И. А. Ильин - представитель неомонархизма

Ильин Иван Александрович (1883-1954 гг.) родился в Москве в дворянской семье. Закончил гимназию с золотой медалью, получив классическое образование, в частности знание латинского, греческого, церковнославянского и немецкого языков. После окончания в 1906 юридического факультета Московского университета (ученик П. И. Новгородцева), работал там же. В 1910-1912 гг. стажировался в Германии, Франции и Италии. С 1909 – приват-доцент, с 1918 – профессор Московского университета. Активный противник большевизма он неоднократно арестовывался и в 1922 был выслан из Советской России. Один из главных идеологов белого движения русской эмиграции. В 1922-1938 в Германии. Участвовал в организации Русского научного института в Берлине, занимал там должность профессора, читал лекции о русской культуре и истории в различных европейских странах. После прихода к власти национал-социалистов в 1934 последовало увольнение из института, а также запрет на занятие публицистической и преподавательской деятельностью. В 1938 Ильину удалось эмигрировать в Швейцарию. Поселившись в пригороде Цюриха, он продолжал научную деятельность до конца своих дней.

Основные произведения: «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «О сопротивлении злу силою», «О монархии и республике», «О сущности правосознания» и др.

Правосознание. В соответствии с воззрениями Ильина источником государства и права является правосознание. Правосознание – это не только знание и «переживание» положительного права», оно включает в себя и «основные функции душевной жизни»: волю (а именно духовно воспитанную волю), чувство, воображение и все «культурные и хозяйственные отправления человеческой души».

Право. Ильин подразделял право на естественное и положительное.

Основу естественного права он определял как «достойную, внутренне- самостоятельную и внешне-свободную жизнь множества индивидуальных духов, составляющих человечество». Оно включает в себя не только то «чтобы не погибнуть», но и право на образовании, на «развитие души».

Естественное право - основа всякого положительного права. Связано это с утверждением его духовной природы, которую раскрывают три «аксиомы правосознания», лежащее в основе правовой жизни любого народа: «закон духовного достоинства», «закон автономии» (гражданин как внутренне свободный волевой центр, истинный субъект права) и «закон взаимного признания» и доверия, связывающий граждан между собой и с государственной властью.

Государство. С понятиями права и правосознания связано и понятие государства. Высшая цель государства – состоит в «ограждении и организации духовной жизни людей». Государство - «духовная и правовая община», укорененная в «живом правосознании» граждан, соединяет в себе черты «корпорации», основанной на принципах осознанной солидарности и самоуправления (республиканское начало) и черты «учреждения», основанного на принципе «властной опеки» (монархическое начало). Ильин считал, что России еще предстоит найти конкретное сочетание этих принципов. И это сочетание (республиканское и монархическое начала) должно соответствовать ее национальным и историческим особенностям. Для современной ему России наиболее подходящей формой, по его мнению, могла быть монархия.

Согласно Ильину, правильные пути, ведущие к национальному возрождению России следующие: монархическое правосознание, духовный национализм, российская государственность, частная собственность, новый управляющий слой, новый русский духовный характер и духовная культура.

Форма государства. Ильин традиционно различает монархию (неограниченная и конституционная) и республику (демократическая, олигархическая и аристократическая). Признаки монархии: власть наследственная, осуществление власти пожизненное, отсутствие ответственности монарха за свои действия. Признаки республики: выборность власти, формальная ответственность ее носителей за свои действия.

Ученый выделял и анализировал правовое, тоталитарное государство, а также такие виды государственного режима как авторитаризм и демократия. В основе правового государства – признание человеческой личности: духовной, свободной, правомочной, управляющей собой в душе и в делах и основанной на лояльном правосознании. Тоталитарный режим он понимал как строй, при котором осуществляется принудительное и всеобъемлющее регулирование жизни граждан. Его сущность не столько в особой форме государственного устройства (демократическая, республиканская или авторитарная), сколько во всеохватывающем объеме управления. Этот режим поддерживается не законами, а партийными указами, распоряжениями, инструкциями. Тоталитарные режимы могут быть левыми (коммунистическими) и правыми (фашистскими).

Ильин негативно относился к традиционной западной демократии, видя в ней угрозу перехода к тоталитаризму. Предпочтение он отдавал авторитарному режиму, считая, что при авторитаризме правящая аристократическая элита, твердой рукой ведущая народ по пути свободы и права, является надежной гарантией против наступления тоталитаризма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: