double arrow

ТЕМА: Многообразие тем и жанров произведений Б.Житкова

Б.С.Житкова для детей.

Тема: Многообразие тем и жанров произведений

ЦЕЛИ: 1) Познакомить с творчеством Б.С. Житкова, с различным многообразием жанров у данного писателя;

2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе, умений выделять главное и второстепенное значе­
ние произведений;

3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про­
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет и книги писателя, иллюстративный материал.

(1882-1938)

1.д/з

1.Чтение наизусть (об авторе)

2. Об ложка и отзыв на стихотворение

П. Основная часть

1.0 Житкове

2.Большой педагогический талант Б.Житкова глубоко раскрылся в его лите­ратурной деятельности. Первые рассказы писателя для детей появились в 1924 году. Всего он написал более 100 произведений для маленьких читателей. В числе их -научно-познавательные рассказы и повести, детская энциклопедия, а такжет о сме­лых, отважных людях, о их мужественной борьбе с морской стихией. Он умел «опи­сывать хорошо сбитым, народным в своей основе словом саму фактуру реально­сти...» - отмечала М.О.Чудакова. Творчество Житкова имеет большое значение для утверждения и развития в нашей детской литературе различных жанров научно-художественной книги. Он хорошо знал русский язык - тонко чувствовал его бога­тые возможности. Своими произведениями он воспитывал чувство языка у детей-читателей.

Произведения Житкова отличает необычайная широта тематики - сборник рассказов «Морские истории», рассказы о животных, о смелых людях. Он сделал первую в мире энциклопедию для самых маленьких - «Что я видел», написал много статей и заметок о ДЛ, которые были значительным вкладом в ее теорию и критику.

Герои многих рассказов, воплощающие нравственный идеал писателя, -обыкновенные люди и одновременно герои. Они думают и заботятся не о себе, а о других, с кем связаны дружбой или кому надо помочь. Отрицательные персонажи многих рассказов Житкова откровенны жадны и подлы. Сатира и гротеск (тип ху­дожественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, создает аномальный мир, неестественный, странный) дают возможность автору выразить всю силу своей ненависти и презрения к этим людям. Пейзаж, обстановка, детали -все служит стремлению автора показать победу человека над скаредностью, трусостью, подлостью. В одних рассказах пейзаж подчеркивает драматизм обстановки, в других он дан по принципу контраста с тем что должно произойти.

Житков очень любил животных и с особым удовольствием рассказывал о них детям. Тонкий наблюдатель, он умел отдельными штрихами показать особенно­сти характера и повадок самых различных животных: беспризорной кошки, приру­ченного волка, обезьян, леопарда, мангуста, слона. Из рассказов ребенок узнает очень многое о внешнем виде животного, его свойствах, повадках. Также в центре внимания писателя остаются эстетические проблемы. От человека зависит, будет ли животное его другом или врагом.

Во многих рассказах Житков создает образы детей - сверстников читателей. Основное внимание писатель сосредотачивает на раскрытии внутренних конфлик­тов, на борьбе героев за свои человеческие права.

Б.С.Житков по праву считается одним из зачинателей советской научно-познавательной и научно-художественной литературы для детей. Разносторонние знания писателя, опыт «бывалого» человека помогли ему создать произведения о науке и технике.

«Что я видел» - герой - настоящий, живой, непосредственный мальчик, со своим характером, поступками, капризами. Рассказ ведется от имен 4-летнего Але­ши, вводя в его словарный запас в ходе его путешествия незнакомые ему понятия, слова и выражения. Эта книга имеет свой подтекст - только взрослые почувствуют все своеобразие детской речи, поймут причины противопоставления образов матери и бабушки - этих наиболее ярких типичных человеческих характеров, представ­ляющих собой разные методы семейного воспитания. Взрослым предназначены и советы, как читать эту книгу детям, чтобы не перенасытить их новыми сведениями, а постепенно и осторожно расширить их знания о мире и людях.

Ш.Д/з

1.Пересказ, анализ циклов о животных, технике, «Морские истории», «О смелых людях».

2.0собенности построения и значение книги-энциклопедии для маленьких «Что я видел».

Б.С. Житков опубликовал свои первые рассказы для детей в 1924 году. К этому времени у него за плечами был большой жизненный путь, полный упорного и увлекательного труда по освоению многих наук и профессий.

Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая ма­леньким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опы­том, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте, передают ро­мантическую увлеченность делом.

Незадолго до смерти - в 1937-м - он пишет статью по названием «Храб­рость». В ней писатель опирается на примеры из собственной жизни, и достовер­ность рассказанного придает особую убедительность выводу: именно трусость - ис­точник всяческой подлости. А храбрый человек - не тот, кто совершает смелый по­ступок из тщеславия или боясь прослыть трусом, а тот, что знает, ради чего он идет на подвиг, преодолевая естественный страх.

Уже в первом рассказе «Шквал» (1924, другое название «На воде») писатель рисует мужественного человека, спасшего экипаж парусника. Рассказ этот открыва­ет книгу Житкова «Морские истории» (1925). В каждом его произведении - пример человеческой смелости, преодоления страха, бескорыстной помощи, благодарного поступка («Погибель», «Механик Салерно»).

Рассказы первых сборников - «Злое море» (1924) и «Морские истории"-вводят читателя в мир, с которым автор хорошо знаком. Помимо жизненной досто­верности они захватывают острым драматизмом, увлекательными сюжетами.

Много внимания уделял Житков научно-познавательной литературе для де­тей. Он написал немало книг и очерков по истории науки и технике. В журнале «Воробей» писатель вел отделы «Как люди работают», «Бродячий фотограф», «Мастеровой». Эти публикации вошли в состав первых его познавательных книг: «Сквозь дым и пламя» (1926), «Кино в коробке» (1927), «Телеграмма» (1927). Из них дети узнали о том, как трудятся люди разных профессий, как самому смастерить ту или иную вещь. Житков рассказывал, что такое телеграф, радио, электричество.

Большинство своих познавательных книг писатель создавал для детей млад­шего возраста. Его все больше захватывала идея написать произведение энциклопедического характера для совсем маленьких читателей - от 3 до 6 лет. В результате в 1939 году, посмертно, появилась знаменитая книга «Что я видел? Рассказы о вещах» («Почемучка»), на которой выросло не одно поколение детей. Тонкий знаток дет­ской психологии, Житков решил, что для усвоения и запоминания различных сведе­ний лучше всего вести рассказ от лица сверстника читателя. 4-летний Алеша, на­званный «Почемучкой», не просто повествует о чем-то, а еще и сообщает свои впе­чатления о вещах и событиях. Благодаря этому огромный познавательный материал не подавляет малыша, а возбуждает его любопытство: ведь рассказывает сверстник.

Житков создал для детей младшего возраста еще несколько десятков новелл, собранных в книги «Что бывало» (1939) и «Рассказы о животных» (1935). В первом сборнике писатель преследует ту же цель, что и в произведениях о морских при­ключениях: он испытывает нравственность и мужество своих героев перед лицом опасности (Метель, Как я ловил человечков)

Изображенное писателем животное во втором сборнике всегда хорошо запо­минается, так как наделено индивидуальными чертами, отражающими его видовые признаки (Про волка, Про слона, Мангуста и др.).

Исследователи творчества Житкова отмечают близость его рассказов о жи­вотных к произведениям о них Льва Толстого: здесь то же уважение к живому су­ществу, реализм и доброта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: