Организационная простота
Организационная простота налога позволяет, при прочих равных условиях, собирать суммы, необходимые государству для выполнения его функций, при относительно низком уровне этих издержек.
Сбор налогов, как и любые другие экономически значимые действия, требует затрат:
1. расходы на содержание налоговой службы;
2. затраты времени и средств плательщиков, связанные с определением причитающихся с них налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов;
3. затраты на приобретение услуг налоговых консультантов и адвокатов,
4. а также другие виды расходов, обусловленных потребностью в квалифицированной трактовке налогового законодательства и его применении для разрешения возникающих конфликтов.
Затраты на обслуживание налоговой системы, подчас не менее значимы для характеристики ее экономической эффективности, чем оказываемое ею искажающее воздействие на производство частных благ. При прочих равных условиях, эти затраты тем ниже, чем яснее и единообразнее налоговые обязательства и легче проверка их выполнения. Так, если бы налогообложение сводилось к равным аккордным платежам физических лиц, третий компонент затрат был бы практически исключен ввиду предельной ясности, однозначности и неоспоримости обязательств каждого индивида. Одновременно были бы сведены к минимуму и первые два компонента, поскольку ни плательщикам, ни сборщикам налогов не имело бы смысла обращаться к данным бухгалтерского учета, производить какие-либо подсчеты, принимать во внимание различного рода льготы и т.п.
|
|
В настоящее время налоговая служба вынуждена содержать многочисленный персонал для проверки правильности выплат. Многоаспектность требований и льгот почти неизбежно создает поводы для конфликтов, разрешаемых в судебном порядке, а это также предполагает существенные затраты времени и средств.
Мера искажающего воздействия налога и величина связанных с ним административных издержек характеризуют его влияние на экономику, рассматриваемую в целом, и прежде всего на ту ее часть, которая лежит за пределами общественного сектора. В этом же ряду находится и такая характеристика налогообложения, как экономическая гибкость. Гибкость налога - это его способность адекватно реагировать на динамику макроэкономических процессов, прежде всего на смену фаз делового цикла.
Аккордный налог по определению не способен быть гибким. А например, прогрессивный налог помогает до некоторой степени сглаживать цикл деловой активности, работая как встроенный стабилизатор.
|
|
Следует, впрочем, подчеркнуть, что положительное воздействие подобного рода налогов на экономику не следует переоценивать. Необходимо помнить, что при отсутствии нейтральности экономический эффект налогообложения в общем и целом негативен, а позитивный момент в немалой степени сводится к способности несколько ослаблять искажающее влияние в моменты, когда хозяйству особенно трудно его переносить. Тем не менее, если искажений нельзя избежать, обеспечение гибкости становится одним из существенных требований к налоговой системе.
Гибкость налога предполагает как адекватную направленность его реакции на.изменения, так и своевременность отклика. Прогрессивные налоги на прибыль, доходы, потребление и т.п., реагируя на деловой цикл, как правило, порождают сдвиги в желательных направлениях. В то же время регрессивным налогам соответствуют противоположные направления воздействия.
Так, регрессивный налог (например, в форме высоких акцизов на основные продукты питания и другие недорогие товары повседневного массового потребления), оборачивался бы в фазе спада таким снижением платежеспособного спроса, которое опережало бы падение доходов. Вместе с тем асинхронность взимания налога с изменениями, на которые она призвана откликаться, способна вызвать негативные последствия, поскольку фактическая направленность и интенсивность реакции могут значительно отличаться от предполагаемых.