Риски в условиях зарубежного предпринимательства

Термин «предпринимательство» в широком смысле определяется как комплекс особых качеств готовности к риску, которыми обладают люди, создающие предприятия или управляющие ими. Слово «предпринимательство» происходит от английского entrepreneurship или от французского entreprendre, перевод которых сводится к понятиям «реализовать, использовать возможности или удовлетворять потребности и желания путем новаторской деятельности или создания предприятия».

Фирма как хозяйственная единица, в функции которой входит производство и/или сбыт товаров и услуг, развивает свою деятельность и, следовательно, рискует в двух направлениях. Одно из них — вертикальное, предусматривающее выбор месторасположения предприятия, используемую технологию, логистику перемещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Второе направление деятельности фирмы — горизонтальное, со своими стилем менеджмента, организацией производства и сбыта на базе концепции маркетинга, НИОКР и финансовой деятельности. На обоих этих направлениях неизбежно возникают риски.

Если же фирма распространяет свою деятельность за пределы государственных границ, то риски, связанные с предпринимательством, во много раз увеличиваются в условиях функционирования предприятия за границей из-за разницы в культуре (право, обычаи, мораль, этика), специфики спроса на товары и услуги, производственных и бытовых отношений между людьми, колебаний паритетов валют, распространения международного терроризма.

Для комплексной оценки рисков, связанных с зарубежным предпринимательством, целесообразно классифицировать факторы, влияющие на деятельность предприятий, функционирующих за пределами национальных границ. К этим факторам относятся:

социокультурные — обычаи, нормы, язык, демография, уровень жизни, социальные институты, образ жизни, религия, отношение к иностранцам, уровень грамотности. Последнее важно для менеджера, рассчитывающего привлекать к работе на своем предприятии в принимающей стране местный персонал;

экономические — уровень экономического развития, доход на душу населения, климат, динамика и тенденции валового национального продукта (ВНП), финансовая политика правительства, уровень безработицы (важен при расчете покупательной способности населения и при определении возможности привлекать местных специалистов к (работе на фирме в принимающей стране), конвертируемость валюты, уровень заработной платы, конкурентная среда, участие в экономических ассоциациях и региональных интеграционных организациях. Последнее ограничивает самостоятельность местных партнеров в принятии ими решений, так как участие в региональных интеграционных группировках подразумевает согласование принципиальных решений партнерами по интеграционным объединениям;

технологические — правовые нормы обмена технологиями, на-1ичие и стоимость энергоносителей, природные ресурсы, транспортная сеть, квалификация рабочей силы, патентная защита, инфраструктура, потоки информации. Учитывая первостепенную важность информации в современных условиях, некоторые корпорации (это типично для японских компаний) организуют свои отделения за границей с основной целью — получение информации о новых технологиях, состоянии дел у основных конкурентов, изменениях в законодательстве и т.д.;

политико-правовые — форма правления государством, политическая идеология, налоговое законодательство, стабильность правительства, отношение правительства к иностранным компаниям, законодательство об иностранной собственности, влияние оппозиции, торговое законодательство, степень протекционизма, внешняя политика, активность террористов, правовая система. Политико-правовые факторы связаны с риском для иностранной фирмы потерять свои активы, контроль над своими предприятиями, долю на рынке из-за действий правительства принимающей страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: