Расходы общественного сектора. Социальная помощь и общественное страхование

Контролируемость налоговой системы

Впринципе, в демократическом обществе политика государства во всех областях, в том числе и в сфере налогообложения, зависит от предпочтений избирателей. Однако в силу уже известных причин она далеко не всегда непосредственно выражает позицию большинства. Рядовой избиратель не слишком компетентен в деталях налоговой политики, не всегда ощущает ее отдаленные последствия и, проявляя рациональное неведение, не очень стремится их прогнозировать. Поэтому он по-разному относится к тем налогам, прямая связь которых с его уровнем благосостояния очевидна, и тем, которые, на первый взгляд, затрагивают его не столь сильно.

Каждый избиратель в полной мере ощущает влияние налога на доходы физических лиц на собственную платежеспособность и, как правило, негативно реагирует даже на умеренное его повышение. Опыт убеждает, что зачастую спокойнее воспринимается рост акцизов и налога на добав­ленную стоимость, даже если в итоге налоговое бремя возрастает в несколько большей степени.

Когда налоговая система характеризуется с точки зрения контроли­руемости, имеется в виду не просто право налогоплательщиков коррек­тировать налоговую политику через участие в выборах и референду­мах. Акцент делается на способности граждан на практике распо­знавать особенности тех или иных налогов и проецировать их на собст­венные интересы. Высокая мера контролируемости соответствует сво­его рода прозрачности налоговой системы. При прочих равных усло­виях, она выше у прямых налогов, по сравнению с косвенными, у мар­кированных по сравнению с немаркированными, и у налогов, отли­чающихся организационной простотой, по сравнению с более слож­ными.

Налоговая система, как и любое другое общественное благо, должна формироваться в соответствии с запросами потребителей (избира­телей). Следовательно, ситуации, когда государство, действуя во имя неких собственных интересов (представляющих собой на деле, как правило, специфические интересы бюрократии и профессиональных политиков и связанных с ними групп интересов), увеличивает налоговое бремя способами, которые не вполне понятны рядовым налого­плательщикам, заслуживают негативной оценки.

Итак, контролируемость налоговой системы несомненно относит­ся к числу ее желательных свойств, хотя данный критерий, в отли­чие от предыдущих, не всегда находит поддержку тех, кто непосред­ственно проектирует эти системы и отвечает за их функциониро­вание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: