ТЕМА: Мир детства в произведениях русских и зарубежных писателей
Тема: Мир детства в произведениях русских и зарубежных писателей XX века.
ЦЕЛИ: 1) Познакомить студентов с творчеством зарубежных и русских писателей XX века, учить делать анализ произведений, с точки зрения нравственных и воспитательных задач;
2) Формирование у студентов умений самостоятельной организации учебно-
воспитательной работы в классе;
3) Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в про
цессе изучения темы, творческое использование опыта работы лучших учителей
школ города.
ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты и книги М. Зощенко, В. Распутина, Б. Шергина, А. Платонова и др.
1. д/з
1.Чтение наизусть Маршака
2.Выразительное чтение пьес-сказок (анализ сдать)
3.Анализ сборников (по рядам)
П.Основная часть
1.А.Гайдар положил начало лирико-психологической прозе для детей, которая получила развитие в 60-80-е годы в творчестве С.Баруздина, А.Алексина, Н.Дубова, Ю.Коринца, В.Железникова и др.
Отличительными чертами произведений этих писателей является их внимание к внутреннему миру ребенка, изображение процесса становления детского характера, пробуждения личности ребенка, изображение радостей и горестей сегодняшних мальчишек и девчонок, их проблем, забот, решение вопроса самоопределения подростка в современном мире, выбора им гражданской позиции.
В своих юных героях авторы неустанное открывают и выдвигают на первый план черты, которые «вырабатываются в растущем человеке духовно-нравственной атмосферой современной действительности», на что указывал И.Мотяшов в очерках о современной прозе для детей.
Радий Погодин - «Кирпичные острова», «Ожидание», «Осенние перелеты, «Трень-брень» (главная эстетическая забота детского писателя является психическое и нравственное здоровье подрастающего поколения).
А.Алексин - «Про нашу семью», «Третий в пятом ряду», «Сигнальщики и горнисты» (умеет тонко показать процесс взросления ребенка, передать неуловимые душевные движения, возникающие на переломе детства и отрочества, отрочества и юности).
С.Баруздин - «Только не завтра», «Первое апреля - один день весны», «Новые дворики» (выполняет назначение ДЛ - возбуждать, воспитывать высокие и чистые чувства, показывает, что жизнь не проста - в ней есть горе и счастье, радости и испытания, победы и поражения, но все равно она прекрасна). Ю.Сотник - «Дрессировщики», «Феодал Димка», «Архимед» (бережное отношение к растущему человеку).
Для современной психологической прозы характерны драматизм и лиризм, динамичность и юмор, задушевность и мягкость интонаций и любовь к ребенку, забота о его нравственном здоровье.
2.Школьная тема. «Школа есть одна из тех органических частей государства, которая не может быть рассматриваема и оценяема отдельно, ибо достоинство ее состоит только в большем или меньшем соответствии остальным частям государства» - писал Л.Н. Толстой.
Произведения о школе, созданные в 20-30-е годы, дают представление сегодняшним читателям о школьной республике, построенной на самоуправлении, о трудовой школе, о влиянии коллектива, пионерской организации (Н.Гарин-Михайловский «Гимназисты»; Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»; Л.Толстой «Филиппок»; Л.Пантелеев и Г.Белых «Республика ШКИД»; Н.Огнева «Дневник Кости Рябцева»).
Современная школьная повесть гораздо острее ставит проблемы взаимоотношений учеников и учителей, школы и семьи, показывает поиски новых методов обучения и воспитания, рассматривает сложности и противоречия, возникающие в школьной жизни и обществе. В лучших произведениях последних лет дан более глубокий анализ проблем, без прежней иллюстративности и наивной дидактично-сти, что имело место в литературе пошлых лет (В.Тендрякова «Ночь после выпуска», В.Железников «Чучело», В.Якименко «Сочинение», Л.Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна».
Основные проблемы, которые носят нравственно-педагогический характер:
1.Личность учащегося и школьная жизнь (взаимоотношения уч-ся со сверстниками, уч-ми).
2.Проблема взаимопонимания и доверия.
3.Личность учителя. Сложность и важность его труда. Поиски положительного образа, идей.
4.Семья и школа. Взаимодействия родителей, учеников, учителей.
5.Нравственные проблемы: добра и зла, личного и общего, товарищества, человеческого достоинства, первой любви и др.
б.Проблема выбора жизненного пути.
Современные произведения о школе помогают подросткам в их поисках ответов на самые разные вопросы, помогают взрослеющему поколению не потерять нравственных ориентиров.
Ш.Д/з
1.Пересказ с вступительным словом об авторе и анализ: Зощенко, Шергин, Распутин (из лекции, проблемы чести и долга, дружбы, верности)
2.Представление книжной выставки
3.0 Гайдаре