double arrow

Христианские политические идеи и идеологии. Ефросиния Полоцкая. Кирилл Туровский

Ефросиния Полоцкая Дочь полоцкого князя Георгия Всеславовича Ефросиния Полоцкая (ок. 1110–1173 гг.) избрала путь служения Богу и жизненным подвигом оправдала этот выбор. Цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских идей и принципов.

«Житие» Евфросинии Полоцкой (1104) – один из ценнейших памятников древнеславянской литературы, созданный в конце XII в. неизвестным автором. Ценная особенность произведения – попытка автора показать характер святой сподвижницы и ее деятельность во благо единого славянского государства. Повествование основывается на подлинных исторических фактах, причем события даются в хронологической последовательности. Помещенные в «Житии» монологи позволяют раскрыть внутренний мир полоцкой игуменьи.

«Житие» рассказывает, что однажды во сне ангел взял ее за руку и отвел за две версты от Полоцка в Сельцо, где находилась деревянная церковь Спаса и каменный храм-усыпальница полоцких епископов. На этом месте ангел сказал монахине: здесь надлежит быть тебе! и творить во благо отечества, – и сон повторился трижды. Так вблизи Полоцка Евфросиния основала женский монастырь. Спустя некоторое время при церкви Богородицы (новой) подвижница учреждает еще одну обитель – мужскую. Это тоже был подвиг: тогда, в начале XII в., монастырей в других восточнославянских землях существовало немного.

В полоцких монастырях, уставы которых написала сама Евфросиния, под ее руководством действовали мастерские по переписке книг – скриптории. Из скрипториев книги расходились по всей Русской земле. Их читали ученые, монахи и другие грамотные люди, по ним учились дети. Они укрепляли духовные устои братского славянства. При одном из монастырей, чтобы украсить полоцкие храмы иконами, подвижница открыла иконописную мастерскую.

В созданных преподобной Евфросинией монастырях находили защиту, утешение и помощь вдовы и сироты, немощные и обиженные властью.

Созданное по канонам своего жанра «Житие» напоминает и о драматических политических событиях, происходивших в то время на Русской земле. И просветительница, несомненно, была их деятельной участницей и почти полстолетия существенно влияла на политику Полоцка, Москвы и Киева.

Государство и право. Евфросиния принимала непосредственное участие в вечевых сходах, под ее воздействием на вече принимались нужные решения и законы. Через вече игуменья влияла не только на приглашение в Полоцк князей, но и на назначение епископов, ибо вече должно было одобрить предложенную киевским митрополитом кандидатуру.

Евфросиния чтила право и законы. Она их связывала с нормами, правилами поведения людей по божьей воле. Право должно было помогать людям жить, а князьям достаточно и хорошо править. Государство, по ее мнению, это система божьей власти.

Евфросиния Полоцкая призывала князей к укреплению этой системы власти, к порядку во всем. В качестве миротворицы выступала княжна-игуменья и в 1137 г., когда мимо Полоцка проходил с дружиной на Псков осужденный новгородцами на изгнание князь Всеволод Мстиславич. Полоцкий правитель Василька располагал достаточной силой, чтобы отомстить сыну за жестокость отца, но вместо этого великодушно проводил Всеволода через свои волости и поклялся забыть о давней вражде.

Наделенная не только ясным умом, но и сильной государственной волей и решительностью, Евфросиния имела большой вес в решении и других политических проблем и в дальнейшем.

Патриотка своей земли, Евфросиния не могла не принимать ее невзгод близко к сердцу. «Житие» говорит, что она «ни хотяше видети никого же которающася <враждующим>: ни князя со князем, ни бояри с боярином, ни служанина со служанином – но всех хотяше имети, яко едину душю».

Кирилл Туровский (ок. 1130 – не ранее 1182 гг.), мыслитель, оратор, идеолог аскетического направления в православии. Современники называли Кирилла Туровского «русским Златоустом». В зрелом возрасте Кирилл удалился в монастырь и постригся там в иночество, а затем ушел в затвор на столп, то есть в однообразную, сторожевую башню, затворился там и пробыл в этом столпе долгое время, еще более утруждая себя постом и молитвами. Здесь изложил он много писаний, имеющих важное не только духовное, но и политико-правовое значение.

Основные произведения: 26 произведений, из которых наиболее известны «Слово на Фомину неделю», «Слово и похвала святым отцам Никейского собора», «Слово о премудрости», «Притча о душе и теле» и др.

В «Повести о белоризце и мнишестве» (сюжет о беспечном царе и его мудром советнике) и в «Слове о премудрости», а также фрагментарно и в других произведениях Кирилл много внимания уделяет возможностям человеческого познания, а как следствие, и возможностям человеческого богообщения. Образно уподобив аллегоричский «град» человеческому телу, а населяющих его людей – чувствам, он провозгласил бессилие человека, впадающего через чувственность в печаль ума. С одной стороны, он выражает недоверие тому, что связано с плотским началом бытия, но одновременно он провозглашал разум орудием понимания истины.

В поисках конечных истин он отдает безоговорочное предпочтение откровению, противопоставляя разум избранных Богом основанной на ненадежных ощущениях мирской мудрости. Туровский ограничивает поле деятельности разума истолкованием книжного знания, но в аллегории и иносказания привносит много личного, касаясь самых сокровенных тем Священного Писания. По его глубокому убеждению ум дан человеку не для пленения ложной чувственностью и красотой мира, не для личного возвеличивания, – он должен служить делу спасения.

Кирилл Туровский по праву считается ярким продолжателем традиции раннего русского монашества. Спасение он видел в бегстве от мира. Но если у его предшественников практика иноческого подвига строилась на строгом исполнении монастырских правил, то воплощенное в иноческом служении деятельное начало для мыслителя из Турова было следствием свободного выбора, основанного на глубоких богословских познаниях. Осмысляя открывавшуюся мудрому человеку глубину познания, простиравшуюся вплоть до божественной сферы, он призывал взять из книг пищу духовную, «окрылиться разумными крыльями» и взлететь от грозящего погибелью грехов мира сего. На этом пути, открывавшем высоты горнего идеала, только смирение, по мысли Кирилла Туровского, было способно направить ум и сердце к добродетели, а разум к правильному пониманию мира. За овладением истиной, какой она представала в книжных писаниях, должна последовать мудрая жизнь в истине. Другими словами, признавалось, что истина представляет собой не только отвлеченно-возвышенный закон, но она должна претворяется в конкретных делах.

В произведениях древнерусского писателя в художественно-выразительной, образной форме излагается целая программа поведения. Исходным пунктом этой программы является тезис о том, что гарантированным путем спасения является уход в монастырь.

Наибольшей известностью пользовались торжественные «слова» Кирилла Туровского, предназначенные для чтения в церкви в дни церковных праздников. В этих «словах» автор дополняет и развивает лежащие в их основе евангельские сюжеты новыми подробностями, сочиняет диалоги персонажей. Произведения Кирилла Туровского пользовались такой популярностью, что включались в рукописные сборники наряду с творениями отцов церкви.

Политическая борьба нестяжателей и иосифлян.

Освобождение от татаро-монгольской зависимости и образование единого государства благотворно сказалось на экономике Руси, вызвало хозяйственный и экономический подъем. В это период православная церковь владела огромными земельными угодьями, активно развивала хозяйственную деятельность. С конца XV в. возрастает и ее вмешательство в политическую жизнь государства. Политика великих князей, недовольных все увеличивающей экономической и политической мощью церкви, была направлена на ограничение ее могущества. Эти идеи нашли воплощение в учении о «нестяжательстве».На Соборе 1503 г. нестяжатели поддержали предложение великого князя о ликвидации церковного землевладения.

Им противостояли приверженцы сохранения существующей церковной системы, первоначально они назывались «стяжатели», затем «иосифляне» - по имени их идеолога Иосифа Волоцкого. Цель у «стяжателей» и «нестяжателей» была все же одна - улучшить работу церкви, но они по-разному представляли себе идеалы монашеского служения и соотношение духовной и светской власти.

Нестяжатели – сторонники особого направления русской общественно-политической мысли, противоположной стяжателям.

Основные идеи нестяжателей:

· идеал монашеского устройства – раннехристианская община;

· отторжение от церкви всех богатств и лишение ее права владения населенными землями;

· частной собственности у монастырей быть не должно, накопление богатства нельзя оправдать даже благими целями;

Основоположник учения - Нил Сорский (1433-1508). О нем известно немного. Биографические сведения противоречивы и отрывочны. По одним источникам, он происходил из крестьян, по другим – выходец из московской служилой семьи, по третьей – принадлежал к боярскому роду. До пострига служил в Москве чтецом, занимался переписыванием книг. Совершил путешествие в Палестину, Константинополь, Афон. Между 1473 и 1489 гг. вернулся и основал скит на р. Соре.

Наиболее полно доктрина нестяжателей выражена в трудах Максим Грека.

Максим Грек (Михаил Триволис) (1470-1555) происходил из знатного греческого рода, близкого к Палеологам. Получил университетское юридическое образование в Италии. Был свидетелем движения Дж. Саванароллы. Постригся в доминиканцы, позднее - в православные монахи. В монастыре занялся философией и богословием. В 1518 г. приезжает по просьбе Василий Ш в Москву для унификации богослужебных книг. Но когда нестяжатели стали подвергаться гонениям, Максим Грек предстал перед судом в 1525 г. Обвинения: непочтительный отзыв о Василии III, противодействие его разводу с женой, шпионаж в пользу Турции и, конечно, выступления против прав на владение землей церковью. Его признали виновным и приговорили к ссылке, в которой он провел более 20 лет. И греческий патриарх, и глава русской церкви обращались к властям с просьбой об освобождении Грека и разрешении ему возвратиться на Афон. Однако их просьба не была удовлетворена. Последние годы Грек жил в Троице-Сергиевом монастыре и погребен здесь же. Канонизирован в 1988 г.

Основные произведения: «Слово о неизглаголанном божием промысле», «Послание к благоверному царю и великому князю Иоанну Васильевичу всея Руси» и др.

Соотношение светской и духовной власти. Духовная и светская власть должны быть разделены, каждая из них имеет свою сферу деятельности, которая определяет допустимые только для нее меры воздействия.

Государство. Большое внимание М.Грек уделял з аконным способам происхождения власти - наследственный и выборный, когда в выборах участвуют простые люди. Цель государства - обеспечение мирной и спокойной жизни людей и стабильного внутреннего порядка.

Сущность власти рассматривается М.Греком традиционно – как реализация Божественной воли. Считал, что критиковать правителя можно вплоть до признания его правления «мучительским», но предпринимать что-либо против него недопустимо.

Форма правления предпочтительней, по Греку, та, при которой царь управляет подвластными «в синклитских советах царских», в составе которых бояре и дворяне, т.е. речь в определенной степени идет о сословно-представительной монархии. Перечисляя обязанности царя, Максим Грек повторил такие положения, как: слушать советы мудрых советников и духовенства, защищать и устраивать жизнь подданных на основании хороших законов.

Право. Максим Грек последовательно развивает мысль об ограничении царской власти не только советом, но и законом. Различает «правду» (закон) и «неправду» (нарушение закона).

Значительное место в произведениях М.Грека отводится критике суда. Он отмечает взяточничество судей, критикует практику внесудебного произвола и беззаконных поборов, выражающуюся в подбрасывании улик невинным в целях получения откупа, средневековые формы судебного поединка, как несправедливого способа разрешения дел, отдавая при этом предпочтение свидетельским показаниям и клятве.

Отношение к ереси. Официальные церковные иерархи настаивали на преследовании еретиков, и не только силами церкви, но всеми средствами государственного принуждения, вплоть до применения к ним смертной казни. Нестяжатели считали недопустимым преследования еретиков, предлагая воздействовать на них лишь убеждением, мудрыми беседами.

Иосифляне (стяжатели)– сторонники особого направления русской общественной мысли, получившие свое название по имени своего главного вдохновителя – Иосифа Волоцкого.Термин «иосифляне» появился в научной литературе во 2-й половине 19 в.

Основные идеи иосифлян:

· сохранение существующих порядков и всех форм церковной организации и ее экономического положения;

· необходимость увеличения («стяжения») церковного имущества, что позволит церкви успешнее реализовать одну из главных своих задач – творить «благие дела»: строительство монастырей, содержание клира, помощь нуждающимся;

· признание личного «нестяжения» монахов.

Иосиф Волоцкий (Иван Иванович Санин) (1439-1515), церковный деятель, духовный писатель, святой Русской православной церкви. Происходил из семьи небогатого волоколамского землевладельца. В 20 лет принял постриг в основанном Пафнутием Боровском монастыре. После смерти Пафнутия стал настоятелем монастыря, однако в 1479 г. из-за недовольства братии введением им строгого общежительного устава, оставил игуменство, покинул монастырь и после хождения по многим русским обителям основал Иосифо-Волоцкий монастырь, где и был игуменом до конца своих дней. В 1591г. был причислен к лику святых.

Особо отметим, что Волоцкий стал довольно значительным лицом в государстве: руководил иосифлянской духовной партией, члены которой занимали ключевые посты в церкви, волоцкие монахи участвовали в крещении будущего царя Ивана IV, выступали главными обвинителями на процессах Максима Грека, М. С. Башкина[3] и Феодосия Косого. К иосифлянам был близок монах Филофей, сформулировавший и обосновавший концепцию «Москва – третий Рим».

Основные произведения: «Послания разным лицам», «Духовная грамота», «Слова антиеретического содержания» (например, Слово против ереси новгородских еретиков), которые затем были собраны в Сборник под названием «Просветитель».

Государство. Соотношение духовной и светской власти. Позиция иосифлян по отношению к царской власти не была постоянной.Первоначально иосифляне выступали сторонниками идеи господства духовной власти над светской. Правитель, по мысли И.Волоцкого – земной человек и простой исполнитель Божьей воли, поэтому ему следует воздавать лишь «царскую честь, а не божественную». Если на троне утверждался тиран, то повиноваться ему не следует. Последующее сближение Волоцкого с великим князем Иваном III привело к изменению его взглядов на природу великокняжеской власти: признавая, как и прежде, ее божественное происхождение, он уже заявляет о необходимости подчинения правителю всех институтов государства и церкви. Единственное ограничение власти государя – недопустимость выхода за пределы Божьих и государственных законов.

Право. Волоцкий проводит классификацию законов традиционно для своего времени. Но в его классификации отсутствует распространенное в западноевропейской мысли различие между божественным законом и государственным (положительным). Источником всякого законодательства, по его мнению, является Божественная воля.

Иерархия законов согласно его учению выглядит следующим образом:

· Поместные и Вселенские Соборы[4];

· «словеса Святых Отцов[5]»;

· «градские законы», которые механически сочетают в себе первые и вторые.

Отношение к ереси. И. Волоцкий проявляет абсолютную нетерпимость к еретикам, Инакомыслие он считает преступлением не только против религии и церкви, но и против государства. Еретики должны сурово наказываться.

В целом союз иосифлян с государством сохранялся до 2-й половины XVI в. Позднее идеи неотчуждаемости церковного имущества стали противоречить идеологии формирующегося самодержавия. Отголоском иосифлянской доктрины стала политика патриарха Никона.

Филофей и его теория «Москва - Третий Рим».

Филофей (даты рождения и смерти неизвестны) - монах и настоятель Псковского Спасо-Елизарова монастыря. Принадлежал к образованной части церковников иосифлянского направления (см.: Иосиф Волоцкий).

Основные произведения: Филофей изложил свою концепцию в произведениях: «Послание к великому князю Василию Ивановичу», «Послание к царю Василию Ивановичу», «Послание к в беду попавшим и желающим утешения».

Филофей утверждал, что судьбы всего человечества определяются «божественным промыслом» и что вся история есть история трех мировых царств: Рима, Византии и Москвы. Рим пал под ударами язычников из-за ереси, Константинополь - второй Рим - был завоеван турками из-за того, что православная церковь пошла на союз с католической[2]. Москва - третий Рим - является хранительницей православия до конца света: «Два Рима пали, а третий стоит и четвертому не быть».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: