Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Детской литературе. ТЕМА: Мир природы в современной русской и зарубежной




ТЕМА: Мир природы в современной русской и зарубежной

Тема: Мир природы в современной русской и зарубежной детской литературы.

ЦЕЛИ: 1) Познакомить студентов с творчеством современных зарубежных и рус­ских писателей, учить делать анализ произведений, с точки зрения нравственных и воспитательных задач, передавать красоту природы, с помощью выразительных средств языка;

2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе;

3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про­
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты и книги Пришвина, Бианки, Паустовского, Сладкова и др. Иллюстративный материал.

1.д/з

I .Пересказ, анализ циклов Житкова
2.Энциклопедия «Что я видел»

IIОсновная часть

Значительное место в литературе для детей занимает тема природы, «братьев наших меньших», которая получила развитие в творчестве М.Пришвина, В.Бианки, И.Соколова-Микитова, Е.Чарушина, Э.Шима, Г.Снегирева, О.Перовской, Н.Сладкова, К.Паустовского, Г.Скребицкого и др. их рассказы, неся огромное по­знавательное, эстетическое, нравственное начало для ребенка, способствуют фор­мированию счастливого человека, который умеет радоваться каждому прожитому дню, восходу солнца, радуге после дождя, первому снегу, муравьишке, несущему травинку, птичке, прилетевшей на подоконник...

Природоведческая литература в 20 веке развивалась под сильным влиянием Л.Толстого с его охотничьими рассказами и рассказами о животных, С.Аксакова с его повестью «Детские годы Багрова-внука» и «Записками ружейного охотника Оренбургской губернии», Д.Мамина-Сибиряка, автора знаменитых рассказов и ска­зок. Явно не прошли мимо книги И.С.Тургенева и А.П.Чехова. А из писателей зару­бежных едва ли не решающее значение на многих из них оказал Э.Сетон-Томпсон.

М.Пришвин, В.Бианки и другие писатели 20 века в знании главного своего предмета - природы, в точности описания четвероногих и пернатых друзей едва ли уступают своим учителям, а поэтичность их рассказов и сказок доставляет радость читателям не только детского возраста.

Влияние предшественников на природоведческую литературу касается не только подходов к теме, языка, стиля, но и разнообразия жанров. Здесь присутствует и литературная сказка (В.Бианки «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?», Г.Скребицкий «Четыре художника»), и лирические зарисовки разных состояний природы (М.Пришвин «Времена года», «Золотой луг», «Этажи леса»; И.Соколов-Микитов «Русский лес», «Весна в лесу»), и басни (С.Михалков «Аист и лягушки», «Осел и бобр»), и рассказы о животных и птицах, их повадках, подсмотренных внимательным и любящим взглядом (И.Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Логово рыси»; К.Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга»; Е.Чарушин «Медведь-рыбак», «Том-кины сны», «Лисята», «Волчишко»; М.Пришвин «Еже» и др.), об обитателях мор­ского дна (Н.Надеждина «Моревизор» уходит в плавание»).




Читая эти рассказы, ребята входят в мир единения человека и природы, в мир их взаимопроникновения, постигают тайну всего живого, ощущая тесную связь с окружающим миром добра, красоты и гармонии, подлинной духовности. Через любовь к природе воспитывается любовь к Родине.

«Образ Родины — рассуждал В.Бианки, - складывается не только из раз­мышлений уже взрослого человека, но и из ощущений и воспоминаний далекого дет­ства, часто совсем мимолетных и будто бы незначительных. Например, для рус­ского человека образ Родины немыслим без березовой рощи, без парного запаха ве­сенних проталин... А сколько таких невидимых черточек связывает человек с род­ной землей!»

Ш.Д/з

1.Научное знание и художественная форма в произведениях В.Бианки, Н.Сладкова, К.Паустовского, М.Пришвина и др. (пересказ и анализ, об авторе)

2.Жанровое разнообразие произведений: Виль Джемс, Арчи Бинз, Фарли Моуэт (пересказ и анализ)

Детская художественно-познавательная литература в 60-80-х годах поднима­ется на новую высоту, что связано с гуманизацией общественного сознания, мед­ленно, но упорно преодолевается отношение к человеку как к винту в огромной го­сударственной машине. Изменяются научные представления о природе, технике, космосе. Идеи ученых подхватываются с популяризаторами науки.



Авторы книг для малышей, выходивших в этот период, стремились дать чи­тателям представление о единстве мира, внушить им мысль об ответственности че­ловека за сохранение общего дома - прекрасной планеты Земля. К таким авторам относятся Н. Сладков, С. Сахарнов, Г. Снегирев, Ю. Дмитриев. Ю. Дмитриеву была присуждена «Международная Европейская премия» за пятитомный труд «Соседи по планете», а его книга «Человек и животные» приобрела большую популярность у детей.

Чувство вины перед живыми существами - «соседями по планете» - прони­зывает произведения писателей, которые хотят сформировать у детей сердечное от­ношение к природе. Примерами могут служить повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», рассказы Э. Шима, С. Романовского «Град», «Белый конь», «Си­няя птица», «Озеро Емельяна Пугачева».

Взаимопониманию человека и животных, возможности дружбы между ними посвящены книги Н. Дуровой, как и ее инсценировки для театра зверей, которым она руководит.

Н. Сладков (1920-1996) автор произведений: «С севера на юг» (1987), «Под шапкой невидимкой» (1968), «Земля солнечного огня» (1971), «Силуэты на обла­ках» (1972), «Земля над облаками» (1972), «Дети радуги» (1981). Для выражения не­повторимой красоты природы он использовал самые разные художественные фор­мы. Сказка, притча, лаконичный рассказ, иногда похожий на зарисовку с натуры, воспоминания, публицистика - все это окрашено неповторимой писательской мане­рой, где метафоричность слита со строго реалистическим письмом.

М.М. Пришвин (1873-1954) был одним из певцов природы, завещавших де­тям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Его произведения: «Ребята и утята», «Беличья память», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Дедушкин валенок».

У Чарушина звери не говорят, но он умеет показать их настроение. Внутрен­нее их состояние передается через поведение, причем поведение естественное, свой­ственное этому зверю. Искусство словесной живописи подчинено у Чарушина вос­приятию малыша. Дети младшего возраста лучше всего воспринимают простую по конструкции фразу, главная роль в которой отведена глаголу.

Рассказы Чарушина о диких животных, увиденных глазами то охотника, то ученого-натуралиста, то неизменно талантливого писателя и доброго человека, пе­редают детям любовь и восхищение, какими полон он сам («Медведь-рыбак», «Пу­тешественники»). Дети в рассказах Чарушина - тоже исследователи природы, а час­то и ее ученики («Что за зверь?», «Хитрая мама», «Удивительный почтальон»).

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником-писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

К.Г. Паустовский (1892-1968) - писатель, в чьем творчестве высокая поэтич­ность неразрывно сливается с просветительской тенденцией. Он был убежден, что в «любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». Паустовский -общепризнанный мастер слова, считавший писательство призванием, которому сле­дует посвятить себя целиком («Северная повесть», «Колхида», 1934; «Черное море», 1936; «Кара-Бугаз», 1932; «Мещерская кладовая», 1930).

Многие из рассказов «Мещерская сторона», составивших это мозаичное по­вествование, перешли в детское чтение. Да и вышла повесть впервые в Детгиз.

Зерна романтики с большой щедростью рассыпаны и в маленьких рассказах Паустовского о детях («Барсучий нос», 1935; «Ленька с Малого озера», 1937; «Зая­чьи лапы», 1937; «Кот-ворюга», 1936).

Характерная черта сказок Паустовского - искусное смешение реального и чудесного. Сказочные персонажи - «артельные мужички», лягушка-квакша или «за­ботливый цветок» - помогают людям, как и в народных сказках, в ответ на доброе отношение к ним. Так проявляется традиционно-дидактическое направление его произведений, предназначенных детям («Дремучий медведь», 1948; «Растрепанный воробей», 1948; «Теплый хлеб», 1945). Гармония человеческих чувств и прекрасного в природе - вот идеал К. Паустовского.





Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 2965; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8576 - | 7398 - или читать все...

Читайте также:

  1. II. Теории и проблемы исследования детской игры в зарубежных концепциях
  2. II. Фольклорные традиции в детской литературе
  3. III. Социальная структура современной постсоветской России
  4. XVIII век вошел в историю культуры как век просвещения. Это период расцвета русской науки и искусства
  5. XX века. ТЕМА: Мир детства в произведениях русских и зарубежных писателей
  6. А.П.Чехов. Развитие основных мотивов русской литературы в творчестве писателя. Рассказы «Дом с мезонином», «Черный монах», «Дама с собачкой»
  7. Авангард в русской живописи середины 1910-х гг
  8. Автомобили русской армии
  9. АГРИКУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» указывал, что возрождение науки после темной ночи Средневековья обязано производству
  10. Административно-территориальное устройство СССР и современной России
  11. Актуальность выбора педагогических технологий в современной России
  12. Анализ детской книги


 

54.242.193.41 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.