

Татаро-монгольское иго нашло отражение и в литературе Московского и Тверского княжеств, особенно в произведениях летописного характера. В исторических повестях Рязанского княжества также отразилась борьба русского народа против нашествия монголов. Сюда относится «Повесть о разорении Рязани Батыем в 1237 году».

В этой, по форме чисто военной, повести чувствуются мотивы «Слова о полку Игореве». Она является одним из крупнейших патриотических произведений в литературе XIII в. В ней осуждается поведение князя Юрия Всеволодовича Владимирского, не пожелавшего биться против монголов совместно с Рязанью, что привело к раздроблению русских сил и к разгрому Рязани, к полному уничтожению рязанского войска.

Процессу объединения русских земель в единое централизованное государство вокруг Москвы предшествовала серьезная подготовка.

Со второй половины XIV в. наиболее крупное значение в политической литературе Древней Руси занимает летопись и историческая повесть Московского княжества.

В Москву свозятся областные летописные своды, она становится центром русского летописания.

Литература Московского княжества конца XIV в. была пронизана любовью к великому прошлому Русской земли, пробуждала патриотизм русских людей, вооружала их на борьбу с иноземными поработителями.

Битва на Куликовом поле 1380 г. пробудила самосознание русского народа и укрепила авторитет Москвы в деле объединения всех сил против монголов.

Усиление в конце XIV в. интереса к историческому прошлому Русской земли в летописании и появление исторической повести, проникнутой патриотизмом, соответствуют общему подъему национального самосознания русских людей того времени. Мужественные образы Александра Невского, Дмитрия Донского вдохновляли русских людей на борьбу с захватчиками.

Идея единства Русской земли пронизывает общерусский летописный свод 1409 г., в котором освещалась как история борьбы отдельных русских княжеств между собой, так и борьба всей Русской земли с татарами. В качестве введения к своду переписана «Повесть временных лет».

Первое произведение, посвященное куликовскому сражению, – «Побоище Великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем» – появилось вскоре после битвы.

В начале же XV в., когда перед современниками все более и более отчетливо вырисовывалось огромное значение этого события, было сложено «Писание Софония старца-рязанца» под названием «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Володимира Андреевича», известное в дальнейшем под сокращенным наименованием «Задонщина».

«Задонщина» отражает завершение той линии, которой были посвящены летописи и исторические повести Древней Руси домонгольского периода, – линии объединения всех разобщенных сил русского народа. В этом произведении автор показывает, какие блестящие результаты дало объединение русских военных сил. Поход Дмитрия показан как кровное дело всего русского народа. Мысль о Москве как центре объединения русского народа проходит красной нитью по всему сказанию. «Славный град Москва» стоит во главе всего национального движения русского народа против завоевателей.

Во введении к «Задонщине» упомянуто тяжкое поражение, понесенное русскими от монголов на Калке, проведено противопоставление плачевного результата этого боя и победоносного итога Куликовской битвы.

«Туга и печаль», которые начались на Русской земле после поражения на Калке, противопоставлены бодрым настроениям, когда Москва, объединив основные военные силы Руси, заставила «поганых повергнуть на землю орудия своя».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: