Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ТЕМА: Многообразие тем и жанров произведений Б.Житкова




Б.С.Житкова для детей.

Тема: Многообразие тем и жанров произведений

ЦЕЛИ: 1) Познакомить с творчеством Б.С. Житкова, с различным многообразием жанров у данного писателя;

2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе, умений выделять главное и второстепенное значе­
ние произведений;

3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про­
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет и книги писателя, иллюстративный материал.

(1882-1938)

1.д/з

1 .Чтение наизусть (об авторе)

2. Об ложка и отзыв на стихотворение

П. Основная часть

1.0 Житкове

2.Большой педагогический талант Б.Житкова глубоко раскрылся в его лите­ратурной деятельности. Первые рассказы писателя для детей появились в 1924 году. Всего он написал более 100 произведений для маленьких читателей. В числе их -научно-познавательные рассказы и повести, детская энциклопедия, а такжет о сме­лых, отважных людях, о их мужественной борьбе с морской стихией. Он умел «опи­сывать хорошо сбитым, народным в своей основе словом саму фактуру реально­сти...» - отмечала М.О.Чудакова. Творчество Житкова имеет большое значение для утверждения и развития в нашей детской литературе различных жанров научно-художественной книги. Он хорошо знал русский язык - тонко чувствовал его бога­тые возможности. Своими произведениями он воспитывал чувство языка у детей-читателей.

Произведения Житкова отличает необычайная широта тематики - сборник рассказов «Морские истории», рассказы о животных, о смелых людях. Он сделал первую в мире энциклопедию для самых маленьких - «Что я видел», написал много статей и заметок о ДЛ, которые были значительным вкладом в ее теорию и критику.

Герои многих рассказов, воплощающие нравственный идеал писателя, -обыкновенные люди и одновременно герои. Они думают и заботятся не о себе, а о других, с кем связаны дружбой или кому надо помочь. Отрицательные персонажи многих рассказов Житкова откровенны жадны и подлы. Сатира и гротеск (тип ху­дожественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, создает аномальный мир, неестественный, странный) дают возможность автору выразить всю силу своей ненависти и презрения к этим людям. Пейзаж, обстановка, детали -все служит стремлению автора показать победу человека над скаредностью, трусостью, подлостью. В одних рассказах пейзаж подчеркивает драматизм обстановки, в других он дан по принципу контраста с тем что должно произойти.

Житков очень любил животных и с особым удовольствием рассказывал о них детям. Тонкий наблюдатель, он умел отдельными штрихами показать особенно­сти характера и повадок самых различных животных: беспризорной кошки, приру­ченного волка, обезьян, леопарда, мангуста, слона. Из рассказов ребенок узнает очень многое о внешнем виде животного, его свойствах, повадках. Также в центре внимания писателя остаются эстетические проблемы. От человека зависит, будет ли животное его другом или врагом.




Во многих рассказах Житков создает образы детей - сверстников читателей. Основное внимание писатель сосредотачивает на раскрытии внутренних конфлик­тов, на борьбе героев за свои человеческие права.

Б.С.Житков по праву считается одним из зачинателей советской научно-познавательной и научно-художественной литературы для детей. Разносторонние знания писателя, опыт «бывалого» человека помогли ему создать произведения о науке и технике.

«Что я видел» - герой - настоящий, живой, непосредственный мальчик, со своим характером, поступками, капризами. Рассказ ведется от имен 4-летнего Але­ши, вводя в его словарный запас в ходе его путешествия незнакомые ему понятия, слова и выражения. Эта книга имеет свой подтекст - только взрослые почувствуют все своеобразие детской речи, поймут причины противопоставления образов матери и бабушки - этих наиболее ярких типичных человеческих характеров, представ­ляющих собой разные методы семейного воспитания. Взрослым предназначены и советы, как читать эту книгу детям, чтобы не перенасытить их новыми сведениями, а постепенно и осторожно расширить их знания о мире и людях.

Ш.Д/з

1.Пересказ, анализ циклов о животных, технике, «Морские истории», «О смелых людях».



2.0собенности построения и значение книги-энциклопедии для маленьких «Что я видел».

Б.С. Житков опубликовал свои первые рассказы для детей в 1924 году. К этому времени у него за плечами был большой жизненный путь, полный упорного и увлекательного труда по освоению многих наук и профессий.

Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая ма­леньким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опы­том, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают ро­мантическую увлеченность делом.

Незадолго до смерти - в 1937-м - он пишет статью по названием «Храб­рость». В ней писатель опирается на примеры из собственной жизни, и достовер­ность рассказанного придает особую убедительность выводу: именно трусость - ис­точник всяческой подлости. А храбрый человек - не тот, кто совершает смелый по­ступок из тщеславия или боясь прослыть трусом, а тот, что знает, ради чего он идет на подвиг, преодолевая естественный страх.

Уже в первом рассказе «Шквал» (1924, другое название «На воде») писатель рисует мужественного человека, спасшего экипаж парусника. Рассказ этот открыва­ет книгу Житкова «Морские истории» (1925). В каждом его произведении - пример человеческой смелости, преодоления страха, бескорыстной помощи, благодарного поступка («Погибель», «Механик Салерно»).

Рассказы первых сборников - «Злое море» (1924) и «Морские истории"-вводят читателя в мир, с которым автор хорошо знаком. Помимо жизненной досто­верности они захватывают острым драматизмом, увлекательными сюжетами.

Много внимания уделял Житков научно-познавательной литературе для де­тей. Он написал немало книг и очерков по истории науки и технике. В журнале «Воробей» писатель вел отделы «Как люди работают», «Бродячий фотограф», «Мастеровой». Эти публикации вошли в состав первых его познавательных книг: «Сквозь дым и пламя» (1926), «Кино в коробке» (1927), «Телеграмма» (1927). Из них дети узнали о том, как трудятся люди разных профессий, как самому смастерить ту или иную вещь. Житков рассказывал, что такое телеграф, радио, электричество.

Большинство своих познавательных книг писатель создавал для детей млад­шего возраста. Его все больше захватывала идея написать произведение энциклопедического характера для совсем маленьких читателей - от 3 до 6 лет. В результате в 1939 году, посмертно, появилась знаменитая книга «Что я видел? Рассказы о вещах» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Тонкий знаток дет­ской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведе­ний лучше всего вести рассказ от лица сверстника читателя. 4-летний Алеша, на­званный «Почемучкой», не просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впе­чатления о вещах и событиях. Благодаря этому огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник.

Житков создал для детей младшего возраста еще несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» (1939) и «Рассказы о животных» (1935). В первом сборнике писатель преследует ту же цель, что и в произведениях о морских при­ключениях: он испытывает нравственность и мужество своих героев перед лицом опасности (Метель, Как я ловил человечков)

Изображенное писателем животное во втором сборнике всегда хорошо запо­минается, так как наделено индивидуальными чертами, отражающими его видовые признаки (Про волка, Про слона, Мангуста и др.).

Исследователи творчества Житкова отмечают близость его рассказов о жи­вотных к произведениям о них Льва Толстого: здесь то же уважение к живому су­ществу, реализм и доброта.





Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 4410; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8846 - | 7178 - или читать все...

Читайте также:

 

3.95.131.208 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.