XX века. ТЕМА: Мир детства в произведениях русских и зарубежных писателей

ТЕМА: Мир детства в произведениях русских и зарубежных писателей

Тема: Мир детства в произведениях русских и зарубежных писателей XX века.

ЦЕЛИ: 1) Познакомить студентов с творчеством зарубежных и русских писателей XX века, учить делать анализ произведений, с точки зрения нравственных и воспи­тательных задач;

2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе;

3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про­
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.

ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты и книги М. Зощенко, В. Распутина, Б. Шергина, А. Платонова и др.

1. д/з

1.Чтение наизусть Маршака

2.Выразительное чтение пьес-сказок (анализ сдать)

3.Анализ сборников (по рядам)

П.Основная часть

1.А.Гайдар положил начало лирико-психологической прозе для детей, кото­рая получила развитие в 60-80-е годы в творчестве С.Баруздина, А.Алексина, Н.Дубова, Ю.Коринца, В.Железникова и др.

Отличительными чертами произведений этих писателей является их внима­ние к внутреннему миру ребенка, изображение процесса становления детского ха­рактера, пробуждения личности ребенка, изображение радостей и горестей сего­дняшних мальчишек и девчонок, их проблем, забот, решение вопроса самоопреде­ления подростка в современном мире, выбора им гражданской позиции.

В своих юных героях авторы неустанное открывают и выдвигают на первый план черты, которые «вырабатываются в растущем человеке духовно-нравственной атмосферой современной действительности», на что указывал И.Мотяшов в очерках о современной прозе для детей.

Радий Погодин - «Кирпичные острова», «Ожидание», «Осенние перелеты, «Трень-брень» (главная эстетическая забота детского писателя является психиче­ское и нравственное здоровье подрастающего поколения).

А.Алексин - «Про нашу семью», «Третий в пятом ряду», «Сигнальщики и горнисты» (умеет тонко показать процесс взросления ребенка, передать неуловимые душевные движения, возникающие на переломе детства и отрочества, отрочества и юности).

С.Баруздин - «Только не завтра», «Первое апреля - один день весны», «Но­вые дворики» (выполняет назначение ДЛ - возбуждать, воспитывать высокие и чис­тые чувства, показывает, что жизнь не проста - в ней есть горе и счастье, радости и испытания, победы и поражения, но все равно она прекрасна). Ю.Сотник - «Дрессировщики», «Феодал Димка», «Архимед» (бережное от­ношение к растущему человеку).

Для современной психологической прозы характерны драматизм и лиризм, динамичность и юмор, задушевность и мягкость интонаций и любовь к ребенку, за­бота о его нравственном здоровье.

2.Школьная тема. «Школа есть одна из тех органических частей государ­ства, которая не может быть рассматриваема и оценяема отдельно, ибо досто­инство ее состоит только в большем или меньшем соответствии остальным час­тям государства» - писал Л.Н. Толстой.

Произведения о школе, созданные в 20-30-е годы, дают представление сего­дняшним читателям о школьной республике, построенной на самоуправлении, о трудовой школе, о влиянии коллектива, пионерской организации (Н.Гарин-Михайловский «Гимназисты»; Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»; Л.Толстой «Филиппок»; Л.Пантелеев и Г.Белых «Республика ШКИД»; Н.Огнева «Дневник Кости Рябцева»).

Современная школьная повесть гораздо острее ставит проблемы взаимоот­ношений учеников и учителей, школы и семьи, показывает поиски новых методов обучения и воспитания, рассматривает сложности и противоречия, возникающие в школьной жизни и обществе. В лучших произведениях последних лет дан более глубокий анализ проблем, без прежней иллюстративности и наивной дидактично-сти, что имело место в литературе пошлых лет (В.Тендрякова «Ночь после выпус­ка», В.Железников «Чучело», В.Якименко «Сочинение», Л.Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна».

Основные проблемы, которые носят нравственно-педагогический характер:

1.Личность учащегося и школьная жизнь (взаимоотношения уч-ся со сверст­никами, уч-ми).

2.Проблема взаимопонимания и доверия.

3.Личность учителя. Сложность и важность его труда. Поиски положитель­ного образа, идей.

4.Семья и школа. Взаимодействия родителей, учеников, учителей.

5.Нравственные проблемы: добра и зла, личного и общего, товарищества, человеческого достоинства, первой любви и др.

б.Проблема выбора жизненного пути.

Современные произведения о школе помогают подросткам в их поисках от­ветов на самые разные вопросы, помогают взрослеющему поколению не потерять нравственных ориентиров.

Ш.Д/з

1.Пересказ с вступительным словом об авторе и анализ: Зощенко, Шергин, Распутин (из лекции, проблемы чести и долга, дружбы, верности)

2.Представление книжной выставки

3.0 Гайдаре


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: