Б.С.Житкова для детей.
Тема: Многообразие тем и жанров произведений
ЦЕЛИ: 1) Познакомить с творчеством Б.С. Житкова, с различным многообразием жанров у данного писателя;
2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе, умений выделять главное и второстепенное значе
ние произведений;
3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.
ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет и книги писателя, иллюстративный материал.
(1882-1938)
1.д/з
1.Чтение наизусть (об авторе)
2. Об ложка и отзыв на стихотворение
П. Основная часть
1.0 Житкове
2.Большой педагогический талант Б.Житкова глубоко раскрылся в его литературной деятельности. Первые рассказы писателя для детей появились в 1924 году. Всего он написал более 100 произведений для маленьких читателей. В числе их -научно-познавательные рассказы и повести, детская энциклопедия, а такжет о смелых, отважных людях, о их мужественной борьбе с морской стихией. Он умел «описывать хорошо сбитым, народным в своей основе словом саму фактуру реальности...» - отмечала М.О.Чудакова. Творчество Житкова имеет большое значение для утверждения и развития в нашей детской литературе различных жанров научно-художественной книги. Он хорошо знал русский язык - тонко чувствовал его богатые возможности. Своими произведениями он воспитывал чувство языка у детей-читателей.
|
|
Произведения Житкова отличает необычайная широта тематики - сборник рассказов «Морские истории», рассказы о животных, о смелых людях. Он сделал первую в мире энциклопедию для самых маленьких - «Что я видел», написал много статей и заметок о ДЛ, которые были значительным вкладом в ее теорию и критику.
Герои многих рассказов, воплощающие нравственный идеал писателя, -обыкновенные люди и одновременно герои. Они думают и заботятся не о себе, а о других, с кем связаны дружбой или кому надо помочь. Отрицательные персонажи многих рассказов Житкова откровенны жадны и подлы. Сатира и гротеск (тип художественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, создает аномальный мир, неестественный, странный) дают возможность автору выразить всю силу своей ненависти и презрения к этим людям. Пейзаж, обстановка, детали -все служит стремлению автора показать победу человека над скаредностью, трусостью, подлостью. В одних рассказах пейзаж подчеркивает драматизм обстановки, в других он дан по принципу контраста с тем что должно произойти.
Житков очень любил животных и с особым удовольствием рассказывал о них детям. Тонкий наблюдатель, он умел отдельными штрихами показать особенности характера и повадок самых различных животных: беспризорной кошки, прирученного волка, обезьян, леопарда, мангуста, слона. Из рассказов ребенок узнает очень многое о внешнем виде животного, его свойствах, повадках. Также в центре внимания писателя остаются эстетические проблемы. От человека зависит, будет ли животное его другом или врагом.
|
|
Во многих рассказах Житков создает образы детей - сверстников читателей. Основное внимание писатель сосредотачивает на раскрытии внутренних конфликтов, на борьбе героев за свои человеческие права.
Б.С.Житков по праву считается одним из зачинателей советской научно-познавательной и научно-художественной литературы для детей. Разносторонние знания писателя, опыт «бывалого» человека помогли ему создать произведения о науке и технике.
«Что я видел» - герой - настоящий, живой, непосредственный мальчик, со своим характером, поступками, капризами. Рассказ ведется от имен 4-летнего Алеши, вводя в его словарный запас в ходе его путешествия незнакомые ему понятия, слова и выражения. Эта книга имеет свой подтекст - только взрослые почувствуют все своеобразие детской речи, поймут причины противопоставления образов матери и бабушки - этих наиболее ярких типичных человеческих характеров, представляющих собой разные методы семейного воспитания. Взрослым предназначены и советы, как читать эту книгу детям, чтобы не перенасытить их новыми сведениями, а постепенно и осторожно расширить их знания о мире и людях.
Ш.Д/з
1.Пересказ, анализ циклов о животных, технике, «Морские истории», «О смелых людях».
2.0собенности построения и значение книги-энциклопедии для маленьких «Что я видел».
Б.С. Житков опубликовал свои первые рассказы для детей в 1924 году. К этому времени у него за плечами был большой жизненный путь, полный упорного и увлекательного труда по освоению многих наук и профессий.
Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают романтическую увлеченность делом.
Незадолго до смерти - в 1937-м - он пишет статью по названием «Храбрость». В ней писатель опирается на примеры из собственной жизни, и достоверность рассказанного придает особую убедительность выводу: именно трусость - источник всяческой подлости. А храбрый человек - не тот, кто совершает смелый поступок из тщеславия или боясь прослыть трусом, а тот, что знает, ради чего он идет на подвиг, преодолевая естественный страх.
Уже в первом рассказе «Шквал» (1924, другое название «На воде») писатель рисует мужественного человека, спасшего экипаж парусника. Рассказ этот открывает книгу Житкова «Морские истории» (1925). В каждом его произведении - пример человеческой смелости, преодоления страха, бескорыстной помощи, благодарного поступка («Погибель», «Механик Салерно»).
Рассказы первых сборников - «Злое море» (1924) и «Морские истории"-вводят читателя в мир, с которым автор хорошо знаком. Помимо жизненной достоверности они захватывают острым драматизмом, увлекательными сюжетами.
Много внимания уделял Житков научно-познавательной литературе для детей. Он написал немало книг и очерков по истории науки и технике. В журнале «Воробей» писатель вел отделы «Как люди работают», «Бродячий фотограф», «Мастеровой». Эти публикации вошли в состав первых его познавательных книг: «Сквозь дым и пламя» (1926), «Кино в коробке» (1927), «Телеграмма» (1927). Из них дети узнали о том, как трудятся люди разных профессий, как самому смастерить ту или иную вещь. Житков рассказывал, что такое телеграф, радио, электричество.
|
|
Большинство своих познавательных книг писатель создавал для детей младшего возраста. Его все больше захватывала идея написать произведение энциклопедического характера для совсем маленьких читателей - от 3 до 6 лет. В результате в 1939 году, посмертно, появилась знаменитая книга «Что я видел? Рассказы о вещах» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Тонкий знаток детской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведений лучше всего вести рассказ от лица сверстника читателя. 4-летний Алеша, названный «Почемучкой», не просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впечатления о вещах и событиях. Благодаря этому огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник.
Житков создал для детей младшего возраста еще несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» (1939) и «Рассказы о животных» (1935). В первом сборнике писатель преследует ту же цель, что и в произведениях о морских приключениях: он испытывает нравственность и мужество своих героев перед лицом опасности (Метель, Как я ловил человечков)
Изображенное писателем животное во втором сборнике всегда хорошо запоминается, так как наделено индивидуальными чертами, отражающими его видовые признаки (Про волка, Про слона, Мангуста и др.).
Исследователи творчества Житкова отмечают близость его рассказов о животных к произведениям о них Льва Толстого: здесь то же уважение к живому существу, реализм и доброта.