Контролируемость налоговой системы
Впринципе, в демократическом обществе политика государства во всех областях, в том числе и в сфере налогообложения, зависит от предпочтений избирателей. Однако в силу уже известных причин она далеко не всегда непосредственно выражает позицию большинства. Рядовой избиратель не слишком компетентен в деталях налоговой политики, не всегда ощущает ее отдаленные последствия и, проявляя рациональное неведение, не очень стремится их прогнозировать. Поэтому он по-разному относится к тем налогам, прямая связь которых с его уровнем благосостояния очевидна, и тем, которые, на первый взгляд, затрагивают его не столь сильно.
Каждый избиратель в полной мере ощущает влияние налога на доходы физических лиц на собственную платежеспособность и, как правило, негативно реагирует даже на умеренное его повышение. Опыт убеждает, что зачастую спокойнее воспринимается рост акцизов и налога на добавленную стоимость, даже если в итоге налоговое бремя возрастает в несколько большей степени.
Когда налоговая система характеризуется с точки зрения контролируемости, имеется в виду не просто право налогоплательщиков корректировать налоговую политику через участие в выборах и референдумах. Акцент делается на способности граждан на практике распознавать особенности тех или иных налогов и проецировать их на собственные интересы. Высокая мера контролируемости соответствует своего рода прозрачности налоговой системы. При прочих равных условиях, она выше у прямых налогов, по сравнению с косвенными, у маркированных по сравнению с немаркированными, и у налогов, отличающихся организационной простотой, по сравнению с более сложными.
Налоговая система, как и любое другое общественное благо, должна формироваться в соответствии с запросами потребителей (избирателей). Следовательно, ситуации, когда государство, действуя во имя неких собственных интересов (представляющих собой на деле, как правило, специфические интересы бюрократии и профессиональных политиков и связанных с ними групп интересов), увеличивает налоговое бремя способами, которые не вполне понятны рядовым налогоплательщикам, заслуживают негативной оценки.
Итак, контролируемость налоговой системы несомненно относится к числу ее желательных свойств, хотя данный критерий, в отличие от предыдущих, не всегда находит поддержку тех, кто непосредственно проектирует эти системы и отвечает за их функционирование.